Когда первоклассники не хотят учиться или когда учитель бессилен?

Вот раздаётся телефонный звонок и взволнованным голосом мама задаёт вопрос: как к вам в Центр можно попасть на консультацию?

Проблемы, с которыми обращаются родители, обозначаются примерно одинаково для всех первоклашек последних лет – не хочет учиться, учитель предлагает домашнее обучение, не слушается в школе, на уроках играет, все над ним смеются, домашнее задание выполняет со скандалами…

Есть и другие звонки по поводу неуспехов первоклашек, но это другой рассказ и он будет называться «Почему дети не могут учиться и Чем может помочь психолог?»

Что же происходит и почему учитель зачастую бессилен в таких ситуациях?

Родители недоумевают – ребёнок был успешным в детском саду, его водили в разные развивающие центры, читать и писать начал, чуть ли не в 5 лет, кстати, нередко это строгое требование школы, прошёл предшкольную подготовку. Везде были положительные результаты, ребёнок выполнял тесты, рассказывал стихи – всё было хорошо, а в школе стало плохо. При этом родители отмечают, что учитель хороший, ребёнок не жалуется, его не обижают, но учиться не хочет и ведёт себя необъяснимо.

Если результаты диагностики и информация от родителей свидетельствуют о нормальном умственном развитии ребёнка, тогда и начинается поиск причины такого поведения. Каждый случай уникален своим решением,  а вот причины одинаковы:

- не сформирована роль ученика, потому что не сформированы механизмы ролевого поведения (делает на уроке что хочет, встаёт, уходит, ползает по классу, с учителем разговаривает на равных, не прислушивается и не выполняет требования учителей, дома сердится, плачет, капризничает при выполнении домашних заданий);

- не развита мотивационно-потребностная сфера, либо нуждается в психологической коррекции (играет во время уроков с игрушками, во время уроков привлекает в игру одноклассников, домашнее задание выполняет только с родителями и только с уговорами, разговаривает с ровесниками только на темы игр, не любит рассказывать о школе, противится требованиям самостоятельного поведения в школьных вопросах);

- не развита волевая саморегуляция первоклассника (всё начинает делать вместе со всеми, бросает, не сделав или делает как попало, из-за этого быстро перестаёт быть успешным, потому что не происходит научение новому знанию и отработка умений и навыков, обещает, а выполнить не может, берется сразу за несколько дел, потому что всё интересно. Запоминает только то, что привлекает внимание. Родители уже к концу второй четверти изматываются от того, что им приходится делать всё вместе и вместо ребёнка, при этом в ответ на требования и критику ребёнок очень расстраивается, плачет…Обычно всё заканчивается неврозом или болезнью первоклассника)

Есть и другие проблемы, но именно эти делают ребёнка неуспешным в роли первоклассника,  а его обучение неэффективнымв таких условиях.

Учителя во время учебного процесса как раз и опираются на эти качества первоклассников, то есть научить ребёнка учиться можно при условии, что он выполняет легко роль ученика (не мамин ребёнок в классе других детей), понимает, почему нужно учиться и это для него очень важно, значимо (родители играют главную роль в формировании учебной мотивации), прилагает волевые усилия для управления своими желаниями, эмоциями и своей  учёбой.

В качестве примера представьте картинку, ребёнку купили велосипед  и отправили на соревнования,  предлагают и заставляют на велосипеде ехать к финишу, ребёнок и сам хочет, а ногами крутить педали он не умеет, равновесие держать не умеет.

Он ведь упадёт, хорошо, если не разобьётся, точно не выиграет соревнования, а потом его ещё и поругают все, что ничего не получилось. Дети придумывают разные способы: кто-то бросает велосипед и бежит сам - ему говорят, нет,  правила и условия не выдержал. Тогда ребёнок берёт велосипед и бежит вместе с ним, но опять не так, он ведь не едет. В лучшем случае, ребёнок скажет - не умею, научите. В большинстве случаев, сначала обидится, потом перестанет стараться, ведь взрослые ставят его в эти условия, не сам он.

На примере нам понятно, что надо делать в первую очередь, вот и в учёбе – психологическая готовность ребёнка такая же важная составляющая успешности первоклассника.

Родители недоумевают: «Мы же везде ребёнка развивали, почему это произошло?»

Здесь факторов много и в разных ситуациях они разные. Можно подробно рассмотреть их, но смысл статьи в том, что первокласснику нужно помогать как можно быстрее.

Часто родители хотят получить консультацию психолога, а помогать ребёнку собираются сами, к сожалению, у них ничего не получится самостоятельно. Ведь они уже воспитывали своего ребёнка все 7 лет, а важные качества не сформировали, по разным причинам, кто-то недостаточно времени уделял ребёнку,  кто-то просто не умеет воспитывать детей (умеет любить и баловать).

Но и без родителей ничего не получится, теперь, когда время немного упущено, родителям нужно будет пересмотреть свои воспитательные позиции. Вот так в тесном сотрудничестве психологи, родители и учитель помогают первоклассникам стать успешными. Приходите, поможем.



Просмотров: 608
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка
  • Ребёнок не хочет учиться! Или не может?
  • Ребёнок не хочет учиться!
  • Ребёнок не хочет учиться
  • Ваш ребёнок не хочет учиться! Примите меры!..
  • Подросток не хочет учиться. При чем тут родители?
  • Почему ребёнок разговаривает только дома? Заметки об элективном мутизме.
  • Ребёнок только играет в компьютер и ничем не интересуется. Что делать родителям?
  • Что нужно и не нужно делать когда ребёнок плачет.
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Родители, ребёнок важнее вашей роли!
  • Родители, ребёнок, работа - 3 правила совмещения
  • Что делать если ребёнок плачет, когда вы уходите? Советы психолога
  • Что делать, если ребёнок слушается только одного родителя
  • Что делать, если ребенок не хочет учиться или учебная мотивация в начальной школе
  • Каким вырастет мой ребёнок? Что нельзя делать и что нужно, чтобы ребёнок стал счастливым человеком
  • Ребёнок разговаривает только дома: что с ним такое? Об элективном мутизме.
  • Зачем учиться в школе, ведь богатым от этого не станешь?
  • Родители и экзамены. А ребёнок?
  • Когда мать (не)выполняет функции Эго для своего ребёнка. Начало пути индивидуации.
  • Что хотят родители и что нужно ребёнку 4-6 лет
  • Взрослые дети и родители. Отношения. Нужно ли жить вместе?
  • Школа – ребёнок – родители. Партнёры или противники?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Учитель. Ученик. Родители. Психолог
  • Ребёнок плохо учится в школе. Что делать родителям?
  • Что делают родители, чтобы ребенок не хотел учиться.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь