|
«Я не умею рисовать!»: или Откуда берутся «не рисующие» дети?Автор статьи: Татьяна Колесникова
Откуда берутся не рисующие дети, которые отказываются от рисования потому что «не умеют»? Казалось бы, странный вопрос. В нашей реальности гораздо привычнее звучат фразы типа «Как воспитать в своем ребенке художника?», «Как научится рисовать за одно занятие?» и т. п. Конечно, чтобы рисовать профессионально, необходимо долго учиться. А чтобы создавать гениальные полотна, необходим талант. И все же, будучи психологом, я задумалась над вопросом: а как так получается, что все больше детей, приходящих ко мне на консультацию, в ответ на просьбу нарисовать что-нибудь, отвечают «Я не умею рисовать!». И все бы ничего, ну, действительно, не все же дети ходят в изостудию с пеленок, если бы не одно «но». Все дело в том, что рисование — это естественная, наряду с игрой, деятельность ребенка начиная лет с полутора. Наши детки, как и мы когда-то, (как и наши далекие предки, к слову сказать) через рисунок изучают окружающий мир, перепроживают сильные (непосильные) чувства и эмоции, помогают сами себе воспринять действительность целостной, фактически «рисуют» свою картину мира. И в этом процессе взаимодействия ребенка с миром через рисунок нет места «плохой» или «хорошей» оценке результата — сам процесс рисования уже становится результатом, одной из ступенек развития малыша. К сожалению, у некоторых деток эта «ступенька» так и остается «неосвоенной». Детское рисование, как и любое другое новообразование психики, имеет свой определенный «сензитивный» период развития — то есть возраст, когда при наличии соответствующей развивающей среды, умение формируется спонтанно, как бы само по себе. По отношению к рисованию это возраст от года и примерно до 3-х лет. Умение рисовать неразрывно связано с речью ребенка, ведь и то, и другое помогает изучать этот мир и выживать в нем. Парадоксально, но рисовать наши малыши учатся до того, как у них формируется воображение, до того, как развивается образное мышление. Почему же одни дети начинают в этот период рисовать, а другие — нет? Помните, что я говорила про развивающую среду? Чтобы ребенок начал рисовать, у него должно быть в свободном доступе чем рисовать, на чем рисовать и, желательно, пару примеров, как это делать (просто, чтобы он понял, что карандаш оставляет след, краски растворяются водой и т.п.). Впрочем, все вышеперечисленное не обязательно (это больше для упрощения жизни родителям и минимизации последствий детского творчества)! Нормально развивающийся ребенок найдет себе и «краски» и «материал» (будет рисовать кашей по тарелке, какашками на полу, маминой помадой на обоях). Но есть и обязательное условие — это благосклонное отношение к процессу рисования со стороны ухаживающих за ребенком взрослых!! К сожалению, так бывает не всегда, что взрослые понимают и принимают стремление и потребность ребенка в изобразительном творчестве. Часто мы начинаем внушать своим детям (не специально, а через свою эмоциональную реакцию), что рисование - это что-то грязное, неприемлемое, что заставляет маму злиться и громко кричать, после чего нужно срочно отмыться, бросив процесс на середине и не доведя проживание эмоции до завершения. И вместо развивающего процесса ребенок получает травмирующий опыт. Вот Вам первая «волна» не рисующих детей. Для родителей: попытайтесь посмотреть на попытки ребенка рисовать как на естественный процесс развития. Ваш малыш разрисовал стену в гостиной? Хорошая новость — он дорос до нового этапа развития. Значит нужно организовать ему возможность расти дальше. Выделите кусок стены в его комнате (можно клеить туда ватман или дешевые обои белой стороной на скотч, чтоб можно было поменять). Покажите, что там рисовать можно, порисуйте поначалу вместе, покажите, что это весело и интересно. У нас сыну был отдан для рисования столик для кормления. Там он часами мешал краски, чего-то калякал мелками, карандашами. Итак, мы выяснили, что малыши рисуют, потому что рисуют ( :-) ), а не потому что у них хорошо получается. Но тут наши детки сталкиваются со следующей преградой на пути их творчества — маминой (папиной) неудовлетворенной потребностью самоутвердиться за счет ребенка. И вот, когда малыш, например, перепроживает через рисунок каждодневные расставания с папой, уезжающим на работу, сублимирует ненависть к машине, увозящей папу, замазывая эту самую машину слоем черной краски, мама вдруг заставляет его эту самую машину аккуратненько закрасить (нужно ж бабушке похвастаться, не мазню же эту нести). И и вместо того, чтобы экологично выразить злость и агрессию по отношению к машине, малыш вынужден переживать еще и не осознаваемую (потому как нельзя!) злость на маму, которая его этой возможности лишила. И к маме, и к машине испытываются двойственные чувства, которые не разрешено выражать. Что делать малышу в такой ситуации? Остается только направить свои агрессивные порывы на рисунок — его можно порвать, смять. В общем сделать плохим. А потом неосознанно спроецировать эту плохость на себя в социально приемлемой форме - «Я не могу (не умею) рисовать!». Так мы получаем вторую «волну» детей, которые не рисуют. Для родителей: детские каркакули невероятно важны для развития ребенка и для коррекции его эмоционального состояния. Именно каракули, замазюканные листочки, на которых если изначально и было что-то удобоваримое для показа бабушкам, то оно благополучно исчезло под бурой массой всех цветов, смешанных между собой. Если так уж важно что-то продемонстрировать бабушкам, делайте вместе поделки, это замечательное времяпрепровождение с ребенком и обязательно вызовет умиление у родственников. А потом давайте ребенку краски, мелки, карандаши и... возможность калякать, мазюкать, сколько его душе угодно! Любой этап, даже этап каракулей рано или поздно заканчивается. Ребенок попадает в образовательную систему. Наша отечественная система образования, как школьная, так и дошкольная, к сожалению, вопреки всей логике детского развития, до сих пор нацелена на результат и сравнение, а не на процесс. Конечно, очень много зависит от личности воспитателя и учителя младших классов, и среди них есть масса талантливейших педагогов, но я сейчас говорю о ситуациях, когда от детей бездумно требуют результата. Уже двух-трехлетний малыш, попадая в ясельную группу сада или на развивающие занятия в центр раннего развития, сталкивается с оценкой того, что он делает. И если он делает что-то «хуже» остальных (колеса нарисовал недостаточно круглые, краску выбрал черную, а не красную, как все и т.д.), ему сообщают, что он сделал «плохо». И постепенно у ребенка формируется зависимость от «хороших» оценок. Малыш изо всех силенок начинает пытаться сделать «хорошо». Но это не всегда удается. И поэтому растет внутреннее напряжение по отношению к рисованию, и, наконец, происходит отказ от того, что создает ситуацию неуспеха. Вот вам и еще партия не рисующих детей. Для родителей: если Вы не планируете выбрать для своего малыша альтернативное образование (например, школу, где обучают по вальдорской системе), то рано или поздно ему придется столкнуться с оцениванием своих результатов. Постарайтесь, чтобы это случилось как можно более «поздно». (Мой сын узнал, что он «плохо» рисует, когда в первом классе отбирали работы на выставку. Благо, он уже смог сделать «правильный» вывод, который не ущемлял его самооценку: «плохо» рисуют все дети, ведь на выставку отобрали только рисунки, нарисованные за детей их мамами!) И уж точно не принижайте его достижений, особенно при ребенке, только потому, что у Маши получилось лучше (Часто на группе по раннему развитию для двухлеток приходилось наблюдать как мамы сминали и выбрасывали «закаляканные» рисунки своих деток, выговаривая им при этом, что все дети как дети, а он(она) криворукий. Вряд ли кто-то из этих деток сейчас рисует с удовольствием).
Итак, подводя итоги, можно еще раз сказать о том, что рисование для детей — это особый вид творческого познания мира и себя в этом мире, один из способов научится адекватно и наименее травматично взаимодействовать с окружающей действительностью; это один из необходимых ребенку этапов развития, становления его как личности. С такой позиции всяческое негативное оценивание детского творчества, признание его несоответствующим требованию взрослых, кажется совершенно неприемлемым, нарушающим естественное развитие ребенка. Мы же не оцениваем, например, походку малыша — она уникальна у каждого. Мы просто помогаем ребенку научиться увереннее стоять на ногах! Так же и с рисованием — у каждого человека своя неповторимая личность, и все что человек делает — он изначально делает неповторимо, непохоже на других. И бездумное сравнение рисунка ребенка с неким образцом, ситуация конкуренции с другими детьми превращает прекрасный процесс творчества в мучительную попытку соответствовать маминым (папиным, учительским) представлениям о том, как должно быть хорошо. Вполне закономерно, что «соответствовать» в достаточной степени удается далеко не всем детям. И как результат — отказ ребенка от желаемого, но травмирующего процесса рисования в социально приемлемой форме: «Я не рисую, потому что не умею!».
Творческих успехов Вам и Вашим деткам! Рисуйте с удовольствием!
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|