|
Профилактика суицидального поведения среди подростковАвтор статьи: Борисова Наталия Павловна
Среди специалистов, даже высокого профессионального уровня, бытует установка – чем меньше говоришь о каком-либо нежелательном явлении, тем больше вероятность того, что данное явление себя не проявит. Эта установка не лишена, в целом, фактического подтверждения и время от времени подпитывается практикой, о чем свидетельствуют многочисленные информационные материалы, в частности, СМИ. Однако, в условиях проявления суицидальных тенденций (как среди детей, так и среди взрослых), установка на табу в обсуждениях данной проблемы лишена смысла, так как даже случайное сочетание таких отдельных факторов, как слабый тип нервной системы, пограничные состояния психики, интернет-сайты, провоцирующие наркозависимость и аутоагрессию среди подростков, а также просмотр шокирующих материалов в СМИ является мощным фактором, приводящим к суицидальному поведению. Кроме того, невозможно отмахнуться от того факта, что в нашей жизни есть феномены, проявление которых не зависит от того, верим мы в них или нет, говорим о них или нет: например, смена времен года, распространение туберкулезной инфекции (как вариант, можно вообще не говорить об этом, а можно путем ежегодного контроля предупредить заболевание или своевременно начать лечение, при необходимости). По статистике число законченных самоубийств у мужчин в 4 раза больше, чем у женщин. С другой стороны, женщины пытаются покончить с собой в 4 раза чаще, чем мужчины, что связано с излишней эмоциональностью женщин. А женщины – это бывшие девочки-подростки. Мужчины более скрытны, стараются все эмоциональные всплески переживать в одиночестве, что и приводит к выше указанным статистическим данным. Эти мужчины – бывшие мальчики-подростки. В целом, в процессе своей профессиональной деятельности, специалист работает с тремя видами суицида, в том числе в подростковой среде. Истинный суицид – характеризуется высокой степенью осознанности, это результат длительного осознанного процесса, включающего возникновение суицидальных мыслей, разработку суицидального плана с обдумыванием техники и условий совершения самоубийства, осознанным ожиданием смерти в результате осуществления запланированных действий. Аффективный суицидальный акт – в этом случае временной интервал между возникновением соответствующего побуждения и осуществлением суицидальных действий незначителен. Такие суициды реже заканчиваются летальным исходом, чем истинные, так как носят спонтанной характер и происходят в близи от других людей, что повышает вероятность оказания своевременной медицинской и психологической помощи. Демонстративныйсуицид – суицидальное поведение своей целью предполагает не лишение себя жизни, а всего лишь демонстрацию этого намерения. Такая демонстрация тоже часто завершается смертью вследствие недоучета реальных событий. Такие суициды в 4 раза чаще совершают женщины, чем мужчины. Целью данной работы является предложение плана профилактики суицидального поведения среди подростков, составленного на базе работы со старшеклассниками – учащимися средних школ и гимназий г. Таганрога. Прежде чем перейти к плану профилактики суицидального поведения подростков, необходимо остановиться на том, что лежит в основе рассматриваемой суицидальной тенденции. Как правило, это: - нереализованные желания или возможности подростка; - неправильное восприятие окружающего мира подростком и себя в нем. Естественно ребенок не знает, что он неправильно воспринимает окружающий мир. Он действует в рамках стереотипов, навязанных рекламой, телевидением, интернетом. Именно в интернете есть электронные адреса, по которым можно узнать рецепты и дозы наркотических препаратов, изготовляемых в домашних условиях; есть странички суицидентов, где описываются различного толка ощущения и желания, часто вымышленные. Все перечисленное оказывает сильное информационное воздействие на несформировавшуюся психику подростка: выпей то, съешь это, выкури, прими лекарство. И не всегда рядом с ребенком оказываются значимые близкие люди, обладающие способностью объяснить коммерческий интерес рекламных кампаний и интернет-сайтов. Два этих компонента: нереализованные желания и возможности, а так же неправильное восприятие подростками окружающего мира и самого себя в нем тесно взаимосвязаны. Перед специалистами, работающими в подростковой среде в направлении профилактики суицида, стоят две главные задачи: - выявить потенциальных суицидентов; - дать им и другим детям важную антисуицидальную информацию. Для решения этих двух задач нами, как альтернативный вариант, разработан и апробирован на базе средних школ план профилактики суицидальных тенденций среди подростков. Он включает два шага, а именно: 1 шаг. Диагностика суицидальной тенденции среди подростков посредством написания ими сочинения на тему «Вот так я живу». Данное сочинение по информационной нагрузке для подростков ничем не отличается от сочинений типа «Как я провел лето» или «Мои увлечения». Однако, при написании указанного сочинения, необходимо придерживаться следующей инструкции: - написание сочинения должен курировать педагог или психолог, уважаемый учащимися; - в краткой вступительной беседе перед сочинением следует озвучить следующие моменты. Подписываются сочинения только по желанию. Школьникам следует донести идею о том, что в сочинении желательно отразить свое настроение, описать события и явления, доставляющие им радость и вызывающие боль. Заострить внимание учащихся на таких моментах сочинения как: что я люблю в жизни, что у меня получается, что – не получается, что меня злит, вызывает ненависть, о чем я мечтаю и что вызывает страх, счастливые события в моей жизни, страшные, грустные моменты, веселые. Необходимо дать установку учащимся, что стиль написания сочинения свободный, но следует придерживаться темы «Вот так я живу», кто как может. Сочинение не оценивается, никакого рода ошибки во внимание не принимаются. Что есть на душе, пусть об этом и пишут. На ожидаемый вопрос: «Для чего взрослым такое сочинение?» можно дать искренний ответ: «Интересно, как и чем живут современные дети. По вашим, ребята, ответам, будут судить о том, чем можно помочь школьникам, так как такие же настроение и мысли, как ваши, свойственны многим вашим сверстникам». Для работы следует раздать детям двойные листы в клетку (с целью снятия стереотипного страха перед сочинениями по русскому языку и литературе). При обработке полученной информации следует обратить внимание на следующее: - На суицидальные мысли, изложенные прямо или косвенно. Например: «Жизнь – это короткий эпизод в моем путешествии, он был интересен…». - На информацию из группы риска: «Я буду похож на своего друга – он ничего не боится – ни милиции, ни боли, ни страха, ни смерти». - На работы, в которых упоминается принадлежность самого учащегося или его близких или друзей к какой-либо секте. Все работы, смысл которых носит суицидальный характер, а так же по тем или иным показателям вызывает непонятную тревогу (даже в том случае, если явные суицидальные намерения не высказаны), должны быть тщательно проанализированы. 2 шаг. С целью профилактики суицидального поведения среди учащихся старших классов предлагаем провести ниже изложенный апробированный вариант антисуицидальной беседы, тема которой звучит следующим образом: «Мои возможности». В начале беседы учащимся зачитывается притча о Черепахе (Расторгуев С.П. «Информационная война»). «Жила была обычная Черепаха и постоянно таскала на своей спине тяжелый панцирь. Панцирь придавливал ее к земле, и каждый шаг Черепахе давался тяжело. Поэтому жизнь ее, измеряемая количеством этих непростых шагов, также была нелегкой. Но зато, когда из соседнего леса прибегала голодная Лиса, Черепаха прятала голову под панцирь и спокойно пережидала опасность. Лиса прыгала вокруг, пробовала панцирь на зуб, пыталась перевернуть свою жертву, но Черепаха стояла на своем и оставалась живой. Однажды Лиса принесла с собой большой кошелек, привела юриста и, усевшись напротив, предложила свои услуги по покупке панциря. Долго думала Черепаха, но в силу бедности фантазии вынуждена была отказаться. И опять рыжая удалилась ни с чем. Шло время, окружающий мир изменялся. В лесу появились новые технические телекоммуникационные средства. И однажды, выйдя из дома, черепаха увидела висящий на дереве телевизионный экран, где демонстрировались летающие черепахи без панциря. Захлебывающийся от восторга диктор-дятел комментировал их полет: «Какая легкость! Какая скорость! Какая красота! Какое изящество!» День смотрела черепаха эти передачи, два, три... И потом в ее маленькой голове родилась мысль о том, что она дура, раз таскает на себе подобную тяжесть — панцирь. Не лучше ли сбросить его? Жить тогда станет намного легче. Страшно? Да, немного страшно, но в последних новостях телеведущая Сова заявила, что будто Лиса уже стала вегетарианкой. Мир преображается. Почему бы не полетать? Небо — оно такое большое и такое прекрасное! «Достаточно отказаться от панциря и мне сразу будет легче!» — думала Черепаха. «Достаточно отказаться от панциря и ее сразу будет легче есть!» — думала Лиса, подписывая счет на очередную рекламу летающих черепах. И в одно прекрасное утро, когда небо, как никогда казалось большим, Черепаха сделала свой первый и последний шаг к свободе от системы защиты.» Вопросы: 1. Ребята, почему говорится о том, что, сняв панцирь, черепаха сделала свой первый и последний шаг к свободе от системы защиты? (лиса ее съела) – разбираем варианты ответов или даем объяснение сами. 2. Почему черепаха стала легкой добычей лисы? По какой причине? – разбираемся с ответами. Черепаха доверилась ложной информации и тем самым разрушила свою систему безопасности, которую составлял панцирь. 3. У человека гораздо больше возможностей избежать опасностей, чем у черепахи. Вы согласны? Если согласны, то почему? – Человек имеет способность на более высоком уровне анализировать информацию, которая к нему поступает из разных источников. 4. Если человек настолько совершенен, почему, по вашему мнению, люди попадают в сложные жизненные ситуации? – заслушиваем ответы; обсуждаем услышанное. 5. Как вы думаете, какие способности нам, каждому из присутствующих в классе, необходимо развивать, чтобы реже попадать в трудные жизненные ситуации и научиться находить правильные решения по изменению ситуации к лучшему? – контроль над своими эмоциональными реакциями (например: плач, страх, паника,…); силу воли, способность к овладению новыми знаниями в различных информационных сферах ( заслушиваем и обсуждаем иные ответы учащихся). 6. С Востока к нам пришло много мудрых изречений. Вот два из них: - «Трудности и сложные ситуации закаляют человека; делают его сильным». Казалось бы ситуация: поссорился с другом, обиделся на родных, получил двойку в школе, споткнулся и упал на улице. Почему же в первом изречении подчеркивается мысль о том, что в этой ситуации ты можешь выйти победителем и стать сильнее, чем был раньше? (обсуждаем ответы). У кого в жизни были похожие случаи? (разбираем ответы). Кто помог или что помогло вам справиться с ситуацией? (работа с ответами). А как вы понимаете высказывание: «Когда у других опускаются руки – я становлюсь бойцом»? (обсуждаем ответы). - «Дорогу осилит идущий». Как вы понимаете эти слова? – разбираем ответы. (Можно сидеть и мечтать: «Хочу быть физически сильным», а можно действовать – начать заниматься спортом, записаться в спортивную секцию и т.п. Во втором случае уже начинается продвижение к поставленной цели и вероятность ее достижения будет в этом случае выше, чем у того, кто только об этом мечтает). 7. В отличие от той черепахи, которая сняла с себя панцирь (по незнанию, неопытности), мы во многих ситуациях можем получить своевременную помощь. Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни или из жизни своих близких и друзей – в какие трудные ситуации они попадали, как справлялись с ситуациями, и кто им в этом помог? – заслушиваем и разбираем ответы. А у нас в школе к кому вы можете обратиться за помощью в трудной жизненной ситуации? (учителю, директору, психологу). Выводы по беседе: 1.- Наши возможности (при соответствующей работе над собой) не имеют границ, они бесконечны. 2.- Выход из сложной ситуации есть. Его нужно найти. 3.- Нельзя стесняться обращаться за помощью к взрослым. (Если бы черепаха посоветовалась с другими жителями леса перед тем, как снять панцирь, больше вероятности, что она осталась бы жива). 4.- Рядом с нами живут люди, которым тяжелее чем нам. Мы просто не всегда знаем об их существовании. 5.- В повседневной жизни часто встречаются люди, которые, как лиса из притчи, стараются ослабить нашу безопасность. Для того, чтобы не попасть под их влияние, необходимо: - развивать интуицию; - повышать уровень знаний во многих направлениях; - развивать свои способности; - обращаться за помощью к учителям и близким людям. Следует отметить, что есть категория педагогов-психологов, которые по тем или иным причинам не уверены в том, что результат беседы с подростком на антисуицидальную тематику будет положительным. В этой связи будет уместным привести следующие доказательства абсурдности такого рода «сомнений». - Подросток может именно Вас считать компетентным специалистом, доверять Вам. Отказом от беседы с ним и путем направления его к компетентному специалисту (по Вашему мнению) Вы просто спровоцируете суицидальный поступок. - Нельзя страшиться мысли: «А вдруг я что-то не так сделаю». Лучше допустить ошибку, спасая жизнь, чем, позволяя ей уйти. - Если Вы школьный педагог-психолог, в Ваших возможностях получить всестороннюю информацию об учащихся школы по разным информационным каналам, достаточную для принятия соответствующих мер по профилактике суицидального поведения. - В ситуации оказания экстренной психологической помощи по предупреждению суицидального акта, последствия процесса ожидания специалиста узкой специализации могут оказаться непредсказуемыми. В качестве инструментария при решении рассматриваемой проблемы можно использовать ниже изложенные рекомендации, составленные на информационной базе работы по направлению «психология и психотерапия кризисных состояний». 1. Донести (в доступной для понимания форме) ребенку информацию о том, что смерти нет – есть только фантазии и мысли, которые мы описываем с точки зрения живого человека. В связи с этим, большая часть информации о суициде, которую дети черпают из Интернета, СМИ – нельзя рассматривать как истинный факт. 2. Из 1208 попыток отравиться – успешных (по статистике) 17. Следует отметить, при этом, что при отравлении высок риск развития психоза – сильнейшего нарушения психики. Если есть желание провести дни своей молодости в психиатрической больнице – «можно» попробовать. 3. Следует рассмотреть вопрос об «эстетике смерти». Есть подростки и взрослые, ошибочно фантазирующие о том, что, после их смерти, родные (которых они «якобы» своей смертью наказали за что-либо) будут смотреть на них (как в художественном фильме). Это сильное заблуждение, так как только для сцен из кинофильма показывают комбинированные съемки, в кадрах которых якобы повешенные или упавшие с высоты остаются без видимых изменений.Это только миф, потому что актеры, игравшие роли суицидентов, в реальной жизни очень даже живые люди, вовсе не помышляющие о самоубийстве. Можно вскольз упомянуть о возможной полной парализации и перспективе на всю жизнь остаться инвалидом, когда те же родители или друзья (которых так хотелось "наказать") будут долгие годы кормить из ложечки, прикованного к инвалидной коляске, «суицидента». 4. Если суицидальные мысли возникают с целью демонстрации суицидального поведения, то неплохо своевременно проинформировать подростков о том, что все люди (в любом возрасте), проявившие склонность к суициду (даже ложному), ставятся на учет в психиатрический диспансер. И состоя в нем на учете, могут поставить жирный крест на многих видах профессионального самоопределения. Они уже не смогут работать в МВД России, не смогут стать летчиками, спасателями и т.п. Можно отметить и тот факт, что нередки случаи, когда демонстративный суицидальный поступок принимал законченную форму и трагедию предотвратить не удавалось (просчет горе-суицидента со временем прибытия домой родственников, которые могли бы вызвать скорую медицинскую помощь и т.п.). 5. Развенчание мифа о том, что о сверстнике-самоубийце знакомые будут думать с уважением и восторгом. Практика показывает, что о самоубийцах в скором времени забывают. И враги, и друзья приходят к выводу о том, что человек был слабаком, хотя ранее они в лицо ему говорили «а слабо выпрыгнуть в окно…» и т.п., т.е. провоцировали на совершение действий, за которые в дальнейшем сами же будут и презирать. 6. Если ребенку кажется, что у него в жизни все плохо, можно посоветовать ему пообщаться с инвалидами в местной городской больнице, и сравнить свою жизненную ситуацию с ситуацией тех больных детей и взрослых. Основные положения беседы - Возможности человека безграничны. Выход из сложной ситуации есть, его только нужно найти. - В твоей (ребенка) помощи, как будущего специалиста, нуждаются люди, о существовании которых ты пока не подозреваешь. В твоих силах стать профессионалом и помогать людям. - Рядом всегда есть люди, которым тяжелее, чем тебе (ребенку). Ты просто не всегда знаешь об их существовании.
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|