|
Сказкотерапия. Когда использовать и как можно ей нанести вред.Автор статьи: Серых Виталина Геннадьевна
Начнём с самого определения сказкотерапия. Звучит определение следующим образом: сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. Но, так ли это? Является ли любая сказка, даже с прекрасной развязкой прекрасным лечением? Или всё же следует задуматься глубже над ролью сказки в перепрограммировании и что получим на выходе такого лечения? Сначала остановимся на всех методах сказкотерапии. Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике: 1)Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций! С помощью диагностики определяются черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции, жизненные переживания и более того, часто виден прям сценарий собственной жизни по сказке. Проводя диагностику, определяется корень проблем у клиента. 2)Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира. 3)Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент. (опять же, обратите внимание, по причине заложенной программы любимой сказки) 4)Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям. Я не зря в направлении "3)" в скобках дописала, что прогнозирование по заложенной программе сказки. Очень хорошо моделирование сценария развития жизни на примере ребёнка и прочтения ему сказки доносит до нас фильм "Младенец на прогулке или ползком от гангстеров". С точки зрения психологии фильм является отличным примером моделирования жизни, когда ребёнок требует на прочтение одну и ту же сказку и полностью проходит места путешествия в ней уже в собственной жизни. И как только он материализовал эту сказку в своей реальности, только тогда он потянулся за новой. О чем это говорит? Да, о том, что мало загруженный детский мозг, именно, по этой причине делает самую глубокую эмоциональную запись на жизненный сценарий. Естественно, что в реальной жизни одну сказку читают ребёнку не всегда, а превносят разнообразие из менее понравившихся ребёнку сказок. Потому, сценарий самой всколыхнувшей ребёнка сказки обрастает еще несколькими установками на материализацию и в итоге растягивается на всю жизнь. Теперь рассмотрим конкретно двух пациентов, один в детстве ассоциировал себя со щелкунчиком, другая с принцессой на горошине. Итак: щелкунчик. Предлагаю вам самим задуматься над тем, что может происходить в жизни мальчика очень любившего щелкунчика. Подумали? А с ним происходило буквально следующее: сковывание своих действий, через уродование своего тела (искривил ноги), далее при желании играть в футбол происходили постоянные травмы, ухудшение зрения, так как тяжело видеть своё безсилие и надеяться на девочку Машу, которая спасёт его, в личной жизни поиск всё той же Маши-спасительницы. (глубже скованность и ожидания от Маши не буду здесь описывать). Далее, о принцессе на горошине- здесь всё много проще. Реальные неудобства во время сна и один из примеров, что например, когда стала спать на диване, стала чувствовать ребро жёсткости дивана. Приглашение специалиста по мебели на эту проблему, его даже рассмешило и последовал ответ от этого специалиста, что за 10 лет работы, он столкнулся в первый раз, что на ребро жесткости кто-то может пожаловаться. Теперь обобщим, всё же, наши сказки. Нет сказок, которые не предлагают окунуться в проблему, не пережить её эмоционально. Загрузка в проблему в сказке обязательна! И только потом выход из проблемы и решение, чтобы в итоге всё благополучно разрешилось. Понимаете к чему я веду?! К тому, что в сказке идёт загрузка на борьбу, скитания, боль, что нужно всё это преодолевать. И потому мы имеем наш глобальный МИР из борьбы, создания проблем друг другу, поиска их решений. Кто-то еще считает сказки безобидными и что они о добре, когда только в смысле даже пусть и победы добра! Но, есть и понятие дуальности и с какой точки зрения смотреть, с чьей стороны. Например, то же нападение в глобальном военном конфликте, нападающей стороной оценивается как несправедливость, что у второй стороны чего-то больше в ресурсах. А тот, кто хотел сражаться и побеждать, в итоге, получил свой жизненный сценарий сражаться и побеждать. Отсюда, так МОЖНО ЛИ СКАЗКОЙ ЛЕЧИТЬ???!!! По-моему вывод напрашивается однозначный- НЕТ! Если сказка о моделировании злодеев во вне, борьбе с ними, о тяжёлой жизни и т.д., ТО Я НЕ МОГУ НАЗВАТЬ ЭТО ЛЕЧЕНИЕМ! Но, при этом более легкого и более верного поиска проблем клиента нет, как через сказкотерапию, когда задаётся вопрос, а какая твоя самая любимая сказка была, с кем ты себя ассоциировал в детстве? И сюда же метафорические ассоциативные карты, как самый удобный способ выявления проблемы. При этом, если глубже посмотреть на работу с МАК, то снова будет подразумеваться сказкотерапия, вернее ассоциации из сказок детства. На основании вышенаписанного, я призываю использовать сказкотерапию только по пунктам "1), 3)" (диагностическое и прогностическое). Что же касается пунктов "2) и 4)" (коррекционное и развивающее), то нет сказок только о том, как прекрасен мир в котором мы живём, как он представляет собой самый прекрасный благоухающий сад и т.д, потому обязательно зацепится неблагоприятная для жизненного сценария борьба с чем-то, пробивание из нищей жизни в богатую и т.д, в то время, как лечение должно быть ТОЛЬКО ПОЗВОЛЕНИЕМ СРАЗУ ИМЕТЬ СЕБЕ ТО, ЧТО ЖЕЛАЕМО. Отсюда, само лечение и развитие следует вести иными методами, чем сказкотерапия, но на вскрытие проблем- это очень удачный метод!!! Кстати, еще одно важное дополнение! Вы знаете, что самое лучшее время для загрузки установок- после пробуждения, когда мозг еще не отошел от ритма сна и перед переходом ко сну, когда мозг переходит на альфа и тета- волны. А когда вы читаете сказки ребёнку? Задумайтесь и над этим! Потому, сочините сказку о самом прекрасном мире для вашего ребёнка (можете сами даже в типографии заказать ему специальную книжку вашей сказки), о красоте и гармонии, предложите послушать запись пения птиц и т.п. перед его засыпанием. Всем счастья и добра. С любовью, Виталина. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|