Если учитель отбивает желание учиться у ребёнка

Автор статьи: Александр Усольцев

В моей школьной практике часто встречаются дети, которые не любят тот или иной предмет из-за антипатии к учителю. Эта антипатия ведет к снижению, и без этого, низкой успеваемости по предмету и к новым конфликтам с учителем. 

В нашей стране обширно распространено явление, когда борьба между учеником и учителем затягивается и перерастает в открытое противостояние, мстительность, оскорбления по отношению друг к другу. И только после того, как конфликтующие стороны прилично «наломают дров», они обращаются к психологу, как к «последней надежде».

Как вырваться из этого замкнутого круга, когда уже никто не хочет пойти навстречу? Чтобы разобраться в этом вопросе более детально, предлагаю вашему вниманию следующую типичную схему конфликта учителя и ученика. Результатом такого конфликта чаще всего будет стойкая неуспеваемость учащегося:

 Если учитель отбивает желание учиться у реб нка
 Получается замкнутый круг, который поддерживает сам себя. Давайте разберемся с наиболее важными звеньями цепи и найдем их слабые стороны, чтобы найти выход из этого замкнутого круга.

 1. Низкая успеваемость ученика.

В группу риска попадают, как правило, учащиеся с низкой успеваемостью и авторитарные бескомпромиссные учителя. Необходимо разобраться в причинах низкой успеваемости до вступления в конфликт с учителем. Причин может быть огромное количество и не имеет смысла их перечислять в этой статье.

Рекомендации родителям:

  • Потратить один свободный вечерок на анализ причин неуспеваемости до наступления конфликта с учителем и администрацией образовательного учреждения.
  • Если это физиологические причины (СДВГ, ММД, проблемы со зрением и т.д.), сконцентрируйтесь на коррекции этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – неврологов, психиатров, педиатров и т.д.
  • Если это психологические причины (психотравмы, нарушение взаимоотношений со значимыми взрослыми, рождение второго ребенка, школьная дезадаптация, вторичные выгоды от плохой успеваемости и т.д.), сконцентрируйтесь на исключении этих проблем, привлекайте соответствующих специалистов – детских, семейных психологов, психотерапевтов; обратитесь за помощью на форум сайта, почитайте литературу по воспитанию (Петрановская, Гиппенрейтер, Суркова и другие.).
  • Организовать оценку актуального уровня обученности по проблемному предмету и составить четкий план дополнительной работы с репетиторами по исключению отставания.

Рекомендации ученикам:

  • Внимательно изучи схему порочного круга, в котором ты можешь оказаться. Обсуди эту схему с родителями и придумай вместе с ними план выхода из сложившейся ситуации.
  • Доверься себе. Любое отставание по предмету можно устранить. Более того, ты испытаешь гордость за себя и у тебя появится возможность доказать свою состоятельность учителю.
  • Обижаться и конфликтовать с учителем неконструктивно, даже если учитель неправ. Вместо пререканий, отвечай учителю, что ты уже решаешь вопрос с учебой, но тебе потребуется некоторое время.

Рекомендации учителю

  • Если у вас есть неуспевающий ребенок и конфликт только впереди, постарайтесь обратить внимание родителей на проблему. Возьмите на себя смелость порекомендовать обратиться к психологу для выяснения и коррекции причин неуспеваемости.
  • Создайте поддерживающие и помогающие условия для ученика. Неуспеваемость на данном этапе – это крик о помощи, но не призыв додавить до конфликта.
  • Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.

 

 2. Негативная реакция учителя

Второе звено цепи является последним этапом, на котором можно без лишних нервов разрулить ситуацию. Применяем рекомендации из первого пункта. В дополнение к этому:

Рекомендации родителям:

  • Внимательно следите за настроением вашего ребенка в момент возвращения из школы. В доверительной беседе, используя приемы активного слушания, выясняете причины плохого настроения.
  • С учителем необходимо встретиться лично и предоставить результаты ваших размышлений о причинах такого уровня успеваемости.
  • Также необходимо четко обозначить свою позицию учителю:

-   Пожалуйста, будьте с ним помягче, поддержите;

-   Мы предпринимаем все силы и используем все ресурсы для устранения отставания в учебе. Кстати, вы даете частные уроки или нам лучше найти репетитора вне школы?;

-   Унижать и враждовать с моим ребенком по поводу успеваемости недопустимо. По поводу дисциплины полностью полагаюсь на ваш профессионализм.

Рекомендации ученикам:

  • Реагируй спокойно на замечания учителя
  • Ориентируйся не на форму высказывания а на смысл послания. Формулируй для себя смысл послания учителя так: «Она хочет донести до меня, что… Она хочет, чтобы я… Больше всего она не довольна…»
  • Не откладывай на потом решение твоих проблем, так как они причиняют тебе страдания. Ты заслуживаешь учиться в школе рука об руку с позитивными эмоциями. Действуй в этом направлении.

Рекомендации учителю

  • Если ученик вызывает вас на конфликт из за поведения, вы обязаны реагировать жестко и своевременно, иначе весь класс «сядет на шею» в плане дисциплины.
  • Если же ученик плохо успевает, не стоит делать из этого конфликт, и тем более унижать его перед всем классом. От этого еще ни один ребенок не стал лучше учиться. Более рационально провести беседу с глазу на глаз.
  • Еще раз повторю этот пунктик: Ученики это всего лишь дети. Будьте помягче с ними, но помните, что учителя придуманы не для любви.

 

3. Конфликт, взаимная обида, упреки

Если ситуация дошла до этого этапа можно предпринять следующее:

 Рекомендации родителям:

  • Работаем с причиной проблемы. Смотри пункт 1
  • Если не вмешиваться в данную ситуацию, то вы рискуете нарваться на предложение перейти в другое образовательное учреждение. Поэтому следует обратить внимание на конфликт представителей администрации школы и школьного психолога. Это целесообразно делать, если вы аккуратно выполняли все рекомендации, данные выше. В таком случае вы можете просить о помощи и содействии. В противном случае, правда не на вашей стороне.
  • Обратитесь в школьную службу медиации для улаживания конфликта.

 Рекомендации ученикам:

  • Доверься родителям и школьному психологу.
  • Наблюдай, как будут разворачиваться события, но не усугубляй ситуацию.
  • Подумай, что ты ответишь на вопрос «что ты сделал для улаживания конфликта?», когда ты придешь на медиацию. И если не знаешь ответа, срочно узнай у школьного психолога.

 Рекомендации учителю

  • Обсудите проблему с завучем и с психологом.
  • Тщательно подготовьтесь к процедуре медиации.
  • Проконсультируйтесь со специалистом по вопросам профессионального сгорания.
  • Узнайте больше способов адекватного реагирования в конфликтных ситуациях.

При правильном подходе к разрешению конфликта ученика и учителя необходимо проходить по всем рекомендациям с самого первого этапа. Тогда не придется осуществлять психолого-педагогическую коррекцию отношения ученика к учителю и его предмету.

 Желаю вам успехов на этом пути!

Если статья оказалась для вас полезной, буду признателен, когда вы нажмёте на кнопку "сказать спасибо" - чуть ниже.

Оставляйте конструктивную обратную связь в комментариях, так мы создадим общее пространство взаимодействия!

Полный список моих публикаций представлен по ссылке

Ваш Александр Усольцев!



Просмотров: 644
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Что делать,если ребенок дерется. Рекомендации родителям и педагогам.
  • Для жителей Украины и не только! Как вести себя, если Вас провоцируют на конфликт?
  • Быть занятым, Насколько это важно для детей. Рекомендации родителям
  • Рекомендации для родителей, которые хотят, чтобы дети были счастливы в браке
  • Рекомендации школьному психологу, родителям и учителям по снижению школьной тревожности пятиклассников
  • Что делать, если муж пьет. 3 шага, как изменить для себя ситуацию
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 2. Когда учиться?
  • Если ребёнок потерялся? Это должен знать каждый! Рекомендации психолога
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 3. Как учиться?
  • Мотивация ребенка к учебе. Рекомендации для родителей.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Рекомендации. Как быть, если ваш близкий страдает недугом алкоголизма или наркомании
  • Рекомендации психолога родителям, чьи дети часто болеют:
  • Воспитание ребенка с СДВГ: общие рекомендации для родителей
  • Рекомендации для начинающего психолога или как начать частную практику?
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • "Хроники школьного психолога" Рекомендации для классных руководителей 4 классов
  • Методические рекомендации для учителей и воспитателей начальной школы по устранению упущений развития.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Психологическое здоровье ребенка (рекомендации психолога для родителей и всех интересующихся)
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • ВАШ РЕБЕНОК ПЯТИКЛАССНИК. Рекомендации для родителей в период адаптации
  • Впереди 5 класс! Рекомендации психолога родителям четвероклассников.
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • Что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Рекомендации для тех, кто совмещает работу с учёбой. Часть 4. Что ещё следует учитывать?
  • Рекомендации родителям по снижению уровня внутреннего напряжения у обучающихся
  • "Не хочу учиться, а хочу...." или что делать родителям, если ребёнок не хочет учиться
  • Как быть если дети выросли и сказали, что в их жизни больше нет места для тебя, мама



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь