Ребёнок в ситуации развода родителей

Реб нок в ситуации развода родителей

Даже стремясь к разводу, мало  кто  представляет  себе  реальные  последствия  этого  события.

Конечно,  правил  на  все  случаи  жизни  не  существует, ведь  решение  о  разводе  принимается  умом,  а  реализуется  душой:  супруги  не  только  делят численный состав  семьи на части,  но порой оставляют в прошлом воспоминания  о  когда-то  счастливом  времени  и  вынуждены принять на себя новые  обязанности.  Часто,  поддаваясь  чувствам  и  будучи  не  в  состоянии  трезво  оценить  свои  возможности  и  желания,  люди  выходят  из  развода  со  значительными  психологическими  потерями:  чувством  неудачливости, опустошённости,  ненужности и др.

Не  всегда  в  состоянии  контролировать  собственные  переживания,  взрослые могут  меняться  и  в  отношении  ребёнка:  кто-то  видит  в  нём  причину  развала  семьи,  кто-то  узнаёт  в  нём  ненавистные  черты  бывшего  супруга, а кто-то  настраивается  на  то,  чтобы  всецело  отдать  себя  воспитанию  ребёнка.  В  любом  случае  внутренняя  дисгармония  взрослого  в  послеразводном  кризисе  накладывает  отпечаток  на  воспитание.  Бывает, что  взрослые  просто  «отыгрываются»  на  детях  как  самых  беззащитных  и  доступных  для  выброса  злых  чувств.

Для  чего  нужны  мама  и  папаСемья  для  взрослых  и  детей  значит  совершенно  разное.  Взрослые  создают  семью  сами,  это  их  решение.  Для  ребёнка  это – предыстория  его  существования,  что-то,  что  не  могло  быть  иначе.  И  если  развод  для  взрослых – это  болезненное  переживание,  на  которое  они  идут  по  собственной  воле,  то  для  ребёнка  расставание  родителей – это  разрушение  среды  обитания. Их  переживания в связи с разводом родителей изменяются  в  диапазоне  от  вялой  депрессии,  апатии  до  резкого  негативизма  и  демонстрирования  несогласия.

Традиционно семья  удовлетворяет  самые  главные  психологические  потребности  ребёнка – в  безопасности,  в  общении,  в  любви.  Благодаря  родителям,  он  чувствует  себя  защищённым.    И,  если  говорить  о  стратегии  отношения  к  ребёнку  в  период  развода,  то  она  заключается  в  том,  чтобы  сохранить  его доверие  к  миру.  В  зависимости  от  пола,  возраста  и  особенностей  личности  ребёнка  это  потребует  различных  усилий.

На протяжении всего детства ребёнок  нуждается и в отце, и в матери.  Если ребёнка воспитывает только один родитель, он  берёт  на  себя  также  и  задачи  другого. У  ребёнка  стирается  само  понимание  различий  жизненного  предназначения  мужчины  и  женщины. 

В полной семье девочка  учится  быть  женственной,  глядя  на  маму во взаимодействии с отцом, и во  многом  так же ориентируется  и на  него как и мама.  Это  первый  важный  мужчина  в  её  жизни. Так же и сын, глядя  на  отца, учится быть  мужественным. И  одновременно, глядя  на  мать,  сын  видит  её  ещё  и  глазами  отца. И  если  из  семьи  уходит  отец  (или  мать),  то  представление  детей о  себе  и  мире  уже  не  может  быть  таким  богатым  и  полным,  как  раньше. 

Дети  любят  любых  родителей – холодных  и  агрессивных,  равнодушных,  назойливых.  Поэтому  мать  после  развода - чаще  всего  человек,  лишивший  их  радости  общения  с отцом.  И  надо  быть  готовыми  к  тому,  что  изменения  в  семье  не  улучшат  отношения  ребёнка  к  матери.  Отношение  к  отцу  тоже  меняется.  Отец,  оставивший ребёнка,  часто  воспринимается  последним как  предатель.  Поэтому  можно  легко  представить  какие  сыновние  или  дочерние  чувства  могут  возникнуть  у  детей  к  отцу  после  развода.

Реакции  детей  в  ситуации  развода  родителей.  Хотя  все  дети  реагируют  на  стрессы  по-разному,  есть  некоторые  закономерности,  о  которых  нужно  знать.  Так  девочки  чаще  носят  переживания  «в  себе»,  и  внешнее  поведение  может  у  них  почти  не  меняться.  Однако  вполне  могут  появиться  другие  признаки  нарушения  адаптации:  пониженная  работоспособность,  утомляемость,  депрессия,  отказ  от  общения,  слезливость,  раздражительность.  Она  вдруг  может начать  жаловаться  на  нездоровье:  то  палец  заболел,  то  живот  схватывает,  то  голова болит. 

Иногда  все  эти  признаки  служат  одной  цели – привлечь  к  себе  внимание  расстающихся  родителей,  соединить их  или,  по  крайней  мере,  убедиться,  что  хотя  бы  ребёнка  они  не  разлюбили.  В  то  же  время,  отвлекаясь  от  семейных  несчастий,  она  может  весело  играть  во  дворе.  Это  попытка компенсировать  недостаток  любви  в этот момент любыми  возможными  средствами.

Не  стоит  упрекать  ребёнка  в  притворстве:  всё  происходящее  она  действительно  чувствует.  Задача  родителей – предотвратить  закрепление  нарушений.  Очень  часто  всё  это говорит о неврозе.  Здесь  уже  уместна  помощь  психолога.

Для  мальчиков  же  характерны  более  очевидные  нарушения  поведения,  носящие  иногда  ярко  провокационный  характер.  Это  может  быть  воровство,  сквернословие,  побеги  из  дому.  Если  ведущие  переживания  девочек  в  ситуации  развода  родителей – грусть  и  обида,  то  у  мальчиков  это  гнев  и  агрессивность.  Иначе  говоря,  переживания  девочек  доставляют  беспокойство  в  первую  очередь  им  самим,  а  проблемы  мальчиков  быстро  начинают  сказываться  на  окружающих.

Мальчики  могут  выражать  свою  агрессивность  по-разному,  меняя  её  объект  в  зависимости  от  наличных  условий – они  могут  демонстративно  отказаться  говорить  с  отцом,  но  если  отец  вне  дома, - пытаться  повышать  голос  на  мать.  Обычная  история – уходы  из  дому  без  того  чтобы  поставить  в  известность  мать.  Ещё  хуже – побеги,  причём  иногда  в  достаточно  отдалённые  регионы.  Ребёнок  может  и  просто  перейти  жить  к  бабушкам  или  друзьям.

Конечно,  всё  это – просто  наиболее  распространённые  формы  ответа  на  стресс,  что  не  означает  строгого  соответствия  эталонам  поведения  для  мальчиков  и  девочек.  Многое  в  психологической  реакции  ребёнка  зависит  и  от  возраста:  чем  старше  ребёнок,  тем  сильнее  в  нём  проявляются  признаки  пола  и  тем  более  серьёзными  могут  быть  нарушения  поведения.  Маленькие  дети  могут  дать  понять  о  своём  неблагополучии  только  одним  способом, – заболеть,  что  они  и  делают.  Экземы,  гастриты,  заикания,  навязчивые  движения – всё  это  наиболее  типичные  проявления  внутреннего  напряжения  детей,  с  помощью  которых  они  предлагают  взрослым  задуматься  о  семейном  климате. Иногда проявления у активных, стремящихся к лидерству девочек могут напоминать проявления мальчиков.

Но  не  только  в  семье  проявляются  нарушения  адаптированности  ребёнка.  Внимательные  педагоги  и  воспитатели  всегда  замечают  неблагополучие  в  семье  по  поведению  ребёнка  в  школе  или  в  детском  саду – это  могут  быть  непонятные  на  первый  взгляд,  неожиданные  слёзы,  агрессивность,  конфликты,  полная  рассредоточенность  внимания.  Это  и  понятно – ребёнок  «прорабатывает»  имеющимися  у  него  психологическими  средствами  семейные  стрессы.  И  поэтому  неудивительно,  что  самая  частая  жалоба  разводящихся  родителей,  обращающихся  к  психологу, - «он  плохо  ведёт  себя  в  детском  саду»  или  «у  него  сплошные  двойки».  За  этими  на  первый  взгляд  заурядными  жалобами  всегда  обнаруживаются  глубокие  внутрисемейные  конфликты.

Можно  прогнозировать,  где  же  проявятся    особенности  поведения  ребёнка,  переживающего  семейный  стресс.  Дело  в  том,  что  повседневное  поведение  ребёнка  напоминает  сообщающиеся  сосуды  «семья – школа  (детский  сад)»:  он  учится  уклоняться  от  конфликтов  там,  где  получает  наибольшее  сопротивление,  но  при  этом  выражает  агрессию  в  другой  среде,  где  он  не  опасается сильного  наказания.  При  наличии  взаимного  доверия  в  семье,  отношений,  построенных  не  только  на  родительской  (иногда  эгоистичной  и  недальновидной)  любви,  но  и  на  уважении  личности  ребёнка,  обычно  формы  протеста  на развод  не  принимают  асоциальных  или  вредных  для  здоровья  ребёнка  форм.  Если  же  ребёнок  испытывает  давление  и  в  школе  (детском  саду),  и  дома,  то  это  быстро  приводит  к  истощению  нервной  системы.

 



Просмотров: 516
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психологические особенности родителей и семьи, которые воспитывают ребёнка с ДЦП
  • История одного ребёнка. Бывшая жена, испепеляющая неверного супруга. Упущение ребёнка.
  • Адаптация ребёнка к детскому саду. Инструкция для родителей
  • Определить Психологическое Состояние ребёнка в детском саду, школе, дома с помощью рисуночных тестов.
  • Родители уводят ребёнка с терапии. В чем заключается опасность для ребёнка.
  • Пять фраз родителей, выводящих ребёнка из себя
  • Понять себя, чтобы сохранить любовь и семью после рождения ребёнка
  • Роль отца в раннем развитии ребёнка и его сепарации от родителей.
  • Мужские сексуальные проблемы. "Кто отец ребёнка?" — иногда лучше этого не знать
  • Разговор об отце. Как воспитывать ребёнка, если нет отца?
  • Никогда не сравнивайте своего ребёнка с другими. Ваш ребёнок всегда лучше!
  • Развитие ребёнка или родителей?
  • Тики у ребёнка. Рекомендации для родителей.
  • Как родителям защитить себя от «плохого» поведения ребёнка
  • 8 причин отказа ребёнка есть в детском саду
  • Влияние родителей на спортивный результат ребёнка
  • Гармония в душе ребёнка во власти заботливых родителей
  • Надо заставить ребёнка учиться! Пусть ребёнок лучше умрёт, чем тройки будет в школе получать!
  • Что делать если ребёнка в школе травят?
  • Как снизить частоту заболеваемости ребёнка в детском саду?
  • Технологии сенсорного развития ребёнка в детском саду
  • Конфликты в семье и идентичность ребёнка
  • Пять способов добиться спокойствия ребёнка на экзамене (Для заботливых родителей).
  • История одного ребёнка. Авторитарная бабушка и непослушный ребёнок.
  • Как воспитывать ребёнка, если вы в разводе?
  • Что делать, если ребёнка оставляют на второй год? Правовая памятка
  • Иногда мне кажется, что я не люблю своего ребёнка
  • Быть на стороне ребёнка
  • Роли мужчины и женщины в семье и воспитании ребёнка
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь