|
Прогноз и профилактика школьных трудностей детей 6-летнего возрастаАвтор статьи: Шевелёва Елена Витальевна
Актуальность данного вопроса по преемственности обучения и развития детей шестилетнего возраста исходит из потребностей современной ситуации образования. Если обучение детей 6-ти лет ранее было экспериментом, таким например, как у Ш. А. Амонашвили, то сейчас это реалии школы. Обратившись к докладу начальника Управления образования города Алматы Р.С.Шимашевой на августовском пленарном заседании работников образования города Алматы от 26 августа 2009 г., мы можем увидеть картину по г. Алматы о количестве учащихся 6-лет: «…В соответствии с Планом мероприятий по переходу на 12-летнее обучение в Алматы проводится работа по приему детей и 6-летнего, и 7-летнего возраста в первые классы. В прошедшем учебном году 56% первоклассников составили шестилетки. В 2009-2010 учебном году их будет около 70%...». Если брать конкретную школу, например школу-лицей «Туран», то проведя мониторинг количества поступивших учащихся 6-ти лет в 1 класс за 3 учебных года (2007-2008 уч. г., 2008-2009 уч. г., 2009-2010 уч. г.), можно сделать вывод, что вопрос преемственности по обучению 6-ти летнего ребёнка актуален как никогда. Из гистограммы мониторинга видно (см. Гистограмма 1), что почти 1/3 первоклассников, поступающих в 1 класс школы-лицея «Туран» - это шестилетние дети. Ребенок 6-ти лет в современной образовательной ситуации оказался в середине соприкосновения двух сфер (см. Схема 1): сфера дошкольная и школьная. Основная сложность в том, что поступив в первый класс, ребенок 6-ти лет остаётся по своему психическому, личностному, эмоциональному, социальному и физиологическому развитию остаётся Дошкольником, но при этом социально и деятельностно он становится Учеником, и должен соответствовать требованиям школьного процесса. В такой ситуации, воспитателю ДОУ, подготавливая ребенка к школе, для обеспечения преемственности образовательного процесса ДОУ и школы, необходимо в своей профессиональной деятельности применять и использовать не только воспитательные стратегии, но и учебно-школьные. Учителю начальных классов, обучая шестилетку в 1 классе, необходимо применять в своей деятельности, кроме учебно-школьных стратегий, также и воспитательные, тем самым, оказывая психолого-педагогическую поддержку 6-ти летнему ребенку. Чтобы разобраться в особенностях обеспечения преемственности, необходимо обратиться к общему возрастному портрету ребенка 6-7 лет, выделив показатели разных сторон его развития. ВОЗРАСТНОЙ ПОРТРЕТ РЕБЕНКА 6-ТИ ЛЕТ Социальное развитие ребенка 6-ти лет Хорошо ориентируются не только в знакомой обстановке, но и в незнакомой;Умеют общаться со сверстниками взрослыми, знают основные правила общения;Способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы); Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;Тонко реагируют на изменения отношения к ним взрослого, чутки к настроению взрослых;Организация деятельности ребенка 6-ти лет Способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание (если поставлены цель и чёткая задача действий);Могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, однако алгоритм сложного последовательного действия вырабатывать ещё не способны;Способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 мин.Способны оценить в общем, качество своей работы, но дифференцированную оценку качества по определённым критериям дать затрудняются;Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности;Интеллектуальное развитие, мышление ребенка 6-ти лет С удовольствием воспринимают любую новую информацию, наблюдательны, задают много вопросов; В 6, 7 лет - наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление; Доступна логическая форма мышления;Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей. Развитие внимания, памяти, восприятия ребенка 6-ти лет Способны к произвольному вниманию, но преобладает непроизвольное;Устойчивость произвольного внимания невелика (10-15 мин) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка;Преобладает непроизвольная память, продуктивность повышается при активном восприятии;Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2);Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой; Развитие движений ребенка 6-ти лет Уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений;Способны к самостоятельным, точным и ловким движениям;Способны освоить сложно координированные движения: гимнастика, танцы, ходьба на лыжах, катание на коньках, велосипеде;Способны к координированным движениям пальцев, кисти, рук при выполнении бытовых и учебных действийСпособны овладеть игрой на муз. инструментах;Личностное развитие, самосознание, самооценка ребенка 6-ти лет В честь Дня защиты детей СКИДКА на приобретение стандартной, подготовленной Sand-play песочницы+пакет отличного песка: 10 000 тг.ВНИМАНИЕ: предложение действительно до 2 июня включительно. Заказать песочницу по телефону: +7 777 239 01 11. www.vk.com/shelen1#/event29195714 Способны осознать своё положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;Стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые выполняют;Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;Не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависима от оценки взрослых (педагога, воспитателя, родителя, значимых взрослых);В 7 лет личностное психологическое новообразование – формирование внутренней позиции школьникаМотивы поведения Интерес к новым видам деятельности;Интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них;Познавательные интересы;Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;Мотивы личных достижений и признаний, самоутверждение 6 лет – «Играя познаю» 7 лет – «Хочу всё знать»Ведущий вид деятельности Игра – 6 летУчебная деятельность - 7 летПроизвольность психических функций Способны к волевой саморегуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил);Способны проявлять настойчивость, преодолевая трудности.В 7 лет – регуляторное новообразование: построение внутреннего плана действийКаждый ребенок индивидуален, имеет свои темпы биологического развития и, кроме того, на его развитие влияют как внешние (социокультурные, биологические, педагогические), так и внутренние (генетические, биологические, физиологические, соматические) условия. Отечественные и зарубежные исследователи, рассматривающие проблемы готовности к школе и проблемы школьных трудностей, достаточно подробно изучили влияние наиболее значимых внешних и внутренних условий на рост и развитие детей и доказали, что истоки школьных проблем нужно искать в дошкольном детстве. Дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни человека. Именно здесь закладывается основа его будущих успехов и достижений. Так, например, периодизация Э. Эриксона и М. Монтессори (см. Таблица 1) позволяет нам проследить психологическое развитие ребенка, и обозначить референтное (значимое окружение), через которое ребенок получает информацию о мире и на основе общения со значимыми лицами формирует свою личность и характер. Экскурс во младенчество, позволяет педагогу проследить этапы развития ребёнка и определить стратегии работы по преодолению и профилактике наиболее трудных барьеров в его развитии. Школьный период является для детей шестилеток тяжёлой нагрузкой. Ребёнок одним махом должен преодолеть своё мечтательное, «играющее» существо. Обычно этот адаптационный период не обходится без нарушений здоровья и очень важно и необходимо знать факторы риска, чтобы предупредить различные сложности в период обучения ребенка. Анализируя причины школьных трудностей специалисты выделяют несколько групп факторов риска: Прогноз школьных трудностей на основе выделения школьных факторов риска 1-я группа факторов риска: отклонения в состоянии здоровья Варианты возможных трудностей:
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:
2-я группа: нарушения поведения и отклонения здоровья на основ психоневрологического статуса Варианты возможных трудностей:
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:
3-я группа: нарушения в функциональном развитии: Варианты возможных трудностей:
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции
4-я группа: несформированность и нарушения деятельности Варианты возможных трудностей:
Рекомендуемые меры компенсации и коррекции:
С точки зрения созревания корковых структур, ребенок с 5,5 лет в принципе может обучаться по школьным программам, и практика школьного' и дошкольного обучения убедительно это подтверждает. Решающее значение в готовности к усвоению школьной программы имеет то, насколько развита у ребенка познавательная деятельность, интерес к ней, насколько ребенок продвинулся к осознованию социальной позиции школьника. В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая должна обязательно учитывать психологические, особенности каждого отдельного ребенка. В ходе такого психологически – ориентированного обучения у детей вырабатывается подход к учебной деятельности, который дает им возможность сознательно усваивать любые знания Организация преемственности достаточно серьезное дело, требующее систематичности и последовательности. Но вся та работа, которую проводит воспитатель в ДОУ и учитель в школе, следуя рекомендациям о развитии ребенка, обеспечит преемственность в развитии и обучении детей 6-ти летнего возраста, тем самым, помогая пройти ребенку сложный путь адаптации к статусу успешного современного, компетентного школьника. Литература:
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|