|
О некоторых секретах школьных трудностей.Автор статьи: Шевченко Анна Анатольевна
Давайте разберем особенности обучаемости детей в школе на примере овладения ими грамотным письмом. Почему одни дети с первого класса пишут очень грамотно, почти не делают ошибок, даже не зубря наизусть правил, а другие делают огромное количество ошибок в таких словах, где, казалось бы, и ошибиться невозможно? Может быть, и это зависит от того, как организован мозг, его зрительные, слуховые, моторные, ассоциативные центры? Задумаемся, что необходимо для правильного написания слов и предложений. Во-первых, ребенок представляет себе звуковой образ слова, который очень часто не соответствует звуковому составу написанного слова: говорим «девачка», «сабака», «рош», а пишем «девочка», «собака», «рожь». Во – вторых, ребенок представляет себе зрительный образ слова, того, что он видел в книжке (если, конечно, он достаточно много читает), но это образ печатного слова, отличающего по печатанию букв от того, которое ему необходимо написать. То есть требуется «перевод» одного образа в другой, а это требует сил, умения и времени. Зрительный образ написанного слова тоже формируется. Но в таком виде он его встречает только в своих тетрадках, а если оно один раз было написано неправильно, то существует опасность, что ребенок будет тиражировать ошибку – повторять, то же самое неправильное написание, т.к. он запомнил зрительный образ неправильно написанного слова. В-третьих, у ребенка формируется моторный образ слова – последовательность тонких движений пальцев руки, необходимая для его написания. Рука пишет как бы сама, автоматически, ребенок даже не задумывается о том, как надо писать. Происходят и другие процессы, связанные с артикуляцией (проговаривание слова, которое ребенок пишет, с определенной последовательностью движения губ – а это тоже моторный образ слова) и соотнесением разных видов образа слова между собой. Но ведь у каждого ребенка прекрасная слуховая память, он опирается в первую очередь на слуховой образ слова, а тот его подводит. У другого ведущий канал восприятия зрительный, а у третьего – моторный, точнее, телесный – наиболее важна для этих детей та информация, которая приходит в мозг от их работающих мышц , в данном случае – от пальцев и губ. И всю информацию от разных органов чувств и сложившиеся в голове образы надо соотнести между собой, чтобы написать правильно. А способы и возможности анализа и сопоставления разных видов информации разные у мальчиков и у девочек, у детей разных типов. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|