Главное быть на стороне ребёнка

Детская психология – тонкий и сложный предмет, ведь именно в детстве закладывается фундамент для взрослой жизни. О том, какие сложности встречаются родителям чаще всего? И как воспитать малыша психологически здоровым и уверенным в себе взрослым? Нам рассказала Вера Александровна Конева, член Ассоциации детских психологов и психиатров, чья практика в области детской психологии составляет более 10 лет. 

- Вера Александровна,  почему Вы решили специализироваться именно на детской психологии?

Наверное, потому что это основа. Каждый ребёнок - это уникум, это интересный развивающийся микрокосмос, не обременённый стандартами, это «креатив» в чистом виде. К тому же, детская психология это не только ребёнок, это как минимум ещё двое взрослых, его семья ( а то и ещё больше сестры, братья, бабушки и т.д), зачастую основная работа лежит именно в этом поле.

 Многих интересует что же происходит во время консультации детского психолога?

Общение психолога и ребёнка проходит в доброжелательной и доверительной обстановке в специально оборудованной детской комнате. Помощь заключается в том, чтобы способствовать раскрытию ребёнка, не в полной мере способного ещё выражать себя словами. Для этого у психолога есть много средств: в первую очередь – игра, совместная беседа, рисунок, игра в песочнице, специально подобранные проективные методики, сказки, песочная терапия. 
Через диалог или свободную игру ребёнок получает возможность выразить свои чувства, переживания, обучиться их контролировать, он может отрабатывать новые навыки взаимодействия, общения. Психолог создаёт безопасное пространство и помогает ребёнку раскрыться.

 А с каким проблемами к Вам обычно обращаются родители?

Это вопрос взаимоотношений ребёнка и родителя, отношения в подростковой среде, страхи, повышенная тревожность. Последнее время увеличились запросы связанные со сдачей ЕГЭ (тревожное психосоматическое состояние), работа с эмоциональными перегрузками ( насыщенная школьная жизнь, обилие кружков и секций), не все родители понимают, что все должно быть по силам ребёнка. На первом этапе введения ребёнка в спорт или другую любую область, ребенок может сам выбрать, что ему нравится (нравится ли тренер, место, форма занятий), а если от шестилетки требовать высоких спортивных или творческих побед, то этим вообще можно разрушить мотив занятий в дополнительной секции или в учебе в целом. После этого чаще всего слышишь: «Он или она вообще ничего не хочет! Ни к чему не стремиться»…

- А какие еще ошибки родители допускают в воспитании детей чаще всего?

Вот уже более десяти лет я веду консультации с детьми и родителями по вопросам проблем в школе или взаимоотношениях. Как правило, это непростые ситуации, связанные не только с трудностями ребёнка, но и восприятием взрослых (здесь речь не только о близком окружении, но и о воспитателях и учителях) которые не готовы даже рассмотреть позицию ребёнка.  "Измениться должен ребёнок! " - по мнению взрослого. Но зачастую необходимо что бы взрослый изменил своё отношение, посмотрел на ситуацию шире, глубже, возможно без излишней эмоциональной окраски.

 Что важно во взоимоотношениях между родителем и ребёнком? Как строится дружба?

Родителям важно слушать и слышать своих детей. Много разных обстоятельств, много разных дел и проблем. У многих мам и пап очень насыщенный график, им зачастую трудно остановиться и выслушать про сломанную куклу или переживания связанные с поломкой машинки, но это первый диалог доверия, затем проблематика будет взрослеть, но сохраниться ли желание у ребёнка поделиться с родителем своими проблемами и трудности? Вот это вопрос. Закрывшись один раз или два, не придав значения рассуждениям юного гения, родители сами отдаляются, а потом возникает искренние удивление, а почему подросток о своих планах, увлечениях или интересующих его вопросах охотнее рассказывает чужим людям, нежели своим родителям. Родители часто приходят к психологу и просят помочь поговорить с собственным ребенком. 

 Что может помочь в построение отношений между родителем и подростком?

Желание понять и принять позицию ребёнка. Возможно, воспоминания о своих чувствах,  переживания при школьных не удачах, при выстраивании отношений, освежить опыт переживания собственных обид. Важно рассказывать подростку, что вам тоже бывает страшно, обидно, вы тоже испытываете разочарование. Важно делиться тем, что вам помогает выходить из конфликтных ситуаций, но при этом обязательно обговаривайте какой выход ребёнок видит сам из сложной ситуации.

 Про терапию детей и работу с подростками понятно, а чем вы можете помочь обратившимся к вам взрослым? 

Психотерапевтическая беседа в удобном для клиента темпе и личном безопасном пространстве. Диагностика индивидуальных показателей личности. Раскрытие личного потенциала и индивидуальной модели развития. Работа с кризисными состояниями, тревогами, паническими атаками. 

 Вера Александровна, многим кажется, что, будь он психологом, то не допускал бы ошибок в воспитании ребёнка. Это правда, что у мам-психологов нет проблем со своими детьми?

Мама психолог - это в первую очередь мама. Со своими страхами, опасениями и мечтами по поводу будущего своего ребёнка. Я как мама двоих детей конечно часто себя останавливаю в своих попытках навязать свою мнение ( опираясь на личный опыт). Дети имеют право на свои ошибки, свои победы, формирование своей точки зрения. А задача родителя - качественно сопровождать данный процесс, но не подменять инициативу ребёнка своим «авторитарным» мнением.

 Вера, наверняка у Вас существует собственный рецепт, как вырастить ребёнка счастливым?

Идеальный рецепт как вырастить счастливого ребёнка… это непростая задача. Как быть рядом с его гневом, с его разочарованием, с его не удачами, как заинтересовать не интересными ему предметами, как объяснить, что глубокое изучение грамматики английского языка очень пригодиться для поступления в престижный ВУЗ? Конечно, сложно оставаться на позиции сопровождающего, но всегда стоит принимать и уважать личное пространство и точку зрения ребенка, тогда построение настоящей дружбы становится легче.

 Топ лист рекомендуемой литературы: 

1. Юлия Гиппенрейтер "Общаться с ребёнком: Как?"

2. Вайолет Оклендер "Скрытые сокровища (путеводитель по внутреннему миру ребёнка)" 
 
3. Владимир Леви "Мой нестандартный ребёнок"

 

Статья опубликованна в журнале "Дара" (сентябрь 2015г)



Просмотров: 552
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Помощь внутреннего ребёнка родителя в налаживании контакта с собственным ребёнком и не только
  • Семейные проблемы. Сложности с рождением ребёнка. Открыть "канал рождения детей"
  • Страхи беременных или "есть ли жизнь после появления ребёнка?"
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • "Мамочка, можно я встану в угол?" О наказании и прощении ребёнка и (или) себя.
  • Моя книга "Кросс-коучинг: станьте домашним психологом для своего ребёнка"
  • "Солнечные дети - счастье в доме" или трудности воспитания ребёнка с ОВЗ
  • "Мы хорошо покушали" или "Как воспитать из ребёнка невротика".
  • Психолог, "почини" моего ребёнка! Часть 2.
  • Психолог, "почини" моего ребёнка. Часть 1.
  • О воспитании ребёнка одним родителем
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • "Полюби моего Внутреннего Ребёнка!" или "Сделайте то, что не хочу делать я"
  • "Открылась бездна..." (Планетарий и личность ребёнка и взрослого).
  • Что важно знать родителям, выбирая развивающие занятия для ребёнка.
  • Рождение ребёнка и формирование взаимосвязи в диаде "мать - новорождённый"
  • "Я знаю своего ребёнка! Она точно сильно переживает!" Или история обиженной мамочки
  • Почему важно встать на защиту своего ребёнка?
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • «Родить ребёнка» и «быть родителем»: в чём принципиальная разница?
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Быть "за" ребёнка
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • Как принять "" трудного ребёнка?
  • Можно ли "планировать" ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь