|
Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростковАвтор статьи: Васильева Наталья Юрьевна
Проблема раннего выявление факторов риска суицидального поведения подростков в связи с появлением потенциально-опасного контента в сети Интеренет. Н.Ю. Васильева Современное общество можно охарактеризовать как общество информационное, в котором большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний. Для этой стадии развития общества характерно увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных средств массовой информации; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей друг с другом. Современное общество вынуждает человека быть максимально зависимым от технологий, сокращая при этом его естественное коммуникационное пространство. Виртуальное общение начинает заменять межличностные отношения, а Интернет предоставлять неограниченные возможности по получению и распространению информации. Одной из главных тенденций развития Интернета в последние несколько лет является стремительный рост популярности социальных сетей, где происходит подмена живого непосредственного общения опосредованным компьютеризированным общением без наличия живого человека в качестве собеседника, а с представлением его в виде изображения, номера, знака, символа. Стремительное вхождение в нашу жизнь новых информационных технологий с доминированием межличностного Интернет-общения «переселяет» детей из реальной жизни в виртуальную и формирование личности современных подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит уже на стыке виртуального мира и реальности. Риски, с которыми подростки могут столкнуться в Интернете, зачастую более значимы, нежели опасности реального мира. Порнография, агрессия, наркотики, сайты знакомств, секты, экстремизм, национализм, фашизм - все широкие возможности Интернета используются людьми антисоциальной направленности. Наиболее актуальной на сегодняшний день проблемой, связанной с отсутствием информационной безопасности в сети Интернет в общем и в социальных сетях в частности является массовое распространение потенциально-опасного контента, связанного с вовлечением несовершеннолетних в опасные для жизни и здоровья информационные группы, пропагандирующие аутоагрессивное (суицидальное) поведение. Процесс вовлечения ребенка в данные группы происходит двумя путями - ребенок сам проявляет инициативу, публикует на своей странице специфическую фотографию, грустный комментарий, пессимистический пост, тематическое стихотворение; к нему добавляются другие участники, часто фэйки, спрашивая о проблемах и переживаниях; ребенок проходит предварительный отбор, в котором оценивается его истинное состояние; ему предлагают вступить в игру и опубликовать на странице запрос в игру; позже его добавляют в закрытую группу, где другие уже вовсю «играют»; получает кодовое имя (номер); начинается последний отсчет до дня совершения самоубийства. Второй путь – если инициатива исходит не от ребенка, тогда его вовлечение происходит по следующему сценарию - выявление ребенка, потенциально находящегося в негативном эмоциональном состоянии; анализ страницы ребенка; создание фейковой страницы, близкой по информационной направленности странице ребенка (схожая музыка, единый возрастной период, похожие интересы); переписка с ребенком; получение расположения ребенка; формирование доверия, создание у ребенка ощущения, что о нем заботятся, им искренне интересуются; закрепление в круге ближайшего окружения ребенка; получение от ребенка нужной информации о нем, в том числе компрометирующего материала. В итоге ребенок становится либо созависимой личностью, считающей виртуального друга близким человеком (при таком развитии сценария ребенком можно управлять через сильную психологическую привязанность), либо ребенок становится психологическим заложником (при таком развитии сценария ребенком легко управлять с помощью шантажа). Попавший в «игру» ребенок получает задания, в конечном итоге представляющие собой целенаправленный управляемый процесс ускоренного прохождения классических суицидальных стадий (суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения, суицидальные попытки, завершенный суицид) через различные каналы получения информации (картинки, песни, тексты, видео) с тематической направленностью романтизации смерти, неконечности жизни, привыкания к высоте, идеями неуязвимости, избранности и исключительности самоубийц. Распознать опасную группу можно по странице ребенка в социальной сети, где можно увидеть специфические логотипы (ритуальные знаки, знаки богов, иероглифы), фотографии с ножом, картинки и фото в сером, черном и красном цвете, фотографии с полузакрытым лицом, фотографии с высотных зданий, психоделическая, медитативная музыка, изобилие фраз о бессмысленности жизни, хештеги с символичными словами («#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока», «#разбуди меня в 4:20», f57, f58, d28 и т. п.). Первые признаки того, что ребенок вступил в опасное сообщество - ребенок резко становится послушным, но «отрешенным» (становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят, так как считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он понял смысл жизни и нашел единомышленников); у него меняется режим дня (посещение группы становится ритуалом, дети заходят в одно время и видят, что их много, общаются с иными детьми, фейковыми друзьями и кураторами), подросток вялый и постоянно не высыпается (4.20 - предрассветный период для выполнения заданий, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным, разочаровывается в жизни, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх); активные постоянно повторяющиеся рисунки (демонстрация новой «идеологии»); появление грустных мыслей, мыслей о бессмысленности существования в постах на соцстраничке; появление на теле увечий (царапин, надрезов в виде фигур); открытое сообщение о желании умереть. Практика работы по выявлению детей, находящихся в группе риска, беседа с родителями, чьи дети были включены в потенциально-опасные игры, а также взаимодействие с персоналом образовательных учреждений показала, что наиболее эффективным средством профилактики возможного аутоагресивного поведения, связанного с целенаправленным психическим воздействием на ребенка через потенциально-опасные контенты Интернет-сети, является комплексный подход к выявлению ранних признаков суицидального поведения подростков, в котором будут задействованы различные категории людей, включенные во взаимодействие с ребенком в процессе его воспитания и обучения (родители, классные руководители, психологи образовательного учреждения, социальные педагоги, медицинских персонал). Алгоритм работы представлен поэтапным сбором необходимых сведений с их дальнейшей интеграцией и совокупным анализом:
Несмотря на то, что подростковый возраст характеризуется отторжением помощи родителей, педагогов и профессионалов, именно данной категории людей необходимо консолидировать все ресурсы для выявления группы риска суицидального поведения, ранних признаков суицидального риска для дальнейшего проведения профилактической работы с данной группой. Лучшая профилактика суицида - вовремя дать ребенку почувствовать себя нужным родителям, учителям, друзьям, самому себе, и тогда жизнь станет для него достаточно большой ценностью. Ранее материал размещен: http://akademy-dl.ru/section/press-centr1/publikacii-nashih-ekspertov/gubyat-detej.-kity http://akademy-dl.ru/assets/files/prezentaciya-gruppy-smerti-1.pdf Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|