|
Когда ты учишься наилучшим образом, ты как что? О «чистом языке» в классеАвтор статьи: Мирцало Анна
В своем выступлении на ноябрьской конференции Джули описывала опыт практического применения вопросов «чистого языка», как части педагогического подхода, для установления «чистой культуры» в классе (запись выступления на коннференции доступна здесь) В ее видении «чистый язык» - это набор вопросов и специфический способ их формулирования, который направляет внимание, не сужая, ограничивая или изменяя его. И в данном случае очень важно обратить внимание, что когда мы говорим о направлении, понимаем, что важно направлять внимание детей куда-то, на что им важно посмотреть, и при этом не направлять их мысли в определенное русло. Очень впечатлила та часть выступления, где Джули демонстрировала на экране картинки, на которых дети изображали то, как они чувствуют, когда завершили что-то и удовлетворены результатом. На одних рисунках дети рисовали сердечки – именно та они ощущали удовлетворение и посылали его туда (в сердце). Есть картинка, на которой изображено в голове много маленьких точек и человек ощущает это удовлетворение в голове. На еще одном рисунке изображено удовольствие, которое начинается от кончиков пальцев ног и это ощущение покалывания поднимается вверх по телу, опускается в руки и снова проходит вовнутрь в сердце и делает его больше. И как если вспомнить время, момент, когда вы полностью были удовлетворены собой, как это было в тот момент? И когда буквально минутку дети живут в этом состоянии воспоминания, она спрашивает у них: «Ну, как вам? Получилось вспомнить это ощущение?» И просит нарисовать рисунок и посмотреть, насколько он отражает то ощущение, которое у них было. Фактически рисунок должен давать им такие же ощущения, из которого они его рисовали. И Джули рассказала о том, что раньше, когда она преподавала, она давала детям за хорошую работу маленькие бонусы – звездочки, баллы, стикеры со смайлами. Теперь же она может предложить им в ситуации, когда у них что-то получилось, почувствовать это ощущение удовлетворения, которое они нарисовали. И они наслаждаются этим гораздо больше, чем стикером. И это учит их быть самомотивирующимися – иметь внутреннюю мотивацию. И они учатся наслаждаться – получать самостоятельно удовольствие от хорошо проделанной работы. Когда перед учителем класс, который замотивирован, который хочет работать, готов выполнять задания просто ради того, чтобы получить это ощущение удовлетворения, это совершенно прекрасно. До того, как Джули стала практиковать чистый язык, она обычно начинала каждый год с детьми, обсуждая, каким они хотят, чтобы был этот год, как они будут относиться друг к другу, как будут использовать ресурсы класса, как хотят взаимодействовать. Используя чистый язык, она задает вопрос «Когда ты учишься самым наилучшим образом, ты как что?» (идея заимствована у Кейтлин Уолкер). Джули показала рисунок 4-х летней девочки, на котором она нарисовала, как себя ощущает, когда учиться наилучшим образом, и учительница записала ее эмоции – то, что она озвучила про этот рисунок. «Когда я счастлива, я как большое теплое яркое солнце. И под этим солнцем я слышу жужжание большой-большой пчелы и над этой большой пчелой яркая цветная радуга». И вместо того, чтобы устанавливать правила в классе в начале года, каждый ученик делится с классом тем, какой он, когда он учится наилучшим образом. Джули продолжила показывать рисунки и образы того, какими видят себя дети, когда учатся наилучшим образом. Это были рисунки с изображением неба и пояснением ребенка, что ему важно видеть небо, когда он учится наилучшим образом, и тогда он садится у окошка и лучше концентрируется на том месте в классе у окна. Еще один образ – образ сверчка. Когда этот ребенок учится, он прыгает из точки в точку - для того, чтобы ему учиться наилучшим образом, ему требовалось пространство, движение. Еще один ребенок описал себя, как солнце, которое изливает свет. И ему нужна спокойная обстановка. Еще для одного ребенка процесс обучения – это как копать землю для того, чтобы найти секреты и сокровища. Ему было интересно знать, что там под чем-то, глубже. И что мы получаем в результате этого? Фактически, мы можем увидеть наилучший способ обучения для каждого ребенка. И не только учитель в классе, но и все дети понимают, какие условия наилучшие для каждого ребенка, чтобы все они хорошо обучались. Таким образом они могут уважать нужды друг друга, и межличностная связь между ними становится лучше. Вместо того, чтобы говорить о правилах, которые в некотором роде все равно устанавливаются учителем, дети, благодаря такому подходу, учатся уважать пространство друг друга сами. По результатам обсуждения делают 3D версию таких рисунков и создают метафору целого класса. «И что это за класс должен быть, где ты можешь копать, ты можешь залезать, ты можешь сиять, а ты можешь прыгать?», - и Джули продемонстрировала панно класса, в котором они решили, что их метафора –гора. Гора с берегом и песочным пляжем для человека, которому нужно копать и песочный замок для тех, кто любит строить свой процесс обучения, и море для тех, кому важна вода. И сверху на горе есть человек, для которого обучение – это как боулинг, и когда он что-то понял, у него возникает ощущение как будто рассыпаются кегли при попадании в них шара. Есть человек, который по ощущению выиграл гонку, когда у него что-то получается, и он любит зарабатывать медали. И с горы стекает ручей – прохладный, чистый источник воды - это метафора учительской поддержки. Это панно содержит огромное количество информации, которую дети могут расшифровать, и оно всегда с ними, чтобы можно было вспоминать, какого ощущения, атмосферы они хотели добиться в классе. Таким образом, у Джули получается помогать детям вести диалог друг с другом. Итак, чистый язык способствует:
Больше о «чистом языке» в классе – в 3-й части сборника по материалам IV Международной конференции «Коучинг в образовании-2016» Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|