Постоянно повторяю своим собеседникам (студентам и клиентам) фразу, приписываемую католической святой – Матери Терезе: «Я никогда не пойду под лозунгом «Против Войны», но пойду под лозунгом - «Мы за МИР». Согласен с теми, кто утверждает, что неверно выступать против чего-то, потому что, каким-то парадоксальным образом мы лишь умножаем это. Многочисленные массовые акции – против войн, против наркотиков, против коррупции не меняют ничего. Может быть, действительно, более правильно выступать – ЗА мир, ЗА здоровый образ жизни. То есть, принцип - не против негатива, а за создание, за формирование позитива.
Мы падаем часто именно тогда, когда думаем о том, как бы не упасть. Забываем информацию, беспокоясь – как бы не забыть. Мы проливаем на себя сок при мысли – как бы не облиться. И, так далее, и, тому подобное. Вот и данный материал направлен, по существу, против суицида. Но я согласен с теми, кто утверждает, что чем больше мы говорим о негативе, тем больше мы его увеличиваем.
Суицид – самоубийство, от английского suicide — самоубийство. На латыни suis — себя, caedo — убивать. Не буду уходить глубоко в философию, чтобы не отойти от главных мыслей, ради которых и пишется этот материал. Чётко скажем – в животном мире самоубийства не существует. Есть потеря ориентации в пространстве, есть паническое состояние, которые становятся причиной гибели животных. Но так, как способен лишать себя жизни человек, животные не способны. Они не обладают свободной волей, свободой выбора, свободой отношения к себе и собственной жизни, что является свойством сознания человека.
Я обосновываю это своим собеседникам очень просто. Невозможно представить себе, чтобы птицы, прилетев весной, решили бы – « в этом году гнёзд не вьём и птенцов не выводим». Человек же может, как создавать семью, так и отказываться от неё. Ни один хищник не в состоянии принять решение стать травоядным. Ни одно травоядное животное не может стать хищником. Человек же способен выбирать – кем ему быть, мясоедом или вегетарианцем.
Почему человек способен лишать себя жизни? Почему ему дана такая возможность? Наука, чёткого и однозначного ответа, на сегодняшний день, так и не дала. Есть факт – свободная воля человека. Откуда она, для чего дана человеку- неизвестно. Есть лишь многочисленные и различные версии. Наиболее доступные для понимания человеку, с моей точки зрения - религиозные, теософские. Человек создан Богом по образу и подобию его. Отсюда, и свобода воли.
Почему в современном глобальном культурном пространстве так много говорят о суициде? Информацией об этом феномене забит интернет, новостные ленты, кинофильмы. Почему наши дети совершают попытки самоубийства, довольно часто удачные, особенно в подростковом и юношеском возрасте? Причин несколько. Все их мне назвать и не удастся. Я и не ставлю здесь такой цели. Но основные – очевидны. Знание этих причин и должно, с моей точки зрения, составлять профилактику детского (подросткогового) суицида.
Первая причина, не основная, не главная, но первичная по происхождению, это, с моей точки зрения – наличие в сознании детей информации о принципиальной возможности совершения самоубийства. Человек руководствуется в своей жизни только той информацией, которой он обладает. Того, что нам неведомо, неизвестно, мы не хотим и не совершаем. Мы об этом просто не знаем. Иначе говоря, современные дети обладают с самого раннего детства информацией об этом явлении. О том, что некоторые люди это совершают, делают. Всё – «вирус» уже в сознании.
Вторая причина – это современная социальная действительность, специфика жизни детей. Тех, кто родился, формировался и формируется как личность в постсоветское время. Конкретнее – с начала 90-х годов ХХ века в России. Говорю только о том, свидетелем чего являюсь. Не буду замахиваться на более масштабные выводы.
Мне постоянно вспоминается фотография группки детей, примерно старшего дошкольного или младшего школьного возраста 5(6)- 7(8) лет, снятых фотографом у какой-то землянки на фоне разрушенных домов в освобождённом, зимой 1943 года, Сталинграде. Я, почему-то уверен, что у этих детей никаких мыслей о самоубийстве не было. Но, наверняка были мысли о том, где бы найти еду и как бы согреться. Эти дети, наверняка, думали о том – как выжить, а не о том, как умереть. Эту мою мысль подтверждают и те, кого называют детьми войны. Их самые юные годы пришлись на годы войны. Этих «детей войны» остаётся всё меньше с каждым годом. Самым молодым из этого поколения уже за 70 лет. И они говорят о том, что сейчас они живут очень хорошо. У них есть пища, тепло, одежда. И что они пережили такое, что их уже ничем не испугать.
У современных детей, в основной своей массе, с рождения, формируется установка на комфортное потребление, на удовольствие от жизни. Но - не на борьбу за выживание. Это процесс объективный, естественный. В жизни современного человека всё больше комфорта и удобств, а, соответственно, и формируемой с первых дней жизни ребёнка, и постоянно всё возрастающей, потребности в них.
И современные родители, сами являясь потребителями современных цивилизационных и культурных благ, всячески пытаются сделать жизнь своих детей максимально комфортной и удобной: повкуснее, поудобнее, побезопаснее, поинтереснее, «покруче» и так далее.
Я вспоминаю своё детство, когда дети целыми днями держались на «подножном» корме – что найдут или добудут, потому что домой возвращаться не хотели по одной простой причине: родители заставят работать, помогать и больше не отпустят на улицу гулять и играть со сверстниками. Мобильных телефонов тогда не было и в помине. Так что, если не обговаривалось родителями время возвращения домой, то и «держались до последнего». В зимнее время терпели мокрые варежки и валенки, но лишь бы подольше кататься с горки. Войска фашисткой Германии постоянно подчёркивали неприхотливость и высокую выживаемость русского солдата в суровых военных условиях жары или холода. Другими словами, предыдущие поколения с детства учились выживать, терпеть, мечтать, ждать, добиваться.
Современные дети, растущие в благополучных условиях, соответствующих возможностям современных технологий, хотят иметь всяческие удобства, радости и удовольствия – немедленно, здесь и сейчас. Комфорт для них – норма. Для них – это естественно, как воздух. Влажные салфетки, тёплый туалет, душ, модная одежда, вкусная еда, всевозможные гаджеты, интернет, компьютерные игры Для них – это повседневные атрибуты жизни. Для них - так должно быть. И вот если, вдруг, этого нет или они вдруг лишаются комфорта, вот здесь и начинаются всевозможные «нехорошие мысли». Например, «я так жить не хочу и не буду».
Я совершенно не утверждаю, что это свойственно поголовно всем детям. Совершенно нет. Но мы говорим о тех, кто склонен к самоубийству. Надо, к тому же, учитывать и наследственность. Но изнеженные, «избалованные», «кумиры семьи», «звёзды», неуправляемые – это группа риска. Это потенциальные «суицидники».
Получается, что чем комфортнее, тем хуже для ребёнка? Увы, это «горькая правда». Плох не сам по себе комфорт, а не формируемая в таких условиях способность к борьбе, в случае возникновения неблагоприятных или даже экстремальных физических или социальных жизненных ситуаций.
Кроме того, у лиц, склонных к суициду, выявлены психологами и медиками определённые личностные качества, которые часто переплетены в очень жёсткий конфликтный узел противоречивых стремлений, переживаний, намерений, с которыми человек не может самостоятельно справиться, примирить их в себе, найти равновесие, баланс. И эта «взрывоопасная смесь» психологических качеств особенно часто проявляется, а потому и опасна, если человек (подросток) находится, в состоянии алкогольного опьянения, употребления психоактивирующих веществ. Что же это за связки, узелки противоречивых качеств?
- Уникальность («я неповторимый, единственный») – несостоятельность (я лузер, я никто); то есть «я считаю себя уникальным, но при этом – я неудачник, я никто»;.
- уникальность (я неповторимый, единственный) – социальный пессимизм (я ничего не добьюсь в жизни, не окончу успешно школу, не поступлю в вуз, никем не стану, все против меня);
- максимализм (всё или ничего, я должен быть первым, лучшим, у меня должно быть всё самое лучшее) – несостоятельность (я лузер, я – никто);
- максимализм – несостоятельность;
- демонстративность (хочу известности, славы, хочу быть на виду, хочу быть первым) – несостоятельность (но на самом деле, я – «лузер», неудачник).
Кроме вышеперечисленных качеств, специалисты выявили у, склонных к суициду, и такие качества:
а) аффективность (эмоции сильнее, чем интеллектуальный, волевой самоконтроль),
б) отсутствие конкретных, реализуемых, достижимых планов, целей;
в) слом культурных барьеров (сам решаю – что правильно, а что - нет;
г) смена ценностей жизни, на культ смерти.
Отсюда, и внутренние конфликты, противоречия, «рвущие» потенциального «суицидника» изнутри – «я многого хочу, но ничего не достигну». «Я хочу славы, но я – ничтожество». И так далее. Не обязательно у каждого человека, переживающего такие состояния, возникают мысли о самоубийстве. Кто-то, как Альфред Адлер, начинает упорно работать над собой. Но есть и те, кто «сдаётся», считает себя «не в силах» противостоять такой несправедливой судьбе и обстоятельствам.
Заметьте, названные личностные качества не являются врождёнными, ребёнок не рождается с ними. Они формируются прижизненно. На этом факте, с моей точки зрения, и должно формироваться понимание сути профилактики суицидальных намерений детей и подростков. Необходимо формировать адекватно высокую самооценку, основанную на развитии интересов, способностей, творчества, доброжелательного общения с окружающими.
Но, при этом, ни в коем случае не следует перехваливать или хвалить детей за несуществующие достоинства и достижения. Необходимо мягко, но настойчиво пресекать стремление к самопрезентации (хвастовству и показухе), самовосхвалению, самоподаче, выпячиванию своих мнимых «достоинств». Однако, это, происходит в настоящее время, буквально повсеместно. «Ты у меня самая лучшая, (умная, красивая и так далее). А это обман ребёнка, влекущий последующее разочарование. «Лучшее», как известно, враг «хорошего».
Кроме того, беда современной России – нарушение правового демократического принципа равных прав и равных возможностей (справедливости). Психология выяснила – человеку плохо не тогда, когда у него чего-то нет, а когда у него нет чего-то, по сравнению с другими. Тем более, если это что-то имеется у другого явно не заслуженно, а по праву телефонного звонка, административного ресурса и так далее. Дети очень болезненно реагируют на незаслуженные отличные оценки, победы в конкурсе, золотые медали своих ангажированных, «прикрытых влиятельными родителями» сверстников. Впрочем, последнее обстоятельство в настоящее время рассматривается чуть ли не как «генетическая проблема» России, чрезвычайно обострённая к настоящему времени. И оно является, фактически, одной из важнейших составляющих причин подростковых и юношеских суицидов в современной России.
Базовые физические потребности современных российских детей, безусловно, удовлетворены. Нет раздетых, явно голодающих детей. Я не говорю о безусловном существовании отдельных частных исключений. Причины суицидов находятся, по моим наблюдениям и имеющимся у меня фактам, в области душевной и духовной. Основными причинами являются – психологические.
Например, плохо, или совершенно не удовлетворяются, личностные потребности детей в признании окружающими людьми, прежде всего, сверстниками. «Я никому не нужен», «меня не замечают», «со мной не хотят дружить», «меня никуда не приглашают», «надо мной смеются».
Неспособность самоутвердиться, прежде всего, в «собственных глазах» по принципу - «я есть», «я что-то из себя представляю», «я что-то могу», «у меня получается».
Отсутствие новых впечатлений, «одиночество в четырёх стенах», однообразная серая, унылая жизнь по причине отсутствия желаемых занятий – нет друзей, не с кем гулять, нет возможности заниматься творчеством, спортом.
Или, наоборот, мотивационный вакуум – несформированность интересов, потребностей, скука, апатия. «Не знаю – чего хочу», «ничего не хочу – скучно». У маленьких, здоровых детей этого состояния не наблюдается. Откуда же оно возникает? По моим наблюдениям, из жизненных неудач, из неудачных контактов с миром людей, с миром сверстников, когда конкретный ребёнок оказывается в положении проигравшего, неуспешного, отвергнутого.
Следовательно, с самого раннего детства необходимо поощрять активность, интерес детей к окружающему миру, взаимодействию и общению.
Необходимо создание взрослыми (родителями, педагогами, воспитателями), где бы то ни было, в семье или в образовательно – воспитательных учреждениях (детских садах, школах, клубах), доброжелательной атмосферы принятия и поддержки, но без подкрепления истероидности (демонстративности), эгоизма, безудержного самовыражения, агрессии, грубости, непослушания.
Необходимо знакомить детей с самого раннего детства с лучшими отечественными и мировыми произведениями искусства, формирующими эстетический вкус, и позитивное отношение к миру природы и окружающим. Я уже писал в статье о воспитании – культурное пространство взрослых формирует личность детей. Любая профилактика должна начинаться с профилактики мира взрослых, в котором происходит формирование личности ребёнка.