Арно Штерн. Роль спонтанного рисования в развитии ребенка

Арно Штерн Роль спонтанного рисования в развитии ребенка

Арно Штерн - это имя в нашей стране не очень известно. Между тем, художественные студии Malort (Место рисования) или Malspiel (рисовальная игра), организованные по его методике, распространены во многих странах мира. Этому человеку сейчас 95 лет, и он до сих пор ведет свою студию в Париже, а также регулярно проводит семинары по подготовке специалистов Malort. (https://www.arnostern.com/de/ausbildung.htm)

Биография Арно Штерна тесно связана со II мировой войной. Он родился в Касселе (Германия) в 1924 году в еврейской семьи фабрикантов. Когда он был совсем юным, родителям, потерявшим все свое состояние, пришлось спасаться из нацистской Германии. Им очень повезло не попасть в концлагерь и выжить. Они пытались найти в Европе место, где могли бы жить, но таким местом стал лагерь для интернированных лиц. 13 лет Арно Штерн и его родители скитались беженцами на нелегальном положении.  

После войны Штерн получил свою первую работу: он опекал 150 еврейских сирот в местечке недалеко от Парижа. Дети были сильно травмированы, и Штерн интуитивно решил с ними рисовать. Помещение было без окон, не было столов. Бумагу удалось раздобыть, но краски были одни на всех. Выход из положения был найден: рисовали стоя, прикрепляя листы на стены, краски стояли в особом порядке на столике, дети подходили и брали на кисточку нужную им краску. Если размера листа не хватало, рядом прикрепляли следующий лист. Если рисунок устремлялся вверх, а ребенку не хватало роста, подставляли табуретку или лестницу. Рисунки не обсуждались, оценка чужого рисунка была запрещена правилами.

В 1947 году Арно Штерн открыл ателье в Париже на Монпарнасе. 

Хотя сейчас нет проблем ни с мебелью, ни с материалами, правила ателье остались неизменными до сих пор. Оказалось, что ритуалы, появившиеся по воле скудости послевоенной жизни, создают идеальные условия для терапевтического воздействия. Раз в неделю приходят "рисующие дети" от 3 лет и до любого преклонного возраста. Рисуют все вместе.



В ателье нет окон, чтобы ничто не отвлекало от диалога со своим внутренним миром. Посередине находится специальный столик с расположенными в строгом порядке баночками с 18 цветами. Штерн служит: прикрепляет листы к стене, приносит табуретки и лестницы, смешивает цвета, помогает - все это по просьбе рисовальщиков. Он не дает тем, не комментирует и не оценивает рисунки. Замкнутое неизменное пространство помогает концентрации, очень разные люди заняты одним делом. Основой мирного сосуществования служит взаимное уважение. Отсутствие критики, чужой интерпретации рисунков взращивает также самоуважение. Основным секретом терапевтического воздействия является создание особой атмосферы спокойствия, защищенности, принятия, которая помогает довериться и раскрыться. Этому служит также ряд правил. Например, работы запрещено выносить за пределы ателье. Они хранятся в именных папках несколько лет. Автор может просматривать их, но не может взять с собой. 

Что же это такое? Это не коммуникация, не эстетика, не послание. По теории Штерна дети рисуют спонтанно просто потому, что это должно происходить. Они должны оставить свой след. Ни для кого-нибудь, ни для чьей-то оценки, похвалы, а просто потому, что это заложено природой человека. Те взрослые, у которых не было возможности пройти этот путь, могут поправить это в любом возрасте. Для этой цели и служит ателье Malort.

Теория выросла из наблюдения. Первые дети, с которыми работал Штерн, имели эстремально трагический опыт, они были лишены нормального воспитания в семье и школьного образования, их никто не учил, как надо рисовать, у них не было клише определенных рисунков на заданные темы, но в их рисунках Штерн разглядел одинаковые базовые линии и фигуры, которые проходили все дети в определенной последовательности, следуя "плану" развития.

Желая проверить свою теорию, Арно Штерн отправился в страны, далекие от европейской цивилизации. Он посетил Гватемалу, Папуа-Новую Гвинею, Афганистан, Перу, Эфиопию, Нигер - и везде со своими неизменными 18 цветами рисовал с детьми и взрослыми. Штерн изучал рисунки детей, которые никогда не посещали школу -  они рисовали те же базовые фигуры, что и юные парижане. Таким образом, он открыл на обширном собранном материале базовый алфавит человечества. 

Дети, которые согласно своему возрасту, проходят все стадии рисовальных умений в своем темпе (каракули, круг, головоног, штриховой человечек к более деталированому и дифференцированному человечку), имеют наилучший контакт с собой и хорошее психическое здоровье.

Мне посчастливилось услышать очень интересный доклад о работе с социально запущенными, депримированными детьми методами арт-терапии. Дети в возрасте 10 и более лет, которые никогда не рисовали, начинали с тех же самых каракулей, проходили все классические стадии развития детского рисунка. Развитие личности оказалось связанным с трансформацией рисовальных навыков, параллельно с дифференциацией деталей рисунка идет подобный же процесс в самосознании и социальной сфере. Пройдя все стадии рисования, большинство детей теряли интерес к изобразительному искусству, как будто программа была завершена. Это отражалось также на других сферах жизни: ребенок как бы дорастал до своего биологического возраста.

Ребенок, рисующий каракули, выражает нечто очень важное для него. Мы пытаемся, не понимая, воздействовать на проявление спонтанного самовыражения: хвалить ребенка, ругать его за каляки-маляки, учить рисовать "правильно". Штерн, который просто наблюдал за детьми, увидел в языке рисунка архетипические знаки и символы, свидетельствующие об общности довербального, возможно перинатального и более раннего опыта детей независимо от культурной среды, этноса и истории.

Штерн считает вредным обучение детей композиции, перспективе, теории цветов. Все это разрушает аутентичность самовыражения ребенка, тем самым мешая его естественному развитию. Интерес к классическому художественному образованию приходит позже сам собой. Важно не мешать ребенку пройти этапы художественного самовыражения и самопознания, заложенные природой.

 

С любовью!

Ваш арт-терапевт

Светлана Шмелева

 

 



Просмотров: 673
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Сделайте мне ребенка таким, как я хочу или "неудобные" дети
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • "Взрослые дети алкоголиков" для детей непьющих родителей
  • Почему болеют дети? Дети и "холод" в семье.
  • Дети, которых не было (Дзеці, якіх не было)
  • "Умные" дети обманывают чаще, послеродовая депрессия отцов, дети и развод и др. новости
  • Дети в однополых семьях (Фрагмент моего проекта-книги "Все дети любви" укр)
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Ваши дети - не ваши дети". Кому принадлежит ребенок?
  • «Я не умею рисовать!»: или Откуда берутся «не рисующие» дети?
  • Родительские директивы + социальное видео "Если бы дети могли выбрать родителей"
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • "Ох,уж этот горшок или Наши не идеальные дети!!???!!"
  • Комментарий для журнала "Солнечный круг" на тему "Дети, подростки и социальные сети"
  • Дети растут очень быстро...
  • Понять ребенка - это как? .... или "непослушно послушные" дети.
  • Родители и взрослые дети. Швабра-целитель, "чудеса" психосоматики.
  • "Украденная жизнь" или Родители и дети - кто кого?
  • "Дети всегда внимательнее слушают, когда говорят не с ними"
  • "Старые дети", или как взрослеют люди, чьи родители отказываются от зрелости
  • Родители и дети. Как песочная терапия помогает родителям?
  • "Нездоровые" дети самых "здоровых" родителей
  • Две терапевтические истории "Когда дети не хотят делать уроки"
  • И по лужам бегать иногда очень полезно! Как правильно говорить ребенку "нельзя".
  • "Семейное захватничество": родители, которые "убивают" своих детей
  • "Нестандартный" ребенок. Тихие дети (замкнутость/застенчивость.)
  • Если бы воспитывать детей было просто, как…. управлять парусником
  • Почему у вас никогда не было отношений, даже если вы уверены, что есть и были



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь