В моей школьной практике часто встречаются дети, которые не любят тот или иной предмет из-за антипатии к учителю. Эта антипатия ведет к снижению, и без этого, низкой успеваемости по предмету и к новым конфликтам с учителем.
В нашей стране обширно распространено явление, когда борьба между учеником и учителем затягивается и перерастает в открытое противостояние, мстительность, оскорбления по отношению друг к другу. И только после того, как конфликтующие стороны прилично «наломают дров», они обращаются к психологу, как к «последней надежде».
Как вырваться из этого замкнутого круга, когда уже никто не хочет пойти навстречу? Чтобы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаю вашему вниманию следующую типичную схему конфликта учителя и ученика. Результатом такого конфликта чаще всего будет стойкая неуспеваемость учащегося:
Получается замкнутый круг, который поддерживает сам себя. Давайте разберемся с наиболее важными звеньями цепи и найдем их слабые стороны, чтобы найти выход из этого замкнутого круга.
1. Низкая успеваемость ученика.
В группу риска попадают, как правило, учащиеся с низкой успеваемостью и авторитарные бескомпромиссные учителя. Необходимо разобраться в причинах низкой успеваемости до вступления в конфликт с учителем. Причин может быть огромное количество и не имеет смысла их перечислять в этой статье.
Рекомендации родителям:
Потратить один свободный вечерок на анализ причин неуспеваемости до наступления конфликта с учителем и администрацией образовательного учреждения.
Если это физиологические причины (СДВГ, ММД, проблемы со зрением и т.д.), сконцентрируйтесь на коррекции этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – неврологов, психиатров, педиатров и т.д.
Если это психологические причины (психотравмы, нарушение взаимоотношений со значимыми взрослыми, рождение второго ребенка, школьная дезадаптация, вторичные выгоды от плохой успеваемости и т.д.), сконцентрируйтесь на исключении этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – детских, семейных психологов, психотерапевтов; обратитесь за помощью на форум сайта, почитайте литературу по воспитанию (Петрановская, Гиппенрейтер, Суркова и другие.).
Организовать оценку актуального уровня обученности по проблемному предмету и составить четкий план дополнительной работы с репетиторами по исключению отставания.
Рекомендации ученикам:
Внимательно изучи схему порочного круга, в котором ты можешь оказаться. Обсуди эту схему с родителями и придумай вместе с ними план выхода из сложившейся ситуации.
Доверься себе. Любое отставание по предмету можно устранить. Более того, ты испытаешь гордость за себя и у тебя появится возможность доказать свою состоятельность учителю.
Обижаться и конфликтовать с учителем неконструктивно, даже если учитель неправ. Вместо пререканий, отвечай учителю, что ты уже решаешь вопрос с учебой, но тебе потребуется некоторое время.
Рекомендации учителю
Если у вас есть неуспевающий ребенок и конфликт только впереди, постарайтесь обратить внимание родителей на проблему. Возьмите на себя смелость порекомендовать обратиться к психологу для выяснения и коррекции причин неуспеваемости.
Создайте поддерживающие и помогающие условия для ученика. Неуспеваемость на данном этапе – это крик о помощи, но не призыв додавить до конфликта.
Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.
2. Негативная реакция учителя
Второе звено цепи является последним этапом, на котором можно без лишних нервов разрулить ситуацию. Применяем рекомендации из первого пункта. В дополнение к этому:
Рекомендации родителям:
Внимательно следите за настроением вашего ребенка в момент возвращения из школы. В доверительной беседе, используя приемы активного слушания, выясняете причины плохого настроения.
С учителем необходимо встретиться лично и предоставить результаты ваших размышлений о причинах такого уровня успеваемости.
Также необходимо четко обозначить свою позицию учителю:
- Пожалуйста, будьте с ним помягче, поддержите;
- Мы предпринимаем все силы и используем все ресурсы для устранения отставания в учебе. Кстати, вы даете частные уроки или нам лучше найти репетитора вне школы?;
- Унижать и враждовать с моим ребенком по поводу успеваемости недопустимо. По поводу дисциплины полностью полагаюсь на ваш профессионализм.
Рекомендации ученикам:
Реагируй спокойно на замечания учителя
Ориентируйся не на форму высказывания а на смысл послания. Формулируй для себя смысл послания учителя так: «Она хочет донести до меня, что… Она хочет, чтобы я… Больше всего она не довольна…»
Не откладывай на потом решение твоих проблем, так как они причиняют тебе страдания. Ты заслуживаешь учиться в школе рука об руку с позитивными эмоциями. Действуй в этом направлении.
Рекомендации учителю
Если ученик вызывает вас на конфликт из за поведения, вы обязаны реагировать жестко и своевременно, иначе весь класс «сядет на шею» в плане дисциплины.
Если же ученик плохо успевает, не стоит делать из этого конфликт, и тем более унижать его перед всем классом. От этого еще ни один ребенок не стал лучше учиться. Более рационально провести беседу с глазу на глаз.
Еще раз повторю этот пунктик: Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.
3. Конфликт, взаимная обида, упреки
Если ситуация дошла до этого этапа можно предпринять следующее:
Рекомендации родителям:
Работаем с причиной проблемы. Смотри пункт 1
Если не вмешиваться в данную ситуацию, то вы рискуете нарваться на предложение перейти в другое образовательное учреждение. Поэтому следует обратить внимание на конфликт представителей администрации школы и школьного психолога. Это целесообразно делать, если вы аккуратно выполняли все рекомендации, данные выше. В таком случае вы можете просить о помощи и содействии. В противном случае, правда не на вашей стороне.
Обратитесь в школьную службу медиации для улаживания конфликта.
Рекомендации ученикам:
Доверься родителям и школьному психологу.
Наблюдай, как будут разворачиваться события, но не усугубляй ситуацию.
Подумай, что ты ответишь на вопрос «что ты сделал для улаживания конфликта?», когда ты придешь на медиацию. И если не знаешь ответа, срочно узнай у школьного психолога.
Рекомендации учителю
Обсудите проблему с завучем и с психологом.
Тщательно подготовьтесь к процедуре медиации.
Проконсультируйтесь со специалистом по вопросам профессионального сгорания.
Узнайте больше способов адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.
При правильном подходе к разрешению конфликта ученика и учителя необходимо проходить по всем рекомендациям с самого первого этапа. Тогда не придется осуществлять психолого-педагогическую коррекцию отношения ученика к учителю и его предмету.
Желаю вам успехов на этом пути!
Если статья оказалась для вас полезной, буду признателен, когда вы нажмёте на кнопку "сказать спасибо" - чуть ниже.
Оставляйте конструктивную обратную связь в комментариях, так мы создадим общее пространство взаимодействия!
Полный список моих публикаций представлен по ссылке
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.