Компьютерные технологии в жизни детей и подростков

Невозможно представить себе современную жизнь без компьютеров. Они помогают человеку в работе, развлечении, образовании и научных исследованиях.

Чем же могут быть полезны компьютеры детям и подросткам?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих логику, мышление, память.

Во-вторых, занятие на компьютере воспринимается ребёнком как игра, поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно–моторной координации.

В-четвёртых, путешествия по виртуальным мирам могут выступать способом разрядки накопившейся в душе обиды и агрессии, который не опасен для окружающих, а потому может быть приемлем.

Но есть и обратная сторона медали: чрезмерное увлечение компьютером может привести к формированию болезненного пристрастия (зависимости). Именно об этом  хочется напомнить Вам перед приближающимися летними каникулами.

Зависимость от компьютерных технологий может быть выражена в двух формах:

  • игровая зависимость;
  • интернет–зависимость.

Чем же опасны компьютерные игры? Особенность большинства компьютерных игр – отсутствие у них логического завершения. А любое незавершённое действие ведёт к возникновению у человека специфической потребности, которая побуждает его вновь и вновь возвращаться к нему. Онлайн-игру можно представить как глобальное незавершённое действие, которое побуждает игроков вновь и вновь возвращаться к игре и совершать, по сути, одни и те же игровые действия, блуждая по замкнутому кругу.

Интернет–среда часто используется как лекарство, как средство, которое помогает снять тревогу, напряжение, уйти, убежать. А интернет–пространство – отличное место, где можно что-то делать, при этом создаётся притягательное ощущение безопасности и вседозволенности. Но здесь не сам факт пребывания или время пребывания в интернете является основным сигналом. Сигналом является социальная дезадаптация: конфликты с друзьями, конфликты в школе, исчезновение окружения сверстников –  то есть уход из реальной жизни.

Чаще всего в компьютерную зависимость попадают мальчики, так как инстинкт победителя у мужчин в крови ещё с пещерных времён – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки».

Группой риска в плане возникновения компьютерной зависимости являются также дети, имеющие неврологически осложнённый анамнез и связанную с ним повышенную эмоциональную неустойчивость, восприимчивость, возбудимость и сложности самоконтроля. Такие дети быстро утомляются, перевозбуждаются от игры и в тоже же время не в состоянии усилием воли «оторваться» от неё.  

Почему же дети становятся зависимыми от компьютерных технологий? Этому есть много причин, среди которых:

  • Отсутствие навыков самоконтроля. Ребёнок не может осознавать, адекватно выражать и контролировать свои эмоции. Он недостаточно ориентируется в реальном мире, не имеет навыков решения жизненных задач, не может  проанализировать ситуацию, наметить перспективу.
  • Отсутствие контроля со стороны родителей.
  • Дефицит общения в семье.
  • Ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где он чувствовал бы себя хозяином.
  • Стремление заменить компьютером общение с близкими людьми.
  • Незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером.
  • Неумение самостоятельно организовывать свой досуг.
  • Стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир.
  • Низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих.
  • Замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками.
  • Подражание, уход из реальности вслед за друзьями.

Что же мы можем сделать для предупреждения развития зависимости у наших детей?

  1. Общайтесь со своим ребёнком "на одной волне". С самого раннего детства делайте его своим союзником в семейных делах. Обсуждайте, а не замалчивайте семейные проблемы. Беседуя с ребёнком, спрашивайте его мнение. Ежедневно рассказывайте, как прошёл ваш день, спросите, что было интересного в его жизни. Помните, что для ребёнка очень важно, как воспринимают его самые близкие люди. Это основа самооценки, и при таком стиле общения она будет оставаться адекватной.
  2. Говорите с ребёнком и об отрицательных явлениях жизни, вырабатывайте устойчивое отношение к злу, активное противостояние тому, что несёт в себе энергию разрушения, уничтожения, деградации личности.
  3. Ознакомьте ребёнка с временными нормами использования компьютера (ведь всё хорошо в меру). Ограничьте время, проводимое ребёнком за компьютером, и не позволяйте ему играть в компьютерные игры за 1,5–2 часа до сна и особенно ночью.
  4. Осуществляйте "цензуру" компьютерных игр и программ. Научите ребёнка использовать компьютер и Интернет в помощь учёбе. Следите, в какие игры играет ребёнок. Старайтесь держать в домашнем компьютере игры, развивающие логическое мышление. Они могут быть не менее интересными, чем "бродилки" и "стрелялки". Если вы заметили, что ребёнок начинает разговаривать с персонажами игр, прекратите игру.
  5. Старайтесь развивать в ребёнке другие интересы, кроме компьютерных игр. Секция или студия может быть любой направленности, главное, чтобы в жизни ребёнка появился какой-либо интерес. Обязательно ходите всей семьёй в театр, музеи, кафе, выезжайте на пикники. Посещайте другие города, чтобы зарядиться новыми впечатлениями и запастись приятными воспоминаниями.
  6. Играйте в настольные и другие игры, приобщайте к традиционным играм.
  7. Учите правилам общения, расширяйте кругозор ребёнка.
  8. Приобщайте ребёнка к домашним обязанностям.
  9. Культивируйте семейное чтение.
  10. Контролируйте круг общения ребёнка, приглашайте его друзей в дом.
  11. Знайте место, где ребёнок проводит свободное время.
  12. Научите способам снятия эмоционального напряжения, выхода из стрессовых состояний.
  13. Не разрешайте выходить в Интернет бесконтрольно.
  14. Не забывайте, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для ребёнка.
  15. Проанализируйте, не являетесь ли вы сами зависимыми? Курение, алкоголь, телевизор? Ваше освобождение – лучший рецепт для профилактики зависимости у вашего ребёнка.

Задумайтесь: как вы общаетесь с ребёнком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир?

Постарайтесь хотя бы себе ответь на вопросы:

Что вы знаете о пристрастиях вашего ребёнка?

В какие игры он играет, чем интересуется?

Сколько времени вы проводите вместе с ребёнком, о чём разговариваете?

Можете ли назвать несколько ярких событий из жизни ребёнка за последние месяцы?

Мы всегда должны помнить, за жизнь, здоровье и всестороннее, гармоничное развитие наших детей ответственны только мы, взрослые. Поэтому нам надо стараться сделать всё, чтобы они выросли физически и психически здоровыми.

 

 

Впервые статья опубликована http://trushina-ekaterina.blogspot.ru/p/blog-page_902.html



Просмотров: 495
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мультфильмы и компьютерные игры: как они влияют на психику ребёнка
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Как Новогодний костюм может повлиять на жизнь ребёнка?
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Быть "за" ребёнка
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Папа-школа - продвинутый уровень - "Жизненный Сценарий вашего ребёнка"
  • Как "кошмарят" детей и подростков компьютерные игры. Родителям на заметку
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Недоступный родитель, преисполненный важности, создаёт ребёнка, который не может найти «своего пути»
  • "Роль родителей в формировании самооценки ребёнка"
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • Моя книга "Кросс-коучинг: станьте домашним психологом для своего ребёнка"
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Главное быть на стороне ребёнка
  • Можно ли "планировать" ребёнка
  • Чем заполнить время ребёнка, если ограничить «общение с гаджетами»?
  • Чем заменить "нельзя" для ребёнка?
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Папа в игре и в жизни ребёнка – на что стоит обратить внимание?
  • Как быть хорошей мамой. Психологическое развитие ребёнка.
  • Навык для счастливой жизни (или чему обязательно нужно научить ребёнка)
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь