|
Как познакомить детей с садо-мазо: Айболит против Бармалея; Мама, роди меня обратноАвтор статьи: Дрёмов Сергей Владимирович
Продолжение... ___________________ Айболит против Бармалея C появлением Айболита и его оппонента Бармалея в картине мира автора и маленьких читателей определяются два плюса, две антагонистические фигуры мазохистического и садистического характера. Они связаны сказочной судьбой и не мыслимы друг без друга. Идею положительного героя Чуковский заимствует из английской истории про доктора медицины Дулиттла, который любит животных, не очень любит людей и, потеряв клиентуру становится ветеринаром. Он отправляется на черный континент, населенный аборигенами, пострадавшими от английской колонизации и принимает удар на себя. Такая не слишком замаскированная аллюзия на Христа, принявшего муки за грехи человечества. История оказывается созвучна строю мышления Чуковского, он усиливает мазохистический акцент и напрямую связывает образ отечественного доктора с болью — «Айболит». В отличие от английского прототипа наш доктор жалеет и лечит всех: крестьян, рыбаков, пастухов и дровосеков, животных, птиц, рыб и насекомых. Он воплощение идеального спасителя от страданий. Доктор холост, маму и жену ему заменяет сварливая сестра, которая ненавидит пациентов доктора и его самого. За это в конце истории она отправляется в изгнание на необитаемый остров. Зловредное женское начало на радость детям удаляется из рассказа, после чего доктор Айболит как древнее божество соединяет в себе заботливое материнское и защищающее отцовское начала.
В отличие от волшебных сказок, авторская сказка Чуковского не раскрывает существенной роли негативного женского персонажа. Она просто как обозначение плохого, которое надо убрать с глаз долой и забыть. Между тем Варвара выражает вытесненный доктором принцип реальности, но как раздражающий фактор изображается постоянно раздраженной.
Взрослые узнают доктора Айболита как бессребреника и альтруиста, посвятившего себя другим, а дети видят в нем свое отражение - человека, который пропадет, если за ним не будут ухаживать и перестанут кормить. Мы видим в нем эталонного мазохиста, получающего вознаграждения за страдания. Далее миссия доктора расширяется на другой континент.
Не проблема, своим подвижничеством доктор уже заслужил корабль. Вылеченный им капитан отдает свой единственный корабль, оставаясь временно безработным. Спаситель и жертва едины навек. И у себя дома, и в Африке мы видим, что доктор Айболит устает, устает, устает. Но для жертвенной натуры спасителя это не важно. Количество больных увеличивается, они стонут и плачут. Вместе с этим растет слава доктора и чем больше известность, тем больше усталости. Сестра Варвара, Бармалей, морские бури, кораблекрушение, плохие хищные звери, у которых тоже болеют дети и которые вынуждены встать на сторону Айболита. Жизнь доктора это сплошная череда бед и побед добра над злом. Смотрим подзаголовки истории: Друзья помогают доктору Не болеет, не плачет и не просит помощи лишь воплощение зла, главный оппонент доктора и теневая часть писателя — злой разбойник Бармалей. В итоге Бармалея поглощает еще большее зло.
Зло уходит в глубину бессознательного. Айболит несказанно рад. Побежденное зло становится частью добра. Или как в сериале «Бандитский Петербург» добро становится частью зла: криминальный авторитет Антибиотик тоже по-своему лечит — решает проблемы. Во взаимоотношениях добра со злом иначе не бывает. Нашего доктора в сказке ожидает подарок от обезьян в виде двухголового вечно бодрствующего чуда тянитолкая — воплощения садо-мазохизма. Тянитолкай — тяни и толкай, притягивай и отталкивай, отвергай и страдай от одиночества, нападай и жалуйся, что на тебя напали — очень подходящее название для сказочного образа садомазохизма. Доктор Айболит через подарок обезьян восстанавливает целостность и возвращает отщепленную садистическую часть. Позже мы узнаем, что ненадолго.
Тянитолкаи живут лишь в природе, да и то не везде. И уже тем более они не водятся в вольерах человеческого сознания, из которого вытесняется или мазохизм, или садизм. Когда проявляются садистические тенденции, мазохизм спит и, наоборот, засыпающий садизм пробуждает мазохизм. Тянитолкай это природное совершенство и целостность противоборствующих тенденций. Два в одном, по очереди и одновременно. В отличие, например, от кентавров, у которых помимо животного есть и человеческое начало, тянитолкай это полностью зверь в природной гармонии двух противоположенных инстинктов садизма и мазохизма. Как и обещано детям, доктор Айболит дарит им тянитолкая, с которым они становятся неразлучными друзьями. Догадка Чуковского, что в детском сознании отвержение, притеснения и наказания могут восприниматься как проявления любви, толерантность к насилию, являющееся проявлениями мазохизма воспринимается способом сохранения отношений, а садизм с мазохизмом неразличимы и могут бесконфликтно пребывать вместе? Сам же доктор после этого подарка детям снова становится воплощением рафинированного мазохизма. Не доктор, а тянитолкай решает вопрос с Варварой, просто сбрасывая ее в море, чтобы доктор Айболит жил в своем маленьком домике и все хорошие были счастливы. Через три года, когда необычное животное полностью одомашнилось зло вернулось в детский сказочный мир Айболита в образе соратника Бармалея беглого пирата Беналиса.
Не бывает счастья, без несчастья, светлого без темного, добра без зла. Если история не закончилась, зло должно появиться снова. Беналис нападает на доктора, сжигает дом доктора, чтобы потом утонуть в море вслед за Бармалеем и Варварой. Море как бессознательное принимает в себя все вытесненное из сознания. В завершении сказки есть оптимистичные ноты: Доктор Айболит переживает серьезный кризис идентичности через символическую встречу со смертью в холодном колодце и поиск новой хорошей матки — пещеры, в которой должно произойти его повторное рождение.
Бобры строят Айболиту новый дом, куда его и приносят еле живым. Здесь доктор набирается сил — "взрослеет" и наконец-то начинает вести себя не как спаситель миссия и мазохист с моральным превосходством над злодеями, но и как обычный взрослый человек, умеющий буднично заботиться о себе. Временами он просто так без привычного для него поиска страданий и страдающих прогуливается по лесу или в поле. Если бы такое произошло в терапевтическом контексте, то мы бы расценили это как значительный прогресс в терапии — внимание к своим нуждам и обеспечение себе отдыха.
___________________ Мама роди меня обратно Следующая история о перерождении злого Бармалея является ремейком окончания предыдущей истории, где Айболита выносила пещера, и он родился заново. Судя по продолжению темы, повторное рождение является особенным мотивом творчества К.Чуковского. Со злым Бармалеем все проще и не так интересно как с Айболитом, садизм примитивнее мазохизма. Единственное, что есть примечательного в этой истории это концентрация всеобщего насилия. От «Айболита» (1917) до «Бармалея» (1925) — годы большевистского переворота и Гражданской войны. Возможно, этим и объясняется зашкаливающий уровень агрессии в этом стихотворении. Все участники событий, включая родителей и детей, пугают, издеваются, пытаются убить или съесть друг друга. Исключение составляет лишь доктор Айболит. Если надо убрать противника, он доверяет это другому персонажу или стечению обстоятельств. История начинается с того, что Танечке и Ванечке строго - настрого запрещают ходить в Африку. И именно туда убегают глупые непослушные дети, чтобы проявить себя совершенно бесстрашно и бессовестно.
Далее маленькие насильники сами превращаются в жертв людоеда.
Айболит, пытаясь спасти детей, попадает в костер и Бармалей его жарит. На счастье мимо проходят горилла с крокодилом, и крокодил по просьбе доктора глотает Бармалея, который хотел проглотить детей и изжарить Айболита. Все кроме Бармалея рады и пляшут, а Бармалей плачет в животе крокодила. Доктору становится жалко своего врага и его освобождают. Так происходит новое рождение Бармалея, он появляется на свет и его везут в Ленинград. До блокадного голода и людоедства в Ленинграде остается около 20-и лет и бывший людоед не представляет угрозы. Совершенно чумовое, но очень энергичное по ритмике, заряженное садо-мазохистической энергией стихотворение, ставшее классикой детской литературы. Не могу не поделиться выдержкой из умилительной рецензии к «Бармалею»:
Я не смог увидеть юмор, смягчающий садистическую тему, но, очень схожие приемы воспитания детей предлагает автор современных психологических бестселлеров Н.И. Козлов:
Это да, рычагов влияния на ребенка предостаточно, не понял с игрушками, можно лишить ужина, поставить на горох или выпороть. У родителя всегда есть предложение, от которого ребенок не сможет отказаться. ____________________________________________________________________ В начало К.И. Чуковский — прекрасный человек и его ужасные сказки. Этот мир придуман не нами, Изнасилование на именинах Далее Как познакомить детей с садо-мазо: Пробоины Мойдодыра, Несчастная мать. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|