Прогноз и профилактика школьных трудностей детей 6-летнего возраста

Актуальность данного вопроса по преемственности обучения и развития детей шестилетнего возраста исходит из потребностей современной ситуации образования. Если обучение детей 6-ти лет ранее было экспериментом, таким например, как у Ш. А. Амонашвили, то сейчас это реалии школы.

Обратившись к докладу начальника Управления образования города Алматы Р.С.Шимашевой на августовском пленарном заседании работников образования города Алматы от 26 августа 2009 г., мы можем увидеть картину по г. Алматы о количестве учащихся 6-лет: «…В соответствии с Планом мероприятий по переходу на 12-летнее обучение в Алматы проводится работа по приему детей и 6-летнего, и 7-летнего возраста в первые классы.     В прошедшем учебном году 56% первоклассников составили шестилетки. В 2009-2010 учебном году их будет около 70%...».

Если брать конкретную школу, например школу-лицей «Туран», то проведя мониторинг количества поступивших учащихся 6-ти лет в 1 класс за 3 учебных года (2007-2008 уч. г., 2008-2009 уч. г., 2009-2010 уч. г.), можно сделать вывод, что вопрос преемственности по обучению 6-ти летнего ребёнка актуален как никогда. Из гистограммы мониторинга видно (см. Гистограмма 1), что почти 1/3 первоклассников, поступающих в 1 класс школы-лицея «Туран» - это шестилетние дети.

Ребенок 6-ти лет в современной образовательной ситуации оказался в середине соприкосновения двух сфер (см. Схема 1): сфера дошкольная и школьная. Основная сложность в том, что поступив в первый класс, ребенок 6-ти лет остаётся по своему психическому, личностному, эмоциональному, социальному и физиологическому развитию остаётся Дошкольником, но при этом социально и деятельностно он становится Учеником, и должен соответствовать требованиям школьного процесса. В такой ситуации, воспитателю ДОУ, подготавливая ребенка к школе, для обеспечения преемственности образовательного процесса ДОУ и школы, необходимо в своей профессиональной деятельности применять и использовать не только воспитательные стратегии, но и учебно-школьные. Учителю начальных классов, обучая шестилетку в 1 классе, необходимо применять в своей деятельности, кроме учебно-школьных стратегий, также и воспитательные, тем самым, оказывая психолого-педагогическую поддержку 6-ти летнему ребенку.

Чтобы разобраться  в особенностях обеспечения преемственности, необходимо обратиться к общему возрастному портрету ребенка 6-7 лет, выделив показатели разных сторон его развития.

ВОЗРАСТНОЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 6-ТИ ЛЕТ

Социальное развитие ребенка 6-ти лет

Хорошо ориентируются не только в знакомой обстановке, но и в незнакомой;Умеют общаться со сверстниками взрослыми, знают основные правила общения;Способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;Тонко реагируют на изменения отношения к ним взрослого, чутки к настроению взрослых;Организация деятельности ребенка 6-ти лет

Способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание (если поставлены цель и чёткая задача действий);Могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, однако алгоритм сложного последовательного действия вырабатывать ещё не способны;Способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 мин.Способны оценить в общем, качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определённым критериям дать затрудняются;Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности;Интеллектуальное развитие, мышление ребенка 6-ти лет

С удовольствием воспринимают любую новую информацию, наблюдательны, задают много вопросов; В 6, 7 лет - наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление; Доступна логическая форма мышления;Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей.  

Развитие  внимания, памяти, восприятия ребенка 6-ти лет

Способны к произвольному вниманию, но преобладает непроизвольное;Устойчивость произвольного внимания невелика (10-15 мин) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка;Преобладает непроизвольная память, продуктивность повышается при активном восприятии;Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2);Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой; Развитие движений ребенка 6-ти лет

Уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;Способны к самостоятельным, точным и ловким движениям;Способны освоить сложно координированные движения: гимнастика, танцы, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде;Способны к координированным движениям пальцев, кисти, рук  при  выполнении бытовых и учебных действийСпособны овладеть игрой на муз. инструментах;Личностное развитие, самосознание, самооценка ребенка 6-ти лет

В честь Дня защиты детей СКИДКА на приобретение стандартной, подготовленной Sand-play  песочницы+пакет отличного песка: 10 000 тг.ВНИМАНИЕ: предложение действительно до 2 июня включительно. Заказать песочницу по телефону: +7 777 239 01 11.      www.vk.com/shelen1#/event29195714 

Способны осознать своё положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;Стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые выполняют;Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;Не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависима от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителя, значимых взрослых);В 7 лет  личностное психологическое новообразование – формирование внутренней позиции школьникаМотивы поведения

Интерес к новым видам деятельности;Интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них;Познавательные интересы;Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми  и сверстниками;Мотивы личных достижений и признаний, самоутверждение 6 лет – «Играя познаю» 7 лет – «Хочу всё знать»Ведущий вид деятельности

Игра – 6 летУчебная деятельность - 7 летПроизвольность психических функций

Способны к волевой саморегуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);Способны проявлять настойчивость, преодолевая трудности.В 7 лет – регуляторное новообразование: построение внутреннего плана действийКаждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, биологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, физиологические, соматические) условия.

Отечественные и зарубежные исследователи, рассматривающие проблемы готовности к школе и проблемы школьных трудностей, достаточно подробно изучили влияние наиболее значимых внешних и внутренних условий на рост и развитие детей и доказали, что истоки школьных проблем нужно искать в дошкольном детстве.

Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни человека. Именно здесь закладывается основа его будущих успехов и достижений. Так, например, периодизация Э. Эриксона и М. Монтессори (см. Таблица 1) позволяет нам проследить психологическое развитие ребенка, и обозначить референтное  (значимое окружение), через которое ребенок получает информацию о мире и на основе общения со значимыми лицами формирует свою личность и характер.

Экскурс во младенчество, позволяет педагогу проследить этапы развития ребёнка и определить стратегии работы по преодолению и профилактике наиболее трудных барьеров в его развитии.

Школьный период является для детей шестилеток тяжёлой нагрузкой. Ребёнок одним махом должен преодолеть своё мечтательное, «играющее» существо. Обычно этот адаптационный период не обходится без нарушений здоровья и очень важно и необходимо знать факторы риска, чтобы предупредить различные сложности в период обучения ребенка. Анализируя причины школьных трудностей специалисты выделяют несколько групп факторов риска:

Прогноз школьных трудностей

на основе выделения школьных факторов риска

1-я группа факторов риска: отклонения в состоянии здоровья

Варианты возможных трудностей:

  • Быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы
  •  Неспособность выдерживать интенсивную физическую и психоэмоциональную нагрузку
  •  В сочетании с неврологическим статусом и нарушениями в функциональном развитии (мышление, восприятие, память, моторика, речь) – вероятны комплексные трудности при обучении письму, чтению, математике, неумении работать в коллективном темпе и резкое снижение обучаемости во 2 классе, особенно при интенсивной программе.

Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:

  • Щадящий режим учебной и неучебной  работы
  • Избегать интенсификации и усложнения программы обучения.
  • Ограничение дополнительной нагрузки
  • При наличии неврологических заболеваний и функциональных нарушений необходима индивидуальная педагогическая коррекция и коррекция специалистов.

2-я группа: нарушения поведения и отклонения здоровья на основ психоневрологического статуса

Варианты возможных трудностей:

  •  Трудности в психологической и функциональной адаптации к школе
  •  Резкое ухудшение здоровья и поведения
  •  Быстрая утомляемость, низкая и неустойчивая работоспособность
  •  Неспособность выдерживать  интенсивную работу в классе
  •  Возможны комплексные выраженные трудности при обучении письму.
  •  При сочетании с соматическими нарушениями здоровья возможны комплексные нарушения деятельности

Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:

  • Щадящий режим учебной и неучебной  работы
  • Категорически противопоказана интенсификация и усложнение обучения
  • Необходим индивидуальный подход на основе темпа деятельности ребенка.
  • Индивидуальное объяснение материала, особый подход при обучении письму.
  • При наличии соматических нарушений и функциональных, необходима специфическая коррекция специалистов.

3-я группа:  нарушения в функциональном развитии:
- несформированность процессов мышления,
- недостаточный запас сведений и знаний,
- нарушения речи,
- несформированность моторных функций,
- недостатки зрительного восприятия и  слухомоторной координации

Варианты возможных трудностей:

  •  Возможны комплекс трудностей на начальных этапах обучения (если нет других факторов риска)
  •  Возможны осложнения адаптации на основе сложностей обучения
  •  Вероятен комплекс трудностей  при обучении письму, чтению математике (недостаток развития восприятия)
  •  Нарушения деятельности, усиливающиеся на протяжении учебного года (недостаток слухомоторной координации)

Рекомендуемые меры компенсации и коррекции

  • Рекомендуется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
  • Необходима специальная система коррекционной помощи, по возможности более медленный темп работы.
  • Категорически противопоказана интенсификация учебного процесса и форсирование начального этапа обучения.
  • Целесообразна работа в малых группах.

4-я группа: несформированность и нарушения деятельности

Варианты возможных трудностей:

  •  Трудности психологической и функциональной адаптации.
  •  Низкая работоспособность, повышенная утомляемость.
  •  Трудность в концентрации внимания, очень медленный темп деятельности.
  •  Короткое время эффективной работы.
  •  Вероятен весь комплекс школьных проблем, усиливающихся к концу 1 года обучения.

Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:

  • Индивидуальный подход, индивидуальное объяснение материала.
  • Целесообразна работа в малой группе.
  • Необходима особо тщательная разработка инструкций поэтапного формирования умственных действий.
  • При сочетании с соматическими проблемами – необходим щадящий режим.
  • При сочетании с неврологическими заболеваниями – дополнительная консультации невропатолога, психоневролога и вест комплекс рекомендуемых мер компенсаций.
  • Категорически противопоказана интенсификация учебного процесса и форсирование начального этапа обучения.

С точки зрения созревания корковых структур, ребенок с 5,5 лет в принципе может обучаться по школьным программам, и практика школьного' и дошкольного обучения убедительно это подтверждает. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней, насколько ребенок продвинулся к осознованию социальной позиции школьника.

В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая должна обязательно учитывать психологические, особенности каждого отдельного ребенка. В ходе такого психологически – ориентированного обучения у детей вырабатывается подход к учебной деятельности, который дает им возможность сознательно усваивать любые знания

Организация преемственности достаточно серьезное дело, требующее систематичности и последовательности. Но вся та работа, которую проводит воспитатель в ДОУ и учитель в школе, следуя рекомендациям о развитии ребенка, обеспечит преемственность в развитии и обучении детей 6-ти летнего возраста, тем самым, помогая пройти ребенку сложный путь адаптации к статусу успешного современного, компетентного школьника.

Литература:

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987.
  2. Безруких М. М. Ступеньки к школе: Кн. Для педагогов и родителей. – М.: Дрофа, 2000.
  3. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». – М.: Просвещение, 1988.
  4. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: Словарный запас, грамотная речь, память. – М.: Айрис – пресс, 2004.
  5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996.
  6. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы проблемы: Пер. с англ.: Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. Статья М.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. – М.: Карапуз, 2006.
  8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990.
  9. Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009.
  10. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаевой., - М.: Просвещение: Владос, 1995.
  11.  Шевелёва Е. В. Психолого-медико-педагогическая служба: опыт сопровождения учебного процесса, как обеспечение сохранности психологического здоровья участников образовательной среды. // Валеология: здоровье и жизненные навыки. 2009 - №5. – С. 5 - 10


Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • диагностика готовности ребенка к школьному обучению и профилактика школьных трудностей
  • Как сформировать у ребенка дошкольного возраста интерес к учебной деятельности
  • Показатели развития ребенка в период от 3-х лет до 5— 5,5-летнего возраста.
  • Особенности развития и воспитания детей на отдельных возрастных этапах до начала обучения в школе
  • Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении
  • Изучение влияния процесса обучения художественной грамоте на функциональное состояние здоровья и психоэмоциональную сферу учащихся
  • «Психологическая поддержка участников образовательного процесса в рамках обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования»
  • Способны ли вы помочь в развитие Мужчине?Поддержка или Созависимость?
  • Нейропсихологическая коррекция трудностей обучения у подростка.
  • Развитие мотивации в учебной деятельности подростков
  • Нейродиагностика и нейрокоррекция трудностей в обучении детей
  • Развитие ребенка. Потребности ребенка. Роль родителей в формировании личности.
  • Опыт обучения детей с РАС в общеобразовательной школе Ярославля
  • Мнемотехника обучения детей письму
  • Как подготовить ребенка к школе и пережить период адаптации
  • Мудрое родительство: развитие и воспитание ребенка раннего возраста
  • Какие родительские послания способны разрушить жизнь детей
  • Материальное поощрение деятельности ребенка: за и против
  • 10 советов по организации обучения гиперактивных детей в школе
  • Как влияет раннее обучение чтению на развитие ребенка?
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 2 - Кто такой ребенок?
  • Почему ребенок ругается с учителями? Причины плохого поведения ребенка в школе
  • Как замотивировать дошкольников к познавательной деятельности. Об игровых и подвижных методах обучения.
  • Развитие, воспитание, обучение ребенка. В чем различие?
  • Слезьте с ребенка! или еще раз о развитии детей
  • Организация индивидуального обучения одаренных детей (в системе дополнительного образования)
  • Трудности обучения в школе
  • О некоторых секретах школьных трудностей.
  • Гимнастика для мозга - эффективный инструмент для развития и обучения детей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь