|
Доктор, надо мной все смеются! или Как работать со своей самооценкой? ПрактикаАвтор статьи: Бения Марика Ивановна
Бывает, что кто-то (ну не важно кто, кто-там там) обращается к специалисту с запросом: у меня нет друзей, я хочу их завести. Интересно, что этот неизвестный человек, в это время, как-бы на груди носит табличку: МНЕ ВСЕ БЕЗРАЗЛИЧНЫ И Я НЕ СОБИРАЮСЬ САМ НИКОГО ЗАСТАВЛЯТЬ С СОБОЙ ОБЩАТЬСЯ. Конечно, эта табличка спрятана и она метафорическая. Не будем сейчас выяснять и размышлять на тему того, что внутри этой таблички запрос на признание и значимость, через обесценивание, и, возможно, установка «Я плохой (или хороший), мир плохой (или хороший). Для нас важнее другое. Как все это связано с самооценкой? И что с этим всем делать?
Адекватная самооценка формируется на основе результатов действий. Внимание: не на основе оценок вас другими людьми. Самооценка, основанная на том, что говорят о вас другие – неверная, ведь каждый человек видит мир по-своему. Получается, сколько людей, столько и мнений. И обобщение «все так считают, делают, говорят, думают и прочее" – отменяется за несостоятельностью. Почему? Очень просто, из-за недостаточности выборки (привет социологам). Скольких людей вы опросили, чтобы утверждать про «всех»? Вот то-то и оно. И закроем тему «всех» на этом. Оценка результатов ваших действий тоже должна быть не чужая, а ваша собственная. Почему? Для понимания этой важнейшей мысли в данной статье и для эффективной работы со своей самооценкой, можете выполнить упражнение: Возьмите любой предмет, который находится рядом с вами. Например, игрушку или вазу. Что угодно. Или нарисуйте рисунок. После этого, возьмите бумагу и ручку и опишите ваш предмет или рисунок: Какой у него образ жизни? О чем он думает? Какой у него характер? Чего ему хочется? О чем он мечтает? После того, как всё напишите, добавьте еще 1-2 фразы. Затем постарайтесь отождествить себя со своим объектом. Прочтите написанный вами текст говоря вместо «он» - «я». Вы увидите, что большая часть ваших описаний совпадет с вашим отношением к себе, с вашими чувствами. Если вам кажется, что текст не про вас, то вероятнее всего вы настолько сильно не принимаете себя, настолько отчуждены от самого себя, что вам трудно это принять. Упражнение иллюстрирует простой механизм психики, с помощью которого мы познаем мир. Дело в том, что человеческому восприятию невозможно представить то, чего с ним никогда не происходило, чего не было в его опыте. Для того, чтобы познавать новое, человек накладывает на новое, как на экран, весь свой опыт, стараясь освоить видимое на основе того, что он уже знает. Дальше в процессе познания начинается проверка: так ли на самом деле устроено то, что я вижу? И когда мы обнаруживаем отличия от виденного ранее, тут и начинается адекватное восприятие реальности. Однако, если человек встретился в своей личной истории с тем, что познание нового опасно, ему становится трудно осуществить эту проверку реальности. Тогда он просто соглашается с тем, что видит: это так, потому, что я так считаю. Мы смотрим на людей и думаем: «Этот человек такой». И соглашаемся с этим. Без проверки. И думаем, что это – реальность, тогда как это просто особенность восприятия. Причем, каждый видит свое. Таким образом, всё что говорят нам другие люди о нас, - это чистой воды их знание про самих себя, но не о нас вовсе! Важно помнить, что и мы сами делаем то же самое. Каждый из нас, описывая другого говорит на самом деле о себе. Человек не может объективно смотреть на других в силу этого механизма. Единственный честный отклик (и он тоже субъективен), это когда мы говорим: «я чувствую к тебе то-то». Наши чувства не лгут. Наши описания лгут всегда. Мы не знаем, каков другой, и другие не знают, каковы мы. Они могут чувствовать по что-то по отношению к нам, и только. Для работы со своей самооценкой можете выполнить такое упражнение: В течение недели при общении с другими людьми, услышав в свой адрес слова: «ты такой-то», «ты ведешь себя так-то», «ты делаешь то-то», «ты чувствуешь то-то», ты хочешь того-то», помните о том, что этот человек на самом деле это говорит о себе. Заметьте: что вы узнаете о другом, когда вы это понимаете? Запишите в свой блокнотик всё, что вам удастся обнаружить. Спустя неделю, проверьте, как изменилось ваше отношение к этим людям? При общении с этими людьми, как только они говорят это описание вам о вас, задайте им вопрос: «Как ты это видишь?» или «Откуда ты это знаешь?». Если вы получите ответ «Я это вижу по тебе или по твоим глазам», уточните у него: «как именно выглядят мои глаза и я, что ты делаешь такие выводы?» - вы убедитесь, что слова этого человека не имеют четких, явных оснований. Однако, здесь есть и другая сторона. Когда вы описываете других людей, вы делаете то же самое. Вы приписываете другим людям то, что происходит с вами. Когда у тебя есть только молоток, всё вокруг похоже на гвоздь
Для адекватной оценки других людей можете выполнить такое упражнение:
В течение недели при общении с другими людьми замечайте свои собственные реплики или мысли такого содержания: «ты такой-то», «ты ведешь себя так-то», «ты делаешь то-то», «ты чувствуешь то-то», «ты хочешь того-то». Поскольку вы не знаете на самом деле ни намерений, ни чувств, ни желаний, ни состояний другого человека, отдавайте себе в этом отчет. Если вы заметите такую свою фразу во время разговора, поправьте себя: «Я хотел сказать, что мне видится (кажется) то-то. Так ли это? Правильно ли я тебя слышу?». Запишите в свой блокнотик (заведите себе специальный блокнот) ваши впечатления от таких диалогов. Если вам кажется, например, что другой человек злится, спросите себя: «Злюсь ли я? На что я злюсь, кто или что меня злят?». Будьте предельно четными с собой. Запишите свои наблюдения. Включите внутреннего наблюдателя.
Терапевт: - Я затрудняюсь поставить диагноз. Наверное, это алкоголизм! Пациент: - Хорошо, доктор, я приду, когда вы будете трезвым.
В каждом человеке есть все человеческие качества, как отрицательные (те, что принято считать отрицательными) так и положительные. С детства нас приучили «вот это и это не хорошо", за что-то кого-то из нас били (наказывали), и мы вызубрили, что в нас этого не должно быть совсем и никогда. Это не значит, что какие-то качества или чувства из нас исчезли, это лишь означает, что мы их тщательно спрятали много лет назад от самих себя. Причем, как положительные, так и отрицательные. Если вам в детстве говорили: «Какая же ты у меня страшненькая и глупенькая», - вы будете смотреть на других и думать: «Вот красавица! Вот умница!». Попробуйте присваивать и это тоже. Если вам говорили «другим хуже, чем тебе», когда вы просили о помощи и поддержке, или огорчались из-за неудачи, наверняка теперь вы смотрите на других с сочувствием и сожалением, а на себя с ненавистью и осуждением. И тогда ваша задача – присвоить себе право хотеть и поддержки и сочувствия и внимания. Некоторые люди в связи с тем, что им не давали поддержки, став взрослыми буквально загоняют себя в угол, жертвуя собой, поскольку в их голове до сих пор звучит: «другим хуже!». Однако все равно остается потребность в поддержке, их бессознательное послание к обществу таково: «Чтобы стать достойным поддержки, я должен стать хуже всех. Мне должно быть невыносимее, чем другим». В таких ситуациях бывает достаточно запрашивать поддержку напрямую, честно, и тогда не нужно портить свою жизнь. Полезный навык для формирования адекватной самооценки – это перестать «знать» что думают о вас другие, отбросить иллюзию, что вы это можете знать. Человек и его поступок – разные понятия. В то время, как хороший поступок заслуживает одобрения, а дурной – осуждения, человек, независимо от того, хороший или дурной поступок он совершил, всегда достоин либо уважения, либо сострадания. Махатма Ганди
Еще один способ «заблуждаться» в собственных оценках и самооценках – это преувеличивать или недооценивать намерение своих чувств и действий. Можете выполнить следующее упражнение: Составьте план действий на предстоящий день: беседы, бытовые дела и так далее. Заполните табличку:
Вы с удивлением можете обнаружить, что часто делаете что-то скорее для того, чтобы избежать чего-то другого, а не чего-то достичь. Как вам это? Хотите ли что-то изменить? Что именно? Как? Запишите ответы на эти вопросы в свой блокнотик. -Мама, что такое паранойя? -Ты же понимаешь, что я этого не знаю, и спрашиваешь это, чтобы поиздеваться надо мной! Хотите поработать со своей самооценкой? Начинайте! Заведите, для начала блокнотик! Или, звоните прямо сейчас, однако, блокнотик по любому придется завести. Подписывайтесь на свежие публикации, читайте актуальные статьи, http://www.psyoffice.ru/articles/beniya9921
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|