Нейропсихологическая коррекция трудностей обучения у подростка.

Работа с детьми, имеющими трудности освоения школьной программы, - одна из основных проблем, остро стоящая перед психологами в настоящее время. Причины данных трудностей часто заключаются в нарушениях эмоционально-волевой и регуляторной сфер, что проявляется в неспособности контролировать свое поведение и эмоциональные проявления, в нарушениях внимания и работоспособности, трудностях целенаправленной  деятельности.

Проблему индивидуального подхода и качественного анализа особенностей развития ребенка успешно решает такая отрасль современной психологии, как дифференциальная нейропсихология детского возраста, основной задачей которой является исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза (Микадзе Ю.В.,2002г. ). На основании результатов нейропсихологической диагностики может быть выстроена индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения ребенка. Занятия по данной программе позволяют продуктивно разрешать многие трудности поведения и обучения детей разного возраста.

Описание случая: родители подростка (13 лет) обратились к нейропсихологу с жалобами на эмоциональную лабильность, рассеянность внимания, повышенную утомляемость, трудности при усвоении школьного материала, затруднения при контакте со сверстниками. В предоставленных результатах ЭЭГ отмечены умеренные диффузные  изменения Э.А. по общемозговому  типу с акцентом то на левое, то на правое полушарие, дисфункция срединных  структур. По результатам патопсихологического  исследования на первый план выступали недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, выраженность игровой мотивации, инфантильные реакции поведения.

По результатам комплексного нейропсихологического обследования выявлены недостаточная сформированность регуляторных функций, что затрудняет развитие познавательной и поведенческой сфер.

При исследовании двигательной сферы отмечались трудности усвоения двигательной программ, дефекты пространственной организации движений, дезавтоматизированность, импульсивность.

Пространственные представления характеризовались отсутствием закрепленных знаний относительно частей пространства, выраженными трудностями удержания строки при письме.

При исследовании речевой сферы отмечались трудности спонтанной речи, продуктивная речь замещалась шаблонам и стереотипами, нарушен грамматический строй речи (отсутствовали глаголы, согласование слов). При чтении выявлялись паралексии, запинки, опускание окончаний. На письме отмечались дизметрия при написании букв, фонетические замены. 

Память характеризовалась снижением продуктивности запоминания.

В интеллектуальной сфере отмечались сложности понимания смысла сюжетных картинок, смысла прочитанного рассказа. 

В ходе нейропсихологического обследования были выявлены сильные стороны психического функционирования: высокий уровень умственной работоспособности, сохранность восприятия, зрительной памяти. 

Исходя из результатов нейропсихологической диагностики была построена программа коррекционных занятий. Исходя из теоретических позиций Л.С.Выготского и А.Р.Лурии развивающее обучение ребенка строится на развитии слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого. Это взаимодействие строится на эмоциональной вовлеченности ребенка с постоянным его поощрение и обеспечением обратной связи, где взрослый сначала берет на себя функции слабого звена, постепенно передавая их ребенку.

Комплексная нейропсихологическая коррекция включает в себя двигательную и когнитивную части.

В данном случае двигательная программа была направлена на развитие у мальчика активного внимания, формирование умения управлять своим поведением, на преодоление импульсивности, развитие пространственного восприятия.

Когнитивная программа включала развитие произвольности внимания и деятельности, расширение словарного запаса, формирование квазипространственных представлений, развитие мыслительных процессов.

Эффективность коррекции: с 10 занятия родителями мальчика была отмечена положительно динамика: "стал более внимательным, старается держать строчку и ровно писать, учится самостоятельно искать свои ошибки, понравилось читать, в разговоре предложения стали осмысленные, может сам изложить небольшой текст ".

По результатам повторной нейропсихологической диагностики на 14м занятии, отмечались положительными изменения в двигательной сфере, положительная динамика в формировании пространственных представлений, речь стала более связанная, плавная, развернутая, значительно снизилась импульсивность при письме и чтении, дизметрия при письме незначительна. Отмечались высокая продуктивность слухо-речевой памяти, безошибочное понимание смысла сюжетных картинок, логически связанной информации. 

Из вышесказанного можно сделать вывод, что успешность и результативность коррекционной работы в очередной раз демонстрирует эффективность методов формирования ВПФ, построенных на основе фундаментальных принципов Лурьевской нейропсихологии.

http://www.family-tree.help/

 



Просмотров: 487
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Примерный перечень физических навыков ребенка 3-3,5 лет при нормальном развитии двигательной сферы
  • Танец при нарушениях функций ОДА
  • Трудности при снижении веса. Снижение мотивации
  • Реши свои психологические трудности при помощи каракулей
  • Нейропсихологическая коррекция - один из основных видов помощи при аутизме, зпр и зрр
  • Развитие речи ребенка как условие успешного обучения в школе
  • Откуда берется школьная тревожность? Причина вторая – трудности при освоении учебной программы
  • Типичные ошибки при контроле эмоций. Ошибка 3 - оправдывать свои эмоции при отсутствии контроля
  • Трудности при работе с депрессией
  • Трудности при снижении веса. Стресс.
  • Трудности при снижении веса. Срывы
  • Трудности при снижении веса. Поход в гости, 1
  • Трудности при снижении веса. Поход в гости, 2
  • Совесть при людях, что шуты при королях
  • Энергия в нас - самопомощь при трудности или болезни
  • Комплекс игр и упражнений для развития двигательной сферы ребенка 3-5 лет
  • Исследование влияния теле-продукции на развитие психических функций ребенка.
  • Особенности и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с нарушениями развития
  • Мульттерапия. Развитие эмоциональной и нравственной сферы ребенка.
  • Применение метода прикладного анализа поведения при коррекции детского аутизма
  • Пример обследования эмоционально-волевой сферы
  • Психотерапия при психотических расстройствах. Из опыта работы с базальной тревогой при шизофазии
  • Стратегическая психотерапия при работе с семьями, имеющими ребенка с РАС
  • Что "бесит" подростка при общении с родителями.
  • Коротко о методе БОС и его применении при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
  • Личностное развитие и при чем тут психотерапия
  • Переживания ребенка при разводе родителей. Что важно знать и как помочь?
  • Как быть при агрессивных вспышках ребенка?
  • Как отличить боли в сердце при ишемической болезни от болей при тревоге и панических атаках?
  • Ошибки родителей при адаптации ребенка к детскому саду



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь