|
Доктор, что у меня с головой?Автор статьи: Оксана Фадеева
Начну издалека. Когда-то я училась в консерватории на двух отделениях сразу и делала это как подорванная. Хронический недосып, картофельный цвет лица в период сессий и сплошные пятерки в дипломе. Несмотря на академические успехи, я с обескураженностью отмечала два момента. Во-первых, соотнося свой уровень знаний со знаниями профессоров, говорящих на нескольких языках и помнивших, казалось, все на свете, я понимала, что мне и жизни не хватит, чтобы приблизиться к их уровню. Во-вторых, не все студенты так убивались из-за учебы, а материал хватали легче и оперировали им куда увереннее моего. В общем, можно было констатировать, что умом не вышла и успокоиться на этом. Но тут возникали несостыковки. К примеру, у меня отличная память, и казалось, можно было брать исключительно ею. Ан нет. Прочитанное уходило как вода в песок, и вспоминалось с трудом – медленно, очень медленно. Кроме того, успешное обучение в непростом вузе тоже несколько противоречило гипотезе о врожденной тупости. Спустя много лет, накануне поступления в МГППУ я штудировала Хорни и кое-что узнала. Это была первая информация, проливающая свет на особенности работы моих мозгов. Точно не процитирую (ха-ха, куда уж мне), но смысл таков: невротики, выбирающие стратегию «к людям», не способны как следует овладевать информацией. Овладевать, владеть – вот именно так. Куда более емко, чем «помнить». Поясню про Хорни. Под данным вариантом невроза автор подразумевала различные, типично женские реакции и состояния, связанные с высоким уровнем нейротизма, психастенией, депрессивным складом личности и созависимыми паттернами поведения. Если сказать то же самое совсем просто, то наш тип личности и текущий внутренний расклад напрямую влияет на наши познавательные процессы — иногда не в лучшую сторону. Потом у меня случилось третье высшее образование, с которым я справилась куда бодрее, чем с первыми двумя. Но, даже окрепнув внутренне, я продолжала – и продолжаю по сей день – сталкиваться с теми же «не помню», «не владею», «о чем это вообще». Если меня, к примеру, внезапно спросить, как звали Верди, я сперва остекленею взглядом и скажу «гм». А уже потом – «Джузеппе». Как зовут Фрейда, я вроде запомнила. А дальше уже мне встретилось много чудесных женщин с похожими проблемами; у меня была возможность говорить с ними и выслушивать их, и таким образом появилось больше материала для размышлений. Я смотрела на них со стороны и видела, что они умны, обладают оригинальным видением мира, высоким эмоциональным интеллектом и наверняка довольно высоким IQ. Но все они жаловались на «что-то с головой» — забывчивость, невозможность удержать информацию, быстро ее извлечь и использовать. Стало очевидно: эта проблема – не моя личная, она схожим образом затрагивает многих. То есть, можно с аккуратностью выдвинуть гипотезу, что определенный склад личности и сопутствующие ему нарушения ведут к следующим особенностям работы наших светлых голов: — кажущаяся забывчивость, «ничего не удерживается в голове»; — трудности в момент переключения с одной задачи на другую; — «лестничное мышление»: правильное решение приходит с запозданием; — серьезные затруднения в ситуации, когда надо что-то сделать быстро (я имею в виду интеллектуальные операции); — много недоверия себе, привычка легко сбиваться, смущаться, молчать, даже когда знаешь правильный ответ; Свести вышеперечисленные особенности к слабой и медленной, по Павлову, нервной системе, не получится, даже если постараться. Во-первых, о быстрой истощаемости здесь речь не идет – как раз возможность работать долго и продуктивно обычно налицо. Во вторых, квази-проблемы с нормальной памятью явно не из павловской оперы. В третьих, тут много чисто психологических нюансов – вросших убеждений «со мной что-то не так», колоссальной неуверенности, завышенных требований, скачков самооценки, шаткого самоуважения. То есть, мы имеем дело со множеством особенностей (врожденных и приобретенных), которые свалены в одну кучу. По-хорошему, эту кучу надо аккуратно разбирать и кропотливо изучать содержимое. В ней, я уверена, найдется масса всего интересного из самых разных областей – нейропсихологии, психофизиологии, патопсихологии, etc . Но пока что у меня есть только несколько опорных точек для размышления. Именно так. Не советов психолога, не рекомендаций, а выстраданных на собственной шкуре подсказок, в каком направлении можно двигаться. Возможно, что-то пригодится и вам.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|