Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка?

После очередного случая с участием подростков и стрельбы в школе общество словно разделяется на тех, кто во всем винит семью, и тех, кто считает, что ребенок изначально имел наклонности к насилию. Изредка встречается также мнение, что «школа довела». На этом примере можно отследить, на что опираются люди при воспитании и развитии ребенка.

Генетика или воспитание – что определяющее при развитии ребенка?

Давайте попробуем разобраться, посмотрим на вопрос с разных точек зрения.

Сознание.


Генетика или воспитание в первые годы жизни влияет на будущее ребенка


 

Английский философ Джон Локк предполагал, что ребенок рождается с чистым сознанием, схожим с белым листом бумаги, на который накладывается некий опыт и знания извне. В дальнейшем данный постулат был оспорен – писали, что здесь игнорируются некие врожденные качества человека, темперамент, особенности нервной системы и пр.

Бессознательное.





 

Зигмунд Фрейд учел предыдущий опыт. В его теории включены заложенные данности. Ребенок рождается с «Оно» - бессознательными импульсами, первичными биологическими потребностями, желаниями и эмоциями; без неких моральных установок и нравственных оценок. В ходе развития родители знакомят ребенка с понятиями социальных норм, правил, идеалов, совести, цивилизованности, всеми теми понятиями, которые позволяют человеку жить в обществе. Формируется так называемое «Сверх-Я» (приобретенное бессознательное) - полная противоположность «Оно» (наследственное бессознательное). «Оно» и «Сверх-Я» проявляют себя через единственное осознаваемое «Я». Другими словами, заложенное природой и привитое воспитанием сидит в бессознательном и влияет на наши решения. В бессознательном «сложены» все наши действия/ желания и реакция на них от значимых взрослых, что в дальнейшем и определяет наше поведение.

Развитие.





 

Лев Семенович Выготский писал о роли спонтанного и направленного развития. Ребенок рождается и начинается его спонтанное развитие. В первый год жизни ребенок развивается исключительно спонтанно – сам научается держать головку, агукать, переворачиваться, брать в ручки предметы. Сколько бы взрослый не пытался чему-то научить ребенка в этот период, результатов будет в лучшем случае мало. У ребенка свой темп развития. Чем старше становится ребенок, тем больше начинает играть роль направленное воспитание, снижается роль спонтанного. К школе у ребенка превалирует направленное развитие, поэтому он может целенаправленно усваивать учебный материал.

Отношения.





 

Джон Боулби в своей теории привязанности разбирает механизм выживания ребенка в семье. Поведение мамы в отношении ребенка воспринимается им как ответ мира о принятии или непринятии. Из взаимодействия вырастают способы адаптации, формируются механизмы общения, необходимые для выживания малыша. Эти способы адаптации и общения потом влияют на дальнейшую жизнь. Если мама подходит к малышу только, если он плачет или болеет, то и в последующей жизни ребенок может использовать грусть или болезнь для привлечения внимания (зачастую бессознательно). Ребенку не важно, какое именно мама дает внимание, жизненно необходимо само по себе внимание к ребенку, оно обеспечивает его выживание. Именно поэтому ребенок плохо себя ведет, кричит или безобразничает, если только такое поведение помогает заполучить мамино внимание и любовь (что для ребенка может означать одно и то же).

Объединяя опыт специалистов, можно сделать определенный вывод. Ребенок рождается с достаточно «чистым» сознанием, готовый воспринимать все, что происходит и окружает его. При этом у него есть набор неких физиологических данных, импульсов и особенностей, которые влияют на темп развития и усвоения знаний, избирательность и значимость усвояемого. В первый год ребенок реагирует на свои физиологические потребности и эмоциональный климат вокруг. Спонтанно развивается и пополняет бессознательное информацией извне – как принимает мир (через мамины реакции на него) и безопасно ли существовать (через эмоциональный мамин отклик - тревожный или умиротворенный). По мере роста спонтанное развитие потихоньку уступает место направленному (в том числе и воспитанию). Ребенок уже не столько «впитывает» разные ситуации вокруг, сколько целенаправленно обучается и реагирует из своего опыта.

Таким образом, поведение ребенка (а после и уже взрослого человека) определяется в совокупности:

- опытом его отношений со значимым взрослым в первые годы жизни;
- реакцией взрослых на импульсы и желания (подавление или помощь в контроле и выражении);
- способами взаимодействия с мамой, ее реагированием на потребности малыша;
- особенностями нервной системы и прочих физиологических данных.
Вопрос о влиянии генетики и воспитания остается открытым. Только теперь у нас есть возможность задуматься о своей родительской роли в воспитании ребенка, заодно вспомнить опыт собственного детства.

(материалы к статье взяты из открытых источников в интернете)

А к какой точке зрения склоняетесь вы? Что нас определяет – наследственность или воспитание?..



Просмотров: 409
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Хочу ребенка. Или что влияет на способность женщины к зачатию и вынашиванию ребенка.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Мой ребенок непоседа! Воспитание гиперактивного ребенка.
  • Ребенок для матери или мать для ребенка?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Секции и кружки для ребенка. Как психолог может определить направления развития ребенка
  • Как решить водить ребенка в кружок или нет, когда ребенок не хочет?
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Воспитание ребенка: кнут или пряник? Что выберете Вы? И нужно ли выбирать?
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • Нужно ли родителям играть со своими детьми? или Что такое ИГРА в жизни ребенка- дошкольника?
  • Потребности ребенка или Что на самом деле нужно Вашему малышу
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Подростковые сюрпризы, или что делать, если ваш ребенок хочет праздновать Новый год с друзьями?
  • Ребенок не может или не хочет в учиться. Что делать?
  • Что делать, если ребенок проявляет агрессивное поведение?
  • Ребенок не от мужа. Муж узнал,что ребенок не от него....
  • Как быть, если ребенок не ценит то, что Вы для него делаете
  • Что делать, если поведение ребенка из ряда вон?
  • Плохое поведение ребенка. Что это такое и что делать?
  • Истории клиентов, или что может мешать рождению ребенка
  • Что лучше: самостоятельность или опекание в воспитании ребенка?
  • Что делать, если ребенок плачет при расставании
  • Как школьные оценки влияют на самоценность ребенка и развитие его личностного потенциала...
  • На что способен мой ребенок или что за Личность пришла в мою жизнь???
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь