«Я не умею рисовать!»: или Откуда берутся «не рисующие» дети?

Автор статьи: Татьяна Колесникова

Я не умею рисовать  или Откуда берутся не рисующие дети

Откуда берутся не рисующие дети, которые отказываются от рисования потому что «не умеют»? Казалось бы, странный вопрос. В нашей реальности гораздо привычнее звучат фразы типа «Как воспитать в своем ребенке художника?», «Как научится рисовать за одно занятие?» и т. п. Конечно, чтобы рисовать профессионально, необходимо долго учиться. А чтобы создавать гениальные полотна, необходим талант. И все же, будучи психологом, я задумалась над вопросом: а как так получается, что все больше детей, приходящих ко мне на консультацию, в ответ на просьбу нарисовать что-нибудь, отвечают «Я не умею рисовать!». И все бы ничего, ну, действительно, не все же дети ходят в изостудию с пеленок, если бы не одно «но».

Все дело в том, что рисование — это естественная, наряду с игрой, деятельность ребенка начиная лет с полутора. Наши детки, как и мы когда-то, (как и наши далекие предки, к слову сказать) через рисунок изучают окружающий мир, перепроживают сильные (непосильные) чувства и эмоции, помогают сами себе воспринять действительность целостной, фактически «рисуют» свою картину мира. И в этом процессе взаимодействия ребенка с миром через рисунок нет места «плохой» или «хорошей» оценке результата — сам процесс рисования уже становится результатом, одной из ступенек развития малыша.

К сожалению, у некоторых деток эта «ступенька» так и остается «неосвоенной». Детское рисование, как и любое другое новообразование психики, имеет свой определенный «сензитивный» период развития — то есть возраст, когда при наличии соответствующей развивающей среды, умение формируется спонтанно, как бы само по себе. По отношению к рисованию это возраст от года и примерно до 3-х лет. Умение рисовать неразрывно связано с речью ребенка, ведь и то, и другое помогает изучать этот мир и выживать в нем. Парадоксально, но рисовать наши малыши учатся до того, как у них формируется воображение, до того, как развивается образное мышление.

Почему же одни дети начинают в этот период рисовать, а другие — нет? Помните, что я говорила про развивающую среду? Чтобы ребенок начал рисовать, у него должно быть в свободном доступе чем рисовать, на чем рисовать и, желательно, пару примеров, как это делать (просто, чтобы он понял, что карандаш оставляет след, краски растворяются водой и т.п.). Впрочем, все вышеперечисленное не обязательно (это больше для упрощения жизни родителям и минимизации последствий детского творчества)! Нормально развивающийся ребенок найдет себе и «краски» и «материал» (будет рисовать кашей по тарелке, какашками на полу, маминой помадой на обоях). Но есть и обязательное условие — это благосклонное отношение к процессу рисования со стороны ухаживающих за ребенком взрослых!!

К сожалению, так бывает не всегда, что взрослые понимают и принимают стремление и потребность ребенка в изобразительном творчестве. Часто мы начинаем внушать своим детям (не специально, а через свою эмоциональную реакцию), что рисование - это что-то грязное, неприемлемое, что заставляет маму злиться и громко кричать, после чего нужно срочно отмыться, бросив процесс на середине и не доведя проживание эмоции до завершения. И вместо развивающего процесса ребенок получает травмирующий опыт. Вот Вам первая «волна» не рисующих детей.

Для родителей: попытайтесь посмотреть на попытки ребенка рисовать как на естественный процесс развития. Ваш малыш разрисовал стену в гостиной? Хорошая новость — он дорос до нового этапа развития. Значит нужно организовать ему возможность расти дальше. Выделите кусок стены в его комнате (можно клеить туда ватман или дешевые обои белой стороной на скотч, чтоб можно было поменять). Покажите, что там рисовать можно, порисуйте поначалу вместе, покажите, что это весело и интересно. У нас сыну был отдан для рисования столик для кормления. Там он часами мешал краски, чего-то калякал мелками, карандашами.

Итак, мы выяснили, что малыши рисуют, потому что рисуют ( :-) ), а не потому что у них хорошо получается. Но тут наши детки сталкиваются со следующей преградой на пути их творчества — маминой (папиной) неудовлетворенной потребностью самоутвердиться за счет ребенка. И вот, когда малыш, например, перепроживает через рисунок каждодневные расставания с папой, уезжающим на работу, сублимирует ненависть к машине, увозящей папу, замазывая эту самую машину слоем черной краски, мама вдруг заставляет его эту самую машину аккуратненько закрасить (нужно ж бабушке похвастаться, не мазню же эту нести). И и вместо того, чтобы экологично выразить злость и агрессию по отношению к машине, малыш вынужден переживать еще и не осознаваемую (потому как нельзя!) злость на маму, которая его этой возможности лишила. И к маме, и к машине испытываются двойственные чувства, которые не разрешено выражать. Что делать малышу в такой ситуации? Остается только направить свои агрессивные порывы на рисунок — его можно порвать, смять. В общем сделать плохим. А потом неосознанно спроецировать эту плохость на себя в социально приемлемой форме - «Я не могу (не умею) рисовать!». Так мы получаем вторую «волну» детей, которые не рисуют.

Для родителей: детские каркакули невероятно важны для развития ребенка и для коррекции его эмоционального состояния. Именно каракули, замазюканные листочки, на которых если изначально и было что-то удобоваримое для показа бабушкам, то оно благополучно исчезло под бурой массой всех цветов, смешанных между собой. Если так уж важно что-то продемонстрировать бабушкам, делайте вместе поделки, это замечательное времяпрепровождение с ребенком и обязательно вызовет умиление у родственников. А потом давайте ребенку краски, мелки, карандаши и... возможность калякать, мазюкать, сколько его душе угодно!

Любой этап, даже этап каракулей рано или поздно заканчивается. Ребенок попадает в образовательную систему. Наша отечественная система образования, как школьная, так и дошкольная, к сожалению, вопреки всей логике детского развития, до сих пор нацелена на результат и сравнение, а не на процесс. Конечно, очень много зависит от личности воспитателя и учителя младших классов, и среди них есть масса талантливейших педагогов, но я сейчас говорю о ситуациях, когда от детей бездумно требуют результата. Уже двух-трехлетний малыш, попадая в ясельную группу сада или на развивающие занятия в центр раннего развития, сталкивается с оценкой того, что он делает. И если он делает что-то «хуже» остальных (колеса нарисовал недостаточно круглые, краску выбрал черную, а не красную, как все и т.д.), ему сообщают, что он сделал «плохо». И постепенно у ребенка формируется зависимость от «хороших» оценок. Малыш изо всех силенок начинает пытаться сделать «хорошо». Но это не всегда удается. И поэтому растет внутреннее напряжение по отношению к рисованию, и, наконец, происходит отказ от того, что создает ситуацию неуспеха. Вот вам и еще партия не рисующих детей.

Для родителей: если Вы не планируете выбрать для своего малыша альтернативное образование (например, школу, где обучают по вальдорской системе), то рано или поздно ему придется столкнуться с оцениванием своих результатов. Постарайтесь, чтобы это случилось как можно более «поздно». (Мой сын узнал, что он «плохо» рисует, когда в первом классе отбирали работы на выставку. Благо, он уже смог сделать «правильный» вывод, который не ущемлял его самооценку: «плохо» рисуют все дети, ведь на выставку отобрали только рисунки, нарисованные за детей их мамами!) И уж точно не принижайте его достижений, особенно при ребенке, только потому, что у Маши получилось лучше (Часто на группе по раннему развитию для двухлеток приходилось наблюдать как мамы сминали и выбрасывали «закаляканные» рисунки своих деток, выговаривая им при этом, что все дети как дети, а он(она) криворукий. Вряд ли кто-то из этих деток сейчас рисует с удовольствием).

 

Итак, подводя итоги, можно еще раз сказать о том, что рисование для детей — это особый вид творческого познания мира и себя в этом мире, один из способов научится адекватно и наименее травматично взаимодействовать с окружающей действительностью; это один из необходимых ребенку этапов развития, становления его как личности.

С такой позиции всяческое негативное оценивание детского творчества, признание его несоответствующим требованию взрослых, кажется совершенно неприемлемым, нарушающим естественное развитие ребенка. Мы же не оцениваем, например, походку малыша — она уникальна у каждого. Мы просто помогаем ребенку научиться увереннее стоять на ногах!

Так же и с рисованием — у каждого человека своя неповторимая личность, и все что человек делает — он изначально делает неповторимо, непохоже на других. И бездумное сравнение рисунка ребенка с неким образцом, ситуация конкуренции с другими детьми превращает прекрасный процесс творчества в мучительную попытку соответствовать маминым (папиным, учительским) представлениям о том, как должно быть хорошо. Вполне закономерно, что «соответствовать» в достаточной степени удается далеко не всем детям. И как результат — отказ ребенка от желаемого, но травмирующего процесса рисования в социально приемлемой форме: «Я не рисую, потому что не умею!».

 

Творческих успехов Вам и Вашим деткам! Рисуйте с удовольствием!

 



Просмотров: 631
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.
  • Творческое начало в каждом или как учить ребенка рисовать?
  • Ребенок начал рисовать черными красками - это нормально?
  • Я не умею рисовать. Нешуточные причины пообщаться с арт- терапевтом.
  • Для чего ребенку рисовать?
  • Чего по-настоящему хотят люди, которые решили научиться рисовать?
  • Мой ребенок не хочет рисовать
  • Когда хочется рисовать, но не знаешь, что
  • Зачем вам арт-терапия, если вы не умеете рисовать
  • Не мешайте ребенку рисовать!
  • Не разрешайте детям рисовать.....
  • Почему детям полезно рисовать на вертикальных поверхностях
  • Учимся рисовать свою жизнь сами. И раскрашивать тоже!
  • Мама, я хочу рисовать свою жизнь Сама.
  • Обязательно ли уметь рисовать на сессиях, семинарах, занятиях по арт-терапии?
  • Почему рисовать жизненно необходимо ?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда можно крестить ребенка, чтобы это не стало для него стрессом?
  • Моя дочка не хочет рисовать
  • Как начать и продолжить рисовать
  • Зачем взрослому рисовать?
  • Рисовать никогда не умела
  • История о том, как Ванечка научился рисовать
  • Об некоторых особенностях развития детей от 1 года до 3 лет. Или почему дети «жадничают»?
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Подростковая агрессия: что нужно сделать, чтобы наши дети стали добрее?
  • Что может сделать родитель для развития у ребенка веры в себя
  • Хочу ребенка, что делать, когда малыш не торопится?
  • Как выбрать центр раннего развития для Вашего ребенка:
  • Кричать на детей - хорошо или плохо? Можно или нельзя?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь