С.Э. Медведев Б.Г. Бутома Резюме: современная профилактика подростковых суицидов требует системной организации взаимодействия специалистов работающих в сфере социальной и психологической помощи и модернизации службы психического здоровья с активным участием самих пациентов и их социального окружения. Ключевые слова: суицид, психотерапия, системный подход, профилактика. Системная теория утверждает, что любое поведение в присутствии другого является коммуникацией. Таким образом, акты агрессии и аутоагрессии так же являются коммуникационными актами. Очевидной трудностью анализа случаев завершенного суицида является отсутствие возможности контакта с суицидентом. Недостаточная информированность части населения и некоторых социальных институтов, приводит к формированию негативного и нетолерантного отношения к их семьям. В связи с тем, что имеется устойчивая тенденция обвинения семьи, родители и близкие суицидента зачастую не получают поддержки и даже становятся объектами упреков и подозрений. Часта практика необоснованного возбуждения уголовных дел, приводящая к блокированию контактов членов семьи с помогающими службами и препятствующая получению достоверной психологической информации. По данным Генпрокуратуры РФ (http://svpressa.ru) 62%самоубийств несовершеннолетних связано с семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, конфликтами с учителями. То есть проблемы возникают в отношениях со взрослыми людьми. Из-за конфликтов со сверстниками и по любовным причинам дети кончают с собой в 13,6% случаев. Еще реже причиной становится конфликт с одноклассниками. Нами был проведен анонимный опрос 54 помогающих специалистов. Состав испытуемых – 54 специалиста. Из них семь (13%) психотерапевтов, 19 (35%) психологов и 28 (52%) социальных педагогов Было предложено два вопроса - В чем причина? - Что делать? Ответы распределились следующим образом: Причины видели в семье 25%, в отношениях с другими взрослыми 37,5% в личности ребенка 25%, а в трудностях отношений со сверстниками – 12,5%. Предложения по поводу путей преодоления сложившейся ситуации объединялись в аналогичные группы. Предлагалось работать с семьей в 16%, с отношениями со взрослыми внешнего окружения в 24%, с личностью ребенка в 52%, а с трудностями отношений со сверстниками – 8% ответов. Обобщая результаты можно отметить характерную тенденцию, отражающуюся в реальной практической деятельности помогающей службы. В оценке причин помогающие специалисты близки к статистике генпрокуратуры: основную часть трудностей в жизни детей составляют отношения со взрослыми, как внутри семьи, так и во внесемейном окружении. Парадоксально, акцент в работе, направленной на преодоление трудностей и профилактику суицидального поведения будет сделан на коррекцию личности ребенка. В отечественной практике широко применяется лечение детей до 15 лет в закрытых стационарах. По официальной статистике сроки госпитализации составляют в среднем до 60-70 дней. Круглосуточное наблюдение гарантирует безопасность жизни ребенка, но может приводить его к формированию экстернального локуса контроля. Отсутствие активной вовлеченности родителей в процесс преодоления трудностей взаимодействия с «проблемным» ребенком приводит к формированию у них обученной беспомощности. Следует также предположить снижение информативности данных инструментальных исследований, получаемых в условиях закрытого стационара, в условиях депривационного стресса. Выводы. Представляется необходимым: |