Стили семейного воспитания. Как они влияют на развитие ребенка.

Педагоги и психологи обратили внимание, что все многообразие воспитательных методов в семье можно описать несколькими стилями. «Чистые» стили воспитания встречаются редко. Обычно родители гласно/или негласно договариваются, что они разрешают ребенку, а что запрещают. Также важно, каким образом в семье пресекают поведение, которое, по мнению родителей, неприемлемо у их наследника.

Я остановлюсь на описании самых распространенных стилей семейного воспитания. Стоит обратить внимание, что практически в каждом стиле воспитания есть положительные и отрицательные стороны.

Авторитарный. В такой семье – строгая иерархия: взрослые всегда правы, дети всегда обязаны. Мнение детей не учитывается, их интересы, чувства и желания игнорируются. Такого ребенка легко подчинять, им легко управлять. Он удовлетворяет не свои, а родительские потребности, обеспечивая им удобную жизнь. А родители имеют иллюзию власти над будущим ребенка и процессом его воспитания. Вырастая, ребенок может легко попадать под влияние любой другой авторитарной системы (секты, партии, компании), т.к. ситуация покорности для него привычна и безопасна. В подростковом возрасте может пытаться вырваться из слишком жесткой системы родительского воспитания, убегать из дома, бродяжничать. Повзрослев, или сам становится авторитарен подобно родителям, или будет покорным исполнителем чужой воли, пассивным, подавленным, зависимым человеком.

Гиперопекающий. Ребенок – центр семьи, его желания исполняются еще до того, как он успел их осознать. Он огражден от трудностей, забот, неприятных эмоций. К нему нет претензий, требований, обязанностей, просьб. Он не принимает во внимание чувства и желания других. До поступления в детский сад или школу чувствует полную безопасность мира и абсолютную защиту. Родители ощущают себя «сделавшими все для своих детей». Имеют иллюзию контроля над жизнью и здоровьем ребенка, тем самым снижая собственные чувства вины и тревоги.

Такой ребенок будет инфантилен, мало адаптирован ко взрослой жизни. Ему будет сложно привыкать к любой ситуации требований или ограничений. Не сможет справляться со своими чувствами: злостью, горем, обидой, досадой, которые все же настигнут его в реальной жизни.

Гипоопекающий. До ребенка у родителей просто «не доходят руки». Он испытывает недостаток внимания и заботы. Наблюдается и в малоимущих семьях, где родители вынуждены много работать, и в весьма благополучных и обеспеченных, где родители прекрасно одевают и кормят малыша, но не имеют с ним эмоционального контакта. Они не тратят много сил на развитие и воспитание ребенка, а ребенок вынужден учиться решать проблемы самостоятельно.

Отсутствие близких, теплых отношений с родителями может привести к возникновению у ребенка различных проблем: низкой самооценки, неумению понимать себя и других. Отсутствие правил и требований, дающих чувство защищенности, приводит к тому, что потом вся жизнь человека проходит в поисках опоры, поддержки, понимания и защиты.

Демократический. Родители в такой семье считаются главными, им принадлежит основная доля власти и ответственности, но при решении важных семейных вопросов учитывается и мнение детей. В семье есть правила, традиции и ценности, которые поддерживаются и обсуждаются всеми участниками. Уважительное, теплое эмоциональное отношение друг к другу не зависит от возраста. Ребенок знает свои ограничения, полномочия и зону ответственности. Сложные и конфликтные ситуации не замалчиваются, а обсуждаются и решаются. От родителей требуется много внимания, душевной работы, творческого подхода к воспитанию детей, постоянного «взросления» с каждым своим ребенком, отличающимся от него самого. Им приходится осознавать и уважать эти различия, устанавливая и поддерживая непростой баланс между родительской опекой и передачей ответственности. Зато ребенок вырастает дружелюбным, уважительным, ответственным, уверенным, эмоционально устойчивым человеком. Он осознает свои потребности и понимает желания окружающих, способен устанавливать здоровые и гармоничные взаимоотношения, справляться со многими трудностями и конфликтами.

Семейный или детский психолог готовы сопровождать родителей в стремлении к самому конструктивному - демократическому типу семейных отношений.



Просмотров: 672
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Бедность, отсутствие заботы или стиль воспитания - что есть насилие в отношении ребенка?
  • Стили воспитания в семье и их влияние на формирование личности ребенка.
  • Воспитывать ребенка. Как? (Стили воспитания в семье)
  • Родители не обязаны быть едины в вопросах воспитания ребенка
  • Неполная семья – слабость или сила вашего ребенка? Особенности воспитания в неполной семье
  • Стили воспитания детей в семье
  • Как договориться о правилах воспитания ребенка в семье
  • Самый главный - Я или что происходит в семье, где ребенок смысл жизни.
  • Особенности воспитания единственного ребенка в семье
  • Всегда ли дети понимают своих родителей, а родители детей?
  • Как убить желания и интересы у ребенка. Анти инструкция для родителей.
  • Рождение второго ребенка: особенности воспитания детей разного возраста
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Влияние семейного воспитания на развитие страхов у детей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • 11 признаков компьютерной зависимости у ребенка или как узнать, что ваш ребенок зависим от компьютера?
  • Как развить у ребенка прилежание? или В чем особенность бабушкиного воспитания?
  • Книга «От мыслей о рождении ребенка, до плана воспитания». Глава 1. Беременность, планировать или нет?
  • Особенности воспитания в семье однополых детей
  • Влияние паттернов воспитания в родительской семье на полоролевое поведение женщин
  • Защитить ребенка от травли – дело рук его родителей или нет?
  • «Таблица умножения» или самостоятельность и ответственность? Что полезнее для ребенка и родителей.
  • Ребенок - объект воспитания или человек?..
  • Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка
  • Родители хотели ребенка другого пола или без вины виноватые!
  • Для чего родители «замораживают» своих детей? Сложности сепарации родителей.
  • Развитие ребенка это скучно для родителей или увлекательно?
  • В семье гиперактивный ребенок ( памятка для родителей).
  • Что должны родители ребёнку и ребенок родителям?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь