Сказкотерапия. Когда использовать и как можно ей нанести вред.

Начнём с самого определения сказкотерапия. Звучит определение следующим образом: сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность. Но, так ли это? Является ли любая сказка, даже с прекрасной развязкой прекрасным лечением? Или всё же следует задуматься глубже над ролью сказки в перепрограммировании и что получим на выходе такого лечения?

Сначала остановимся на всех методах сказкотерапии. Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:

1)Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций! С помощью диагностики  определяются черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции, жизненные переживания и более того, часто виден прям сценарий собственной жизни по сказке.  Проводя диагностику,  определяется корень проблем у клиента. 

2)Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.

3)Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент. (опять же, обратите внимание, по причине заложенной программы любимой  сказки)

4)Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

Я не зря в направлении "3)" в скобках дописала, что прогнозирование по заложенной программе сказки. Очень хорошо моделирование сценария развития жизни на примере ребёнка и прочтения ему сказки доносит до нас фильм "Младенец на прогулке или ползком от гангстеров". С точки зрения психологии фильм является отличным примером моделирования жизни, когда ребёнок требует на прочтение одну и ту же сказку и полностью проходит места путешествия в ней уже в собственной жизни. И как только он материализовал эту сказку в своей реальности, только тогда он потянулся за новой. О чем это говорит? Да, о том, что мало загруженный детский мозг, именно, по этой причине делает самую глубокую эмоциональную запись на жизненный сценарий. Естественно, что в реальной жизни одну сказку читают ребёнку  не всегда, а превносят разнообразие из менее понравившихся ребёнку сказок. Потому, сценарий самой всколыхнувшей ребёнка сказки обрастает еще несколькими установками на материализацию  и в итоге растягивается на всю жизнь. 

Теперь рассмотрим конкретно  двух пациентов, один в детстве ассоциировал себя со щелкунчиком, другая с принцессой на горошине.  Итак: щелкунчик. Предлагаю вам самим задуматься над тем, что может происходить в жизни мальчика очень любившего щелкунчика. Подумали? А с ним происходило буквально следующее: сковывание своих действий, через уродование своего тела (искривил ноги), далее при желании играть в футбол происходили постоянные травмы, ухудшение зрения, так как тяжело видеть своё безсилие и надеяться на девочку Машу, которая спасёт его, в личной жизни поиск всё той же Маши-спасительницы. (глубже скованность и ожидания от Маши не буду здесь описывать). Далее, о принцессе на горошине- здесь всё много проще. Реальные неудобства во время сна и один из примеров, что например, когда стала спать на диване, стала чувствовать ребро жёсткости дивана. Приглашение специалиста по мебели на эту проблему, его даже рассмешило и последовал ответ от этого специалиста, что за 10 лет работы, он столкнулся в первый раз, что на ребро жесткости кто-то может пожаловаться.

Теперь обобщим, всё же, наши сказки. Нет сказок, которые не предлагают окунуться в проблему, не пережить её эмоционально. Загрузка в проблему в сказке обязательна! И только потом выход из проблемы и решение,  чтобы в итоге всё благополучно разрешилось. Понимаете к чему я веду?! К тому, что в сказке идёт загрузка на борьбу, скитания, боль, что нужно всё это преодолевать. И потому мы имеем наш глобальный МИР из борьбы, создания проблем друг другу, поиска их решений. Кто-то еще считает сказки безобидными и что они о добре, когда только в смысле даже пусть и победы добра! Но, есть и понятие дуальности и с какой точки зрения смотреть, с чьей стороны. Например, то же нападение  в глобальном военном конфликте, нападающей стороной оценивается как несправедливость, что у второй стороны чего-то больше в ресурсах. А тот, кто хотел сражаться и побеждать, в итоге, получил свой жизненный сценарий сражаться и побеждать. Отсюда, так  МОЖНО ЛИ СКАЗКОЙ ЛЕЧИТЬ???!!! По-моему вывод напрашивается однозначный- НЕТ! Если сказка о моделировании злодеев во вне, борьбе с ними, о тяжёлой жизни и т.д., ТО Я НЕ МОГУ НАЗВАТЬ ЭТО ЛЕЧЕНИЕМ! Но, при этом более легкого и более верного поиска проблем клиента нет, как через сказкотерапию, когда задаётся вопрос, а какая твоя самая любимая сказка была, с кем ты себя ассоциировал в детстве? И сюда же метафорические ассоциативные карты, как самый удобный способ выявления проблемы. При этом, если глубже посмотреть на работу с МАК, то снова будет подразумеваться сказкотерапия, вернее ассоциации из сказок детства.  

На основании вышенаписанного, я  призываю использовать сказкотерапию только по пунктам "1), 3)" (диагностическое и прогностическое). Что же касается пунктов "2) и 4)" (коррекционное и развивающее), то нет сказок только о том, как прекрасен мир в котором мы живём, как он представляет собой самый прекрасный благоухающий сад и т.д, потому обязательно зацепится неблагоприятная для жизненного сценария борьба с чем-то, пробивание из нищей жизни в богатую и т.д, в то время, как лечение должно быть ТОЛЬКО ПОЗВОЛЕНИЕМ СРАЗУ ИМЕТЬ СЕБЕ ТО, ЧТО ЖЕЛАЕМО. Отсюда, само лечение и развитие следует вести иными методами, чем сказкотерапия, но на вскрытие проблем- это очень удачный метод!!! 

Кстати, еще одно важное дополнение! Вы знаете, что самое лучшее время для загрузки установок- после пробуждения, когда мозг еще не отошел от ритма сна  и перед переходом ко сну, когда мозг переходит на альфа и тета- волны. А когда вы читаете сказки ребёнку? Задумайтесь и над этим! Потому, сочините сказку о самом прекрасном мире для вашего ребёнка (можете сами даже в типографии заказать ему специальную книжку вашей сказки), о красоте и гармонии, предложите послушать запись пения птиц и т.п. перед его засыпанием.  

Всем счастья и добра. С любовью, Виталина. 



Просмотров: 462
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказкотерапия для взрослых. Зачем нам сказки? Три техники написания сказок
  • Сказки малышам (на примере сказки "Волк и семеро козлят")
  • Маленькая Вера и Большие Изменения. из цикла "Сказки жизни"
  • Ведьмы вовсе не злые, а смерть не так уж и страшна - рассказ из цикла "Сказки жизни"
  • Зеркало. Из цикла "Сказки жизни"
  • Сказкотерапия. Сказки про некоторые проблемы.
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына» Сказка о милом Ежике.
  • Только тогда, когда принесешь в жертву самого себя, только тогда
  • Когда живем только вверх от шеи. Предписание "Не чувствовать"
  • Из какой ты сказки? (Сказкотерапия в действии.)
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Говорить всегда:"Да"! Даже ценой своей жизни? Метофора.
  • Сказки только для детей.
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Кто любит авторские сказки? Сказка "О силе любви"
  • "Руины прежней жизни. А кто за спиной"? (про психосоматику, потери, опоры и не только).
  • Жизненный сценарий, детские сказки и семейные переплетения.
  • Сказкотерапия для самых маленьких. Коррекционные сказки и работа с ними.
  • Символика сказки или "Сказка как ресурс"
  • Как Колобок смысл жизни искал (психологический апгрейд любимой сказки)
  • Сценарий жизни и решение "не быть здоровым"
  • Что такое сценарий жизни? Можно ли его "переписать"?
  • Сказки в жизни ребенка
  • Сказки нашей жизни
  • Сказки в жизни детей
  • Сказки в нашей жизни
  • Сказкотерапия для детей. Сказки-прививки.
  • Поговорим немного про сказки. Сказкотерапия.
  • Сценарий и судьба жизни. Механизмы развития и реализации сценария жизни.
  • Сказкотерапия. «Сказки для сына». Приключение капельки.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь