|
Нейропсихологическая коррекция трудностей обучения у подростка.Автор статьи: Бутова Вероника Олеговна
Работа с детьми, имеющими трудности освоения школьной программы, - одна из основных проблем, остро стоящая перед психологами в настоящее время. Причины данных трудностей часто заключаются в нарушениях эмоционально-волевой и регуляторной сфер, что проявляется в неспособности контролировать свое поведение и эмоциональные проявления, в нарушениях внимания и работоспособности, трудностях целенаправленной деятельности. Проблему индивидуального подхода и качественного анализа особенностей развития ребенка успешно решает такая отрасль современной психологии, как дифференциальная нейропсихология детского возраста, основной задачей которой является исследование индивидуальных различий в формировании психических функций на разных этапах онтогенеза (Микадзе Ю.В.,2002г. ). На основании результатов нейропсихологической диагностики может быть выстроена индивидуальная программа коррекционно - развивающего обучения ребенка. Занятия по данной программе позволяют продуктивно разрешать многие трудности поведения и обучения детей разного возраста. Описание случая: родители подростка (13 лет) обратились к нейропсихологу с жалобами на эмоциональную лабильность, рассеянность внимания, повышенную утомляемость, трудности при усвоении школьного материала, затруднения при контакте со сверстниками. В предоставленных результатах ЭЭГ отмечены умеренные диффузные изменения Э.А. по общемозговому типу с акцентом то на левое, то на правое полушарие, дисфункция срединных структур. По результатам патопсихологического исследования на первый план выступали недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы, выраженность игровой мотивации, инфантильные реакции поведения. По результатам комплексного нейропсихологического обследования выявлены недостаточная сформированность регуляторных функций, что затрудняет развитие познавательной и поведенческой сфер. При исследовании двигательной сферы отмечались трудности усвоения двигательной программ, дефекты пространственной организации движений, дезавтоматизированность, импульсивность. Пространственные представления характеризовались отсутствием закрепленных знаний относительно частей пространства, выраженными трудностями удержания строки при письме. При исследовании речевой сферы отмечались трудности спонтанной речи, продуктивная речь замещалась шаблонам и стереотипами, нарушен грамматический строй речи (отсутствовали глаголы, согласование слов). При чтении выявлялись паралексии, запинки, опускание окончаний. На письме отмечались дизметрия при написании букв, фонетические замены. Память характеризовалась снижением продуктивности запоминания. В интеллектуальной сфере отмечались сложности понимания смысла сюжетных картинок, смысла прочитанного рассказа. В ходе нейропсихологического обследования были выявлены сильные стороны психического функционирования: высокий уровень умственной работоспособности, сохранность восприятия, зрительной памяти. Исходя из результатов нейропсихологической диагностики была построена программа коррекционных занятий. Исходя из теоретических позиций Л.С.Выготского и А.Р.Лурии развивающее обучение ребенка строится на развитии слабого звена при опоре на сильные звенья в ходе специально организованного взаимодействия ребенка и взрослого. Это взаимодействие строится на эмоциональной вовлеченности ребенка с постоянным его поощрение и обеспечением обратной связи, где взрослый сначала берет на себя функции слабого звена, постепенно передавая их ребенку. Комплексная нейропсихологическая коррекция включает в себя двигательную и когнитивную части. В данном случае двигательная программа была направлена на развитие у мальчика активного внимания, формирование умения управлять своим поведением, на преодоление импульсивности, развитие пространственного восприятия. Когнитивная программа включала развитие произвольности внимания и деятельности, расширение словарного запаса, формирование квазипространственных представлений, развитие мыслительных процессов. Эффективность коррекции: с 10 занятия родителями мальчика была отмечена положительно динамика: "стал более внимательным, старается держать строчку и ровно писать, учится самостоятельно искать свои ошибки, понравилось читать, в разговоре предложения стали осмысленные, может сам изложить небольшой текст ". По результатам повторной нейропсихологической диагностики на 14м занятии, отмечались положительными изменения в двигательной сфере, положительная динамика в формировании пространственных представлений, речь стала более связанная, плавная, развернутая, значительно снизилась импульсивность при письме и чтении, дизметрия при письме незначительна. Отмечались высокая продуктивность слухо-речевой памяти, безошибочное понимание смысла сюжетных картинок, логически связанной информации. Из вышесказанного можно сделать вывод, что успешность и результативность коррекционной работы в очередной раз демонстрирует эффективность методов формирования ВПФ, построенных на основе фундаментальных принципов Лурьевской нейропсихологии. http://www.family-tree.help/
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|