Системные аспекты суицидального поведения у подростков

С.Э. Медведев Б.Г. Бутома

Резюме: современная профилактика подростковых суицидов требует системной организации взаимодействия специалистов работающих в сфере социальной и психологической помощи и модернизации службы психического здоровья с активным участием самих пациентов и их социального окружения.

Ключевые слова: суицид, психотерапия, системный подход, профилактика.

 

Системная теория утверждает, что любое поведение в присутствии другого является коммуникацией. Таким образом, акты агрессии и аутоагрессии так же являются коммуникационными актами. Очевидной трудностью анализа случаев завершенного суицида является отсутствие возможности контакта с суицидентом. Недостаточная информированность части населения и некоторых социальных институтов, приводит к формированию негативного и нетолерантного отношения к их семьям. В связи с тем, что имеется устойчивая тенденция обвинения семьи, родители и близкие суицидента зачастую не получают поддержки и даже становятся объектами упреков и подозрений. Часта практика необоснованного возбуждения уголовных дел, приводящая к блокированию контактов членов семьи с помогающими службами и препятствующая получению достоверной психологической информации. 

По данным Генпрокуратуры РФ (http://svpressa.ru) 62%самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями. То есть проблемы возникают в отношениях со взрослыми людьми.

Из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам дети кончают с собой в 13,6% случаев. Еще реже причиной становится конфликт с одноклассниками.

Нами был проведен анонимный опрос 54 помогающих специалистов.  Состав испытуемых – 54 специалиста. Из них семь (13%) психотерапевтов, 19 (35%) психологов и 28 (52%) социальных педагогов

Было предложено два вопроса

- В чем причина?

- Что делать?

Ответы распределились следующим образом:

Причины видели в семье 25%, в отношениях с другими взрослыми 37,5% в личности ребенка 25%, а в трудностях отношений со сверстниками – 12,5%.

Предложения по поводу путей преодоления сложившейся ситуации объединялись в аналогичные группы. Предлагалось работать с семьей в 16%, с отношениями со взрослыми внешнего окружения в 24%, с личностью ребенка в 52%, а с трудностями отношений со сверстниками – 8% ответов.

Обобщая результаты можно отметить характерную тенденцию, отражающуюся в реальной практической деятельности помогающей службы. В оценке причин помогающие специалисты близки к статистике генпрокуратуры:  основную часть трудностей в жизни детей составляют отношения со взрослыми, как внутри семьи, так и во внесемейном окружении. Парадоксально, акцент в работе, направленной на преодоление трудностей и профилактику суицидального поведения будет сделан на коррекцию личности ребенка.

В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют в среднем до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребенка, но может приводить его к формированию экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребенком приводит к формированию у них обученной беспомощности.

Следует также предположить снижение информативности данных инструментальных исследований, получаемых в условиях закрытого стационара, в условиях депривационного стресса.

 

Выводы.

Представляется необходимым:

-        организовать системное взаимодействие и сотрудничество психологически и биологически ориентированных помогающих специалистов;

-        отработать механизмы психологической помощи и профилактики эмоционального выгорания психолого-педагогического состава педагогических учреждений;

-        создать систему эффективного общественного контроля над деятельностью закрытых психиатрических учреждений с последующей их модернизацией в современном реабилитационном формате;

 

Литература

  1. Бейтсон Г. Экология разума: избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии: пер. с англ. – М.: Смысл, 2000. – 476 с.
  2. Вилкен Ж.П., Холландер Д. Восстановление и реабилитация. Пер с англ. И. Темирбулатова, Д. Шукурова. – Глобальная инициатива в психиатрии. – 2011. – 296 с.
  3. Коцюбинский А.П., Гусева О.В. Интегративная модель психотерапии эндогенных психических расстройств. – СПб.: СпецЛит. 2013. – 287 с.
  4. Медведев С.Э., Коцюбинский А.П. Биопсихосоциальная реабилитация при психических расстройствах (системные и трансгенерационные аспекты) / Трансляционная медицина – инновационный путь развития психиатрии: тезисы конф. 19-21 сентября 2013 г. Под ред. Проф. Н.Г. Незнанова, проф. В.Н. Краснова — Самара, 2013. – С.70-71.
  5. Назаретян А.П. Цивилизационные кризисы в контексте универсальной истории (Синергетика – психология – прогнозирование). – Москва: Мир, 2004. – 368 стр.
  6. Шлиппе А. фон, Швайтцер Й. Системные интервенции. – СПб.: Издательство Вернера Регена. Немецкая школа коучинга и медиации; Gera: VWR-Verlag, 2013. – 184 с.
  7. Seikkula J., Olson M.E. Family process. – FPI. – 2003. – Vol 42. – 3. – C.404-418


Просмотров: 593
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Детский сад в вопросах и ответах. Общение детей в детском саду со взрослыми и сверстниками.
  • Реабилитация и восстановление в отечественной психиатрии
  • Системное взаимодействие помогающих специалистов
  • диагностика готовности ребенка к школьному обучению и профилактика школьных трудностей
  • Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) у специалистов помогающих профессий: проявления и самопомощь
  • Системная психотерапия и реабилитация при психических расстройствах
  • Профилактика суицидального поведения детей
  • Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
  • Что для ребенка является психологической травмой?
  • Профилактика суицидального поведения среди подростков
  • Профилактика суицидального поведения подростков. Лекция
  • Арт-терапия для ребенка в домашних условиях. Рисунок семьи.
  • Прогноз и профилактика школьных трудностей детей 6-летнего возраста
  • Профилактика трудностей детско-родительских отношений посредством работы с литературными сказками
  • Как напуганные дети становятся бесстрашными взрослыми
  • Миссия семьи в предотвращении суицидального поведения.
  • Самооценка ребенка и общение со сверстниками.
  • 18 рекомендаций по формированию мотивации и поддержке ребенка в школе.
  • Философские аспекты психологической помощи
  • Бесплодие: аспекты психологической помощи
  • Профилактика профессионального выгорания у специалистов профессий особого риска
  • Отношения в семье после рождения ребенка. Причины конфликтов и что с этим делать.
  • Подростки и их родители. Роль семьи в формировании личности подростков. Детско-родительские отношения.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Модель поведения семьи : последствия для детей
  • 3 способа добиться желаемого в отношениях в 2013
  • Психотерапевтическая сказка для ребенка на преодоление страха закрытых помещений.
  • Болезнь ребенка как вторичная выгода для членов семьи.
  • Принципы психологической профилактики аддиктивного поведения у подростков в ОУ
  • Отношения со взрослыми детьми



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь