|
Когда дети ничего не хотят...или где взять для них мотивацию?Автор статьи: Наталия Седова
Листая в праздничные дни различные группы в соцсетях, где родители задают вопросы психологам , заметила, что если выставить рейтинг популярных вопросов, пожалуй? самым частым будет: Он / она ничего не хочет делать...Как пробудить мотивацию? Что происходит?....(Я сразу исключаю из статьи ситуацию подростковой депрессии - это отдельная тема)
Чаще всего этот вопрос задают родители, чьи дети входят в пубертатный период или родители подростков. Конечно, сказав: "OK Google" я нашла тонны статей и ответов.. И возможно,я даже буду не оригинальной в этом вопросе... Но я напишу несколько абзацев. А вдруг, в них будет ответ на ваш вопрос? Работая более 10 лет с подростками, я многое видела - разные семейные истории, разные отношения к детям... Конечно, если ребенок занят чем-то с утра до вечера, или он находится в системе, где ему "не дадут заскучать" - это одно. Но если вы изо дня в день задаете перечисленные выше вопросы - то это другой случай. Это ВАШ ребенок...И ,слава Богу, что у вас есть эти вопросы ,а не отмашка на переходный возраст. Первое, что вы должны сделать - не люблю слово должны - но здесь без него не обойдусь- это задать себе вопрос: - Мой ребенок не хочет вставать с кровати, не хочет учиться, не хочет помогать, не хочет участвовать в жизни семьи или школы... что он пытается сказать мне через такое поведение? Важно понять : на самом деле, ваш ребенок имеет мотивацию. Но она особенная! Это мотивация - противостоять вам и всем тем, кто хоть как-то пытается проникнуть в его мир, без желания подростка. Сейчас его основная мотивация - сопротивление. Делать все по-своему,а не по-вашему. Зачем? Это сохраняет его власть. - Какую власть? В доме решаем всё мы! Пока он в наших стенах - власть -мы! - скажут или подумают многие родители. Но в том-то и парадокс, что когда люди чувствуют себя бессильными,они пытаются чувствовать себя сильными, удерживая любые попытки "власти над ситуацией". Ребенок или подросток, который "ничего не хочет",будет продолжат делать то, что делает в полной уверенности, что так он контролирует ситуацию! Для родителей это поведение выглядит как совершенно неуправляемое. Для подростка же - это единственный способ контролировать то, что происходит вокруг него. А в чем же причина? Причина проста! Дорогие мамы и папы, вы просто забываете, что перед вами еще -ребенок. Ребенок, который пользуется сопротивлением контролю. Ребенок, у которого еще нет в полной мере как социальных навыков, так и навыков решения проблем. Кто и когда успел научить вашего подростка альтернативным навыкам поведения в той мере, в которой вы требуете от него ? Показали, объяснили,научили ли ребенка родители, школа , сам жизненный опыт, как использовать Социальные навыки ? Все ли наши подростки знают и умеют: как разговаривать с другими людьми, как быть дружелюбными или осторожными, как чувствовать себя комфортно в своих границах и как уважать чужие, как проявить эмпатию, как выражать эмоции и быть в гармони с ними... Владеют ли наши подростки навыками решения проблем ? Много ли времени мы посвятили ребенку, чтобы объяснить - чего хотят люди от него, что он может получать он людей, как это дать и как удовлетворить ожидания и требования одной и другой стороны? Эти элементарные навыки решения проблем необходимы, чтобы,например, просто помочь ребенку справиться с критикой в классе. А это самая частая причина, по которой дети не желают делать домашнее задание или ходить в школу. Они просто не хотят,чтобы их постоянно критиковали. Поэтому, дорогие мамы и папы, мы все живем с какой-то мотивацией. Она есть у всех. Вопрос только - в чём она? Если ваш ребенок выглядит так, как будто он не мотивирован, вы должны посмотреть на то, что он делает, и увидеть, что как раз ЭТИМ он и мотивирован. Предполагать , что ваш ребенок не имеет мотивацию - это неэффективный способ взглянуть на на него. И пока вы будете односторонне искать "волшебную таблетку мотивации" ,ваше чадо будет продолжать быть мотивированны на ничего не делать. В этом случае ничего не делать-значит сопротивляться и удерживать контроль над вами. Первый шаг - это понять, что "ничего нехотящий ребенок" - это не жертва. А прямым текстом "говорящий" с вами "властелин ситуации". Второй шаг - донести до себя, а со временем и до ребенка, что таким способом он пытается решить свои проблемы. Но не обладая нужными знаниями и жизненным опытом, он решает их не эффективно. Объяснить и себе и подростку, что упрощенное решение ни к чему не приведет: если он валяется в кровати, прогуливает школу,зависает в компьютере, если вы забираете у него телефон, отключаете интернет, лишаете денег - это не решение! Это порождение новых проблем и у него ,и у вас. Значит на эту ситуацию надо смотреть комплексно. Третий шаг трудный - и я искренне сочувствую родителям, которые всеми силами гасят в себе желание, решить все через эмоции или силу. Они делают двойную работу и тратят двойные силы на такой контроль. Это очень трудно! Но надо усвоить - как только вы устраиваете "спектакль эмоций" , вы тут же меняетесь ролями с ребенком - вы становитесь актером, игру которого оценивает подросток. И поверьте, это лучшее зрелище для него,т.к. он не устает учиться у жизни. И эмоции других - это очень интересно. Плюс бонус - контролирую ситуацию я, а не родители! - это дает силу на "новые подвиги"
Четвертый шаг - это действия. Понятно, что здесь нам не обойтись без "Я сообщений". Это я объяснять не буду -говорено об этом много. Но если вы обращаетесь к ребенку : -Мне не нравится то,что происходит. Я хочу, чтобы ты встал с кровати и начал готовится к школе сейчас! А в ответ слышите : -И чо? Ну, что же? Мяч на вашей стороне. Вам надо показать это "чо". А главное -последствия этого "чо". Игнорируя это -вы снова отдаете "мяч на поле подростка" и ситуацией уже владеет он. За этим "чо" должны стоять установленные вами ограничения.А главное -они будут соблюдаться!
Если подросток не собирается покидать кровать, игнорируя ваши слова, должны быть последствия : если ты не встаешь с кровати, ты не должен делать ничего другого -ты не должны играть в видеоигры, ты не должны проводить четыре часа перед телевизором ,ты не должен есть в кровати или переписываться в соцсетях - лежи! просто лежи!. Если ты слишком "болен", чтобы ходить в школу - ты не должны выходить из дома, звонить друзьям - береги силы на выздоровление! ....Если вы установили, что домашнее задание должно выполняться с 18 до 20 вечера, но встретили сопротивление - это выбор вашего ребенка. Но вы тоже имеете выбор - в это время не включается телевизор, нет общения в соцсетях, нет игр в компьютере.Плюс - последствия несделанных уроков ложатся на подростка. Эти ограничения должны быть установлены и соблюдаться. Я понимаю всю сложность , через которую проходят родители таких подростков. Насколько можно , я всегда поддерживаю их. Но только правила помогают вашим детям осознать последствия своего поведения. Именно через такие правила вы показываете ребенку, что каждый человек несет ответственность за свое поведение, при этом , являясь частью семьи и общества . Таким образом, развивая у них и социальные навыки, и навыками решения проблем. Пятый шаг - важный!
И от этого никуда не деться. Тем более, когда конфликт между родителями и подростком замешан на "значимости". Поэтому так важно выработать систему поощрений, которая будет давать мотивацию подростку, но уже не его мотивацию - борьба за власть, а с вашей подачи. И показывать значительность его побед и для вас, и для него. Мотивация должна быть за успех. Эмпатия - за провал, но попытку хоть что-то сделать. Другими словами ,если есть АВС , где А - старания, В - хороший результат и С -плохой, Вы вознаграждаете А и В. Вы не устраиваете истерик и санкций за С, вы просто оставляете этот результат буз вознаграждения. Как разработать эту систему? Лучший вариант привлечь в разработку самого ребенка! Идеальный вариант, если он сам определит -чего не будет в его жизни, если С будет чаще В -не буду объяснять почему.Здесь все понятно. Вы удивитесь,когда отроете для себя, что дети и подростки, в большинстве своем, согласны жить по правилам.(Об этом я писала ранее в другой статье) И так.... Вы все еще считаете, что в вашей семье растет немотивированный подросток? Чем больше энергии вы вложите в самостоятельный поиск его мотивации, тем больше потеряете времени и сил. Такие дети очень мотивированы! Но главное, превратить их негативную мотивацию в позитивную! Это ,порой, очень сложно. Но у вас есть союзники. Приходите, задавайте вопросы,попробуем менять ситуацию вместе - у вас все получится! Если вы дочитали статью, значит я честно заслужила от вас -"Сказать спасибо" . Мир вашему дому! Детский, подростковый,семейный психолог -Наталия Седова.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|