Автор:
психолог Саркисова Лариса
Плохие оценки влияют на мотивацию к учёбе
Как правило, ребёнок, который получает много плохих оценок по предметам, не хочет учиться в школе. Тетрадь такого школьника мерцает исправлениями учителя, помарками, исправлениями. Учитель красной ручкой исправляет невнимательно написанную букву или цифру, среди оценок в дневнике много двоек и троек.
У такого ученика процесс обучения в школе ассоциируется с неприятными чувствами, негативной оценкой родителей, а также ссорами с учителями и родителями из-за плохих оценок. У такого ребёнка отсутствует мотивация к учёбе.
Многие родители в таких ситуациях нанимают своему ребёнку репетитора, мол, по предмету двойка, а значит, ребёнку нужно больше заниматься данным предметом. Действительно, в случае отсутствия у ученика знаний по тому или иному предмету так оно и есть, - на индивидуальных занятиях репетитор может объяснить ребёнку нужный материал. Однако, в случае отсутствия мотивации к учёбе прокачка исключительно знаний не поможет.
Иногда случается и так: в домашней обстановке ребёнок блестяще справляется со всеми заданиями, решает упражнения на пятёрку, ну или на четвёрку. Однако, стоит ему прийти на контрольную работу в школу, как он тут же получает плохую оценку. В итоге картина может быть такова - дома с репетитором или с родителями ребёнок демонстрирует хорошие знания материала, но, в то же время, на уроках получает плохие оценки.
В таких случаях иногда родители в недоумении увеличивают количество дополнительных занятий, разбавляя всё это выплёскиванием своего недовольства на ребёнка. В итоге и без того замученный школьник занимается дополнительно несколько часов в неделю, однако в школе всё равно получает плохие оценки. Дома родители ещё больше могут ругать сына или дочь. Ребёнок старается заниматься "на полную", делает всё, что может, снова получает двойку, снова приходит домой, снова ругают, наказывают и так далее.
Что делать в подобной ситуации родителям?
Продолжать ли наказывать ребёнка за плохие оценки в школе?
Давайте как пример рассмотрим следующую взрослую ситуацию. Представьте, что с вами произошло следующее. Вы хозяйка. Сегодня, когда вы готовили борщ, случайно его пересолили. Ваш муж садится кушать борщ. Вы знаете, что пересолили суп. Муж начинает есть борщ, как вдруг: «Я тебе сколько раз говорил??? Солить надо уметь! Иди быстро учись готовить нормально борщ!» Муж, сидя за столом, продолжает есть суп и начинает кричать ещё громче «Чтобы в следующий раз нормально сделала!! Чтобы я такого больше не видел!!! Вот у Пети жена нормально борщ готовит!».
Какие вы можете испытывать чувства в этот момент? Какова ваша реакция на это? Захочется ли вам ещё приготовить борщ?
Итак, общение, подобное описанному выше, убивает любую мотивацию к деятельности. В ситуации школьника результат подобного общения его родителей с ним по поводу плохой оценки может вылиться в полной отсутствие желания учиться в школе. Отсутствие мотивации к учёбе, в свою очередь, напрямую связано с оценками. Более того, подобное общение оставляет внутри у детей переживания, расстройство, негативные эмоции. И если в случае вышеописанной ссоры супругов про борщ, жена всё-таки может в ответ как-никак дать отпор муж, то в ситуации общения родителя с ребёнком, последний остаётся практически полностью беззащитен. Ребёнок младше, меньше ростом и весом, а также знает, что не может перечить родителям, а обязан подчиняться.
И что же остаётся делать человеку, которому некуда выплеснуть и некому высказать свои эмоции? Он выплеснет их в другом месте. У ребёнка может появиться грубое общение с учителями и сверстниками. Более того, у него могут начать формироваться страх перед контрольными работами в школе, страх получить плохую оценку и т.д.
Постоянная жизнь в страхе, что заругают и накажут, может привести к совершенно различным последствиям - от плохих оценок до детской депрессии или невроза. Страх может иметь накопительный эффект, заполнить внутренний мир человека. Невысказанные эмоции могут проявиться в несколько иной форме - в виде слёз, апатии к учёбе, агрессии на окружающих, энуреза. У человека может также появиться чувство отчуждения, неприятия себя. Сформированный в детстве страх может жить в человеке годы и десятилетия, мутируя и распространяясь на все сферы жизни.
Как родителям вести себя?
В ситуации с пересоленным супом женщина хотела бы услышать от мужа слова понимания. Ребёнок не исключение. Мотивацию ребёнка к учёбе можно вернуть, а в некоторых запущенных случаях сформировать с нуля. Но процесс это долгий и трудный. Как часто ваш ребёнок ощущает внутри лёгкость и свободу при общении с родителями? Замечаете ли вы, чтО именно ваш ребёнок сделал в тетради правильно, где постарался?
В ворохе «двоек» и «троек» обязательно найдётся то, за что можно похвалить. Если в школе ребёнок проходит формулы сокращённого умножения, он может неправильно «упростить выражение». Но, всмотритесь в пример! Быть может, в процессе решения ребёнок верно умножил 34 на 7, чего раньше с ним не случалось? Вы заметили, что он знает правила приведения подобных слагаемых, а также верно сложил две обыкновенные дроби?
Если, к примеру, ребёнок принёс домой плохую оценку за диктант по русскому языку, а в тетради имеется много исправлений и ошибок, ваша задача здесь – найти слова, которые сын или дочь написал(а) правильно. Таких слов не может не быть! Обратите внимание на правильно написанные слова! Похвалите за них! Пробудите у ребёнка желание учиться. После постоянных одинаковых ошибок на одно правило ребёнок наконец-то поставил запятую между однородными членами предложения? Отметьте это!
Обратите своё внимание именно на старание ребёнка. Именно похвала и хорошие эмоции могут наладить контакт между родителем и ребёнком. И тогда, само собой, ребёнку становится важным порадовать родителей хорошей оценкой. У ребёнка появляется мотивация к учёбе.
Итак, формула общения родителей с ребёнком такова:
ХВАЛИТЬ РЕБЁНКА ЛУЧШЕ НЕ ЗА ОЦЕНКИ, А ЗА СТАРАНИЕ.