|
Как рисуют наши дети? Стадии развития детского рисунка.Автор статьи: Гусева Юлия Евгеньевна
КАК РИСУЮТ НАШИ ДЕТИ? СТАДИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКИХ РИСУНКОВ Уже с раннего возраста дети интересуются карандашами и красками, пытаются что-то изобразить на бумаге. И нередко родители сразу же пытаются научить чадо рисовать что-то конкретное: солнышко, человечка, домик или ёлочку. Бывает, что родители беспокоятся, что ребенок в определенном возрасте «не умеет рисовать» и опять же пытаются научить. Нужно ли это делать? Давайте разберемся и сначала назовем стадии развития рисунка ребенка, которые выделил психолог А.А. Смирнов. 1 стадия – стадия штрихов – начинается в тот момент, когда ребенку предложили предметы для рисования и продолжается примерно до двух лет. На этой стадии ребенок получает удовольствие от того, что он «оставляет след» (причем и в прямом, и в переносном смысле). Возраст двух лет – это возраст становления «Я» ребенка. В этот период малыш начинает чувствовать себя субъектом активности, причиной следствий. Соответственно, для ребенка в этот период особенно важно осознавание того, что он может что-то сделать. И рисование – это возможность такого осознавания. Ребенок наслаждается самим фактом того, что он проводит карандашом по бумаге. Что могут делать родители в этот период? В первую очередь, дать возможность ребенку максимально выразить себя. А это значит, предоставить ему разнообразные материалы для творчества: бумагу, карандаши, краски, фломастеры, мелки. Пожалуй, на этом этапе это все, что нужно сделать родителям. Не стоит целенаправленно учить ребенка рисовать какие-то конкретные предметы. В силу неразвитости моторики, ребенок все равно еще не сможет воспроизвести ваш рисунок, да и особого удовлетворения от рисунка он не получит. В этом возрасте детям больше всего интересно марать бумагу, оставляя на ней следы от карандаша или краски. Правда, родители нередко недовольны тем, что дети порой рисуют на листе всего несколько штрихов и берут следующий, чистый лист. Родители же пытаются бережно относиться к ресурсам и не тратить много бумаги. Стоит ли настаивать, чтобы ребенок изрисовал лист полностью и только потом взял другой? Учитывая возраст юного художника, это затруднительно. Лучше проведите небольшой эксперимент. Купите толстый альбом и дайте его ребенку. Он за один присест изрисует порядка десятка листов штрихами. А на следующий день вы можете снова дать ему тот же альбом. Малыш изрисует какое-то количество чистых листов и порисует на тех, на которых уже рисовал. 2 стадия – стадия бесформенных изображений (каракулей) начинается на третьем году жизни. Эта стадия близка к предыдущей по результату, но существенно отличается по эмоциональному наполнению и мотивации ребенка. Это значит, что видимый результат работы примерно идентичный на первой и второй стадиях. То есть, взрослому кажется, что ребенок все так же рисует переплетающиеся линии. Однако если на первой стадии ребенок рисует только для того, чтобы получить удовольствие от проведенной линии, то на второй стадии ребенок уже пытается изобразить что-то вполне конкретное. Правда, его умений пока не хватает на то, чтобы нарисовать желаемое. Детали нередко не смыкаются (например, крыша дома отделена от самого дома) или находятся не в тех местах, где нужно (глаза или рот могут располагаться снаружи лица). Обычно никто, кроме художника, не может понять, что конкретно изображено на рисунке. Вот на этой стадии, когда ребенок уже пытается нарисовать что-то конкретное, ему будет более актуальна помощь взрослого. Конечно, не стоит рисовать за ребенка, не стоит в процессе работы давать инструкции, что и как рисовать. Но взрослый может показать ребенку некоторые приемы рисования, которые могут быть полезны ребенку. Для этого взрослому лучше всего взять отдельный лист бумаги и показать, например, как рисовать лучики солнца или цветок. В этом случае взрослый помогает ребенку в осуществлении желания нарисовать то, что хочет ребенок. 3 стадия – стадия схематичного изображения начинается примерно на четвертом-пятом году жизни. На этой стадии ребенок рисует только некоторые существенные детали изображаемого им объекта. Так, человек состоит из головы на палках (головоног). Постепенно ребенок начинает рисовать туловище, руки. Формы могут быть самыми разнообразными. Так, туловище может быть как круглым или овальным, так и квадратным. При этом, ребенок вообще не учитывает пропорций. Голова обычно непропорционально велика. Пальцы бывают настолько длинными, что могут быть по длине почти такими же, как и руки. На этой стадии ребенок не учитывает реальность и, например, рисует не пять пальцев, а три-четыре или шесть, а то и семь. Ребенок порой просто не задумывается о том, сколько пальцев должно быть нарисовано. Он рисует одну палочку (руку) и от нее отходят еще палочки (пальцы). Ребенок просто рисует некоторое количество пальцев, не задумываясь об их количестве. Не стоит обращать внимание на какие-то ошибки или неточности. Наличие неточностей нормально для этого возраста. Но можно сделать так, чтобы ребенок самостоятельно заметил их. Некоторые искажения реальности могут стать предметом обсуждения. Например, можно попросить ребенка посчитать пальцы на рисунке и на его руке и сравнить. В этом случае ребенок начинает больше внимания обращать на детали рисунка и стараться не искажать реальность. 4 стадия – стадия правдоподобных изображений примерно соответствует началу школьного обучения. На этой стадии ребенок начинает отказывать от схем и воспроизводит относительно реальный вид предметов. На рисунках появляется больше деталей: волосы у человека, крылечко у дома и т.д. Ребенок начинает рисовать достаточно сложные сюжетные изображения. При этом, для рисунка характерна прозрачность. Так, рисуя дом, ребенок рисует его одновременно изнутри и снаружи, а, рисуя сидячую кошку, ребенок рисует четыре лапы, хотя в реальности они не видны. Ребенок, находящийся на этой стадии, еще не всегда может соблюдать пропорции. То, что расположено далеко, может быть больше того, что расположено близко, а человек может оказаться выше дома. Такое несоблюдение пропорций нормально для стадии правдоподобных изображений. До этой стадии без каких-либо усилий со стороны взрослого обязательно дойдет любой ребенок, в распоряжении которого есть бумага и карандаши. Мало того, на стадии правдоподобных изображений находятся и многие взрослые, которые специально не учились рисовать. Для того, чтобы перейти на следующую стадию, стадию правильного изображения, нужно учиться рисовать. Ребенка, достигшего четвертой стадии целесообразно учить рисовать. Объем, перспектива, тени – это то, что обычно не появляется в рисунке ребенка без специального обучения. Какие же выводы мы можем сделать? Во-первых, не стоит расстраиваться, если ребенок рисует головоногов или шестипалых инопланетян. Через вышеперечисленные стадии развития рисунка должен пройти каждый ребенок. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|