Раннее выявление факторов риска суицидального поведения подростков

Проблема раннего выявление факторов риска суицидального поведения подростков в связи с появлением потенциально-опасного контента в сети Интеренет. 

 Н.Ю. Васильева

 Современное общество можно охарактеризовать как общество информационное, в котором большинство людей занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы - знаний. Для этой стадии развития общества характерно увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных средств массовой информации; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей друг с другом.

Современное общество вынуждает человека быть максимально зависимым от технологий, сокращая при этом его естественное коммуникационное пространство. Виртуальное общение начинает заменять межличностные отношения, а Интернет предоставлять неограниченные возможности по получению и распространению информации. Одной из главных тенденций развития Интернета в последние несколько лет является стремительный рост популярности социальных сетей, где происходит подмена живого непосредственного общения опосредованным компьютеризированным общением без наличия живого человека в качестве собеседника, а с представлением его в виде изображения, номера, знака, символа.

Стремительное вхождение в нашу жизнь новых информационных технологий с доминированием межличностного Интернет-общения «переселяет» детей из реальной жизни в виртуальную и формирование личности современных подростков, их установок, мотивов, ценностных ориентиров и поведенческих навыков происходит уже на стыке виртуального мира и реальности. Риски, с которыми подростки могут столкнуться в Интернете, зачастую более значимы, нежели опасности реального мира. Порнография, агрессия, наркотики, сайты знакомств, секты, экстремизм, национализм, фашизм - все широкие возможности Интернета  используются  людьми антисоциальной направленности.

Наиболее актуальной на сегодняшний день проблемой, связанной с отсутствием информационной безопасности в сети Интернет в общем и в социальных сетях в частности является массовое распространение потенциально-опасного контента, связанного с вовлечением несовершеннолетних в опасные для жизни и здоровья информационные группы, пропагандирующие аутоагрессивное (суицидальное) поведение.

Процесс вовлечения ребенка в данные группы происходит двумя путями - ребенок сам проявляет инициативу, публикует на своей странице специфическую фотографию, грустный комментарий, пессимистический пост, тематическое стихотворение; к нему добавляются другие участники, часто фэйки, спрашивая о проблемах и переживаниях; ребенок проходит предварительный отбор, в котором оценивается его истинное состояние; ему предлагают вступить в игру и опубликовать на странице запрос в игру; позже его добавляют в закрытую группу, где другие уже вовсю «играют»; получает кодовое имя (номер); начинается последний отсчет до дня совершения самоубийства. Второй путь – если инициатива исходит не от ребенка, тогда его вовлечение происходит по следующему сценарию -  выявление ребенка, потенциально находящегося в негативном эмоциональном состоянии; анализ страницы ребенка;  создание фейковой страницы, близкой по информационной направленности странице ребенка (схожая музыка, единый возрастной период, похожие интересы); переписка с ребенком; получение расположения ребенка; формирование доверия, создание у ребенка ощущения, что о нем заботятся, им искренне интересуются;  закрепление в круге ближайшего окружения ребенка; получение от ребенка нужной информации о нем, в том числе компрометирующего материала. В итоге ребенок становится либо созависимой личностью, считающей виртуального друга близким человеком (при таком развитии сценария ребенком можно управлять через сильную психологическую привязанность), либо ребенок становится психологическим заложником (при таком развитии сценария ребенком легко управлять с помощью шантажа). Попавший в «игру» ребенок получает задания, в конечном итоге представляющие собой целенаправленный управляемый процесс ускоренного прохождения классических  суицидальных стадий (суицидальные мысли, суицидальные замыслы, суицидальные намерения, суицидальные попытки, завершенный суицид) через различные каналы получения информации (картинки, песни, тексты, видео) с тематической направленностью романтизации смерти, неконечности жизни, привыкания к высоте, идеями неуязвимости, избранности и исключительности самоубийц.

Распознать опасную группу можно по странице ребенка в социальной сети, где можно увидеть специфические логотипы (ритуальные знаки, знаки богов, иероглифы), фотографии с ножом, картинки и фото в сером, черном и красном цвете, фотографии с полузакрытым лицом, фотографии с высотных зданий, психоделическая, медитативная музыка, изобилие фраз о бессмысленности жизни, хештеги с  символичными словами («#морекитов», «#тихийдом», «#мертвыедуши», «#ня,пока», «#разбуди меня в 4:20», f57, f58, d28 и т. п.).

Первые признаки того, что ребенок вступил в опасное сообщество - ребенок резко становится послушным, но «отрешенным» (становится отстраненным от реальной жизни и начинает соглашаться со всем, что ему говорят, так как считает, что все происходящее неважно, а главная цель его жизни - в виртуальном сообществе, где он понял смысл жизни и нашел единомышленников); у него меняется режим дня (посещение группы становится ритуалом, дети заходят в одно время и видят, что их много, общаются с иными детьми, фейковыми друзьями и кураторами), подросток вялый и постоянно не высыпается (4.20 - предрассветный период для выполнения заданий, пробуждения ночью утомляют ребенка и потому он быстро устает, становится раздражительным, разочаровывается в жизни, в предрассветный период организм, настраиваясь на пробуждение, вырабатывает адреналин, поэтому подъем в это время вызывает тревожность и страх);  активные постоянно повторяющиеся рисунки (демонстрация  новой «идеологии»); появление грустных мыслей, мыслей о бессмысленности существования в постах на соцстраничке;  появление на теле увечий (царапин, надрезов в виде фигур); открытое сообщение о желании умереть.

Практика работы по выявлению детей, находящихся в группе риска, беседа с родителями, чьи дети были включены в потенциально-опасные игры, а также взаимодействие с персоналом образовательных учреждений показала, что наиболее эффективным средством профилактики возможного аутоагресивного поведения, связанного с целенаправленным психическим воздействием на ребенка через потенциально-опасные контенты Интернет-сети, является комплексный подход к выявлению ранних признаков суицидального поведения  подростков, в котором будут задействованы различные категории людей, включенные во взаимодействие с ребенком в процессе его воспитания и обучения (родители, классные руководители, психологи образовательного учреждения, социальные педагоги, медицинских персонал).

Алгоритм работы представлен поэтапным сбором необходимых сведений с их дальнейшей интеграцией и совокупным анализом:

  1. Выявление группы риска по социальному фактору (сбор анамнестических сведений, осуществляемый социальным работником и классным руководителем): воспитание без родителей или в неполной семье, конфликтные отношения родителей между собой при совместном проживании или развод родителей; неприязненное отношение ребенка к родителям, нарушения эмоциональных связей в семье; наличие физического, сексуального, психического насилия над ребенком в семье; амбивалентность в отношениях и действиях к ребенку; полное отвержение ребенка; чрезмерно строгое воспитание (авторитарное); чересчур мягкое («попустительское») воспитание; безнадзорность ребенка; неадекватный уровень удовлетворения детских потребностей (материальный недостаток, материальный избыток); наличие в семейной истории суицида; тяжелые жилищно-бытовые условия; очень низкая успеваемость в школе или «синдром отличника»; трудности в межличностных отношениях (неразделенная любовь, конфликты с товарищами); увлечение деструктивными молодежными течениями (в том числе потенциально-опасными интернет-ресурсами).
  2. Выявление группы риска по медицинскому фактору (медицинский осмотр тела ребенка на предмет выявления следов самоповреждения, осуществляемый врачом-педиатром, медицинским работником школы - признаки травмирования собственного тела, которое оставляет раны, гематомы, шрамы, ожоги - порезы кожи острыми предметами, саморасцарапывание кожи, ожоги, препятствование заживлению ран, ущемление частей тела, вырывание волос, ломание костей, втыкание иголок, употребление токсических веществ, переедание, голодание.
  3. Выявление группы риска по психологическому фактору (психодиагностическое обследование детей, осуществляемое школьным психологом, педагогическим коллективом) - определение эмоционального состояния подростка; выявление признаков нервно-психической неустойчивости; исследование самопринятия; исследование удовлетворенности внутрисемейными взаимоотношениями; исследование удовлетворенности межличностными, в том числе межполовыми, взаимоотношениями в группе сверстников.
  4. Выявление вербальных, эмоциональных и поведенческих признаков суицидального риска (анкетирование родителей, осуществляемое школьным психологом, классным руководителем) - поведенческие особенности (возбудимость, гиперактивность, ночные страхи, пассивность, частые истерики, хождение во сне, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), заикание, тики, навязчивые движения), вегетативные симптомы (слабость, потливость, утомляемость, усталость, тошнота, рвота, похудание, сухость во рту, запоры, поносы, головокружения), печальное настроение, обращение к теме смерти в музыке, живописи и литературе; разговоры о смерти, рисунки, записки; прослушивание унылой, печальной музыки и песен; чувство скуки; чувство усталости; нарушения сна (бессонница, нарушение засыпания, раннее пробуждение, кошмарные сны, сны о смерти); соматические жалобы; неусидчивость, беспокойство; чрезвычайная эмоциональность; повышенная замкнутость; рассеянность внимания; агрессивное поведение; демонстративное непослушание; склонность к бунту; изменение суточного ритма (бодрствование ночью и сон днем, трудности пробуждения); повышение или потеря аппетита; вялость и апатия; неспособность сконцентрироваться и принимать решения; приведение в порядок своих дел; отказ от личных вещей (раздача личных вещей); стремление к безрассудным действиям и поступкам, например, рискованное хождение по карнизам, посещение крыш, тяга к высоте; потеря интереса к увлечениям, спорту или школе; не соблюдение правил личной гигиены и ухода за внешностью; интерес к лекарственным средствам; бесперспективность будущего, отсутствие планов на будущее;  стремление оставаться в состоянии покоя; переживание чувства влюбленности; переживание обиды, чувства одиночества, отчужденности и непонимания; действительная или мнимая утрата родительской любви, ревность, неразделенное чувство; переживания, связанные со смертью близких, разводом или уходом из семьи родителей, серьезной болезнью; чувства вины, стыда, оскорбленного самолюбия, самообвинения; боязнь позора, нежелание извиниться;  чувство мести, протеста, злобы, вымогательство и угроза; желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, уйти от трудной ситуации,  избежать неприятных последствий; самоповреждения (бил себя, кусал, щипал); сочувствие или подражание товарищам, героям книг или фильмов; ощущение бесполезности и низкая самооценка.
  5. Беседа с родителями (классные и общешкольные собрания, проводимые психологом образовательного учреждения) - информирование о сложившейся социальной обстановке и возросшем риске суицидального поведения; информирование о признаках суицидального поведения; рекомендации родителям подростков по сохранению и поддержанию адекватных детско-родительских отношениям, являющихся основой профилактики суицидального поведения.

Несмотря на то, что подростковый возраст характеризуется отторжением помощи родителей, педагогов и профессионалов, именно данной категории людей необходимо консолидировать все ресурсы для выявления группы риска суицидального поведения, ранних признаков суицидального риска для дальнейшего проведения профилактической работы с данной группой. Лучшая профилактика суицида - вовремя дать ребенку почувствовать себя нужным родителям, учителям, друзьям, самому себе, и тогда жизнь станет для него достаточно большой ценностью.

Ранее материал размещен:

 http://akademy-dl.ru/section/press-centr1/publikacii-nashih-ekspertov/gubyat-detej.-kity 

http://akademy-dl.ru/assets/files/prezentaciya-gruppy-smerti-1.pdf



Просмотров: 562
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Особенности суицидального поведения подростков.
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Характеристика суицидального поведения подростков
  • Немного о причинах суицидального поведения у подростков
  • Системные аспекты суицидального поведения у подростков
  • Насилие над ребенком как фактор суицидального поведения
  • Метод Роршаха в диагностике суицидального поведения у подростков.
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Оценка суицидального риска. Сокращенный перевод статьи
  • Типичные нарушения в поведении подростков "группы риска".
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • «Группы смерти» в социальных сетях –  угроза жизни детей!
  • Влияние средств массовой информации на развитие личности ребенка
  • Значение тестирования для определения наличия суицидального поведения
  • Дети группы риска
  • Нарушения пищевого поведения. Факторы риска
  • На тему суицидального поведения подростка
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Роль родителей в жизни ребенка
  • Миссия семьи в предотвращении суицидального поведения.
  • Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?
  • Работа с детьми группы риска
  • Психологическая реакция родителей на появление в семье особого ребенка
  • Мотивы суицидального поведения
  • Осознание трагизма собственной личности как фактор суицидального поведения
  • О профилактике суицидального поведения среди обучающихся
  • Надежная связь в раннем детстве уменьшает вероятность поведенческих проблем в дальнейшей жизни ребенка
  • Факторы, влияющие на формирование стиля поведения ребенка.
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь