Как слова родителей влияют на судьбу ребенка

Я начну с небольшого, но очень яркого и наглядного примера тому, как словом можно определить судьбу ребенка:

В гипермаркете девочка лет пяти случайно уронила с прилавка товар. Что-то разбилось. Мама стала на нее сильно кричать. Помимо того, что у нее "руки не из того места растут", была фраза: "Лучше бы тебя совсем не было!".

Ребенок до 8-ми лет, когда слышит подобное, не анализирует ситуацию. Он не размышляет таким образом:

- Ну, наверное, маме сейчас плохо. Мои бабушка с дедушкой воспитали ее таким образом, что она постоянно беспокоится о том, что о ней подумают другие люди. Бедная мама! Ее чувство вины и агрессия не дает ей в полной мере проявить ко мне любовь в этой банальной ситуации! Ведь с кем не бывает! Да. Я пожалуй, была несколько невнимательна, с кем не бывает! Но совершенно не сделала ничего плохого. По крайней мере, намеренно.

На самом деле мысль самого близкого человека о том, что лучше бы его и вовсе не было, тем более так сильно эмоционально заряженная, НЕ ПОДВЕРГАЕТСЯ КРИТИКЕ И СТАНОВИТСЯ СОБСТВЕННЫМ УБЕЖДЕНИЕМ!

Ребенок начинает думать также: "Лучше бы меня не было!"

Как слова родителей влияют на судьбу ребенка

Да, именно так. Потому что ребенок принимает все слова за правду. Всю информацию о себе он получает от родителей. Помните, "Как корабль назовешь, так он и поплывет"?

Теперь в ребенке живет программа: "Будет лучше, если меня не будет". Какое будущее у этого ребенка?

Когда я в детстве отдыхала в пионерском лагере, в нашем отряде был мальчик, который себя без конца ругал, что бы он ни сделал. Называл себя и дураком, и растяпой. За смену он сломал себе ногу. Его покусали пчелы. В скором времени я узнала, что он погиб. Несчастный случай. Как думаете, почему? Никакая не порча. Родительские послания так работают.

Поэтому, когда мы разбираем эти слова на консультации - мамы просто отказываются верить в то, что это всерьез и на самом деле так работает. Потому что им становится страшно. Они как раз хотели, чтобы их ребенок стал благополучным.

К чему приводят негативные родительские послания:

 

Произнесенная фраза

К чему приводит, последствия для ребенка

У тебя руки не из того места растут!

Беспомощность, апатия, лень, бездействие, несамостоятельность, неуверенность в своих силах.

Прекрати умничать!

Ребенок не имеет своего мнения. Нет интереса к познавательной деятельности. Нет инициативы. Ребенок не проявляет свои способности.

Подавляются лидерские качества, индивидуальность, харизма ребенка. Ребенок не может проявить свои таланты.

 

Молчи, - за умного сойдешь!       

Не будь выскочкой! Будь, как все!              

Не реви, не плачь!

Отрицание чувств ребенка. Нарушается рефлексия, самоанализ. Ребенок не видит и не понимает своих чувств. Закрыта интуиция. Человек не может управлять своим эмоциональным состоянием. Негативные чувства разрушают организм изнутри (психосоматические заболевания).

Не трогай, лучше я сама все сделаю!

Ребенок перестает что-либо делать, даже когда его просят. Беспомощность, безответственность, пассивность, несамостоятельность, инфальтивность.

Что прилип, как банный лист?! Отвяжись от меня!

Ребенок теряет интерес к общению. Отстраняется, замыкается.

Ты еще мал для этого!

Инфальтивность. Окружающие будут относиться к нему, как к ребенку. Он не станет взрослым. Безответственность. Несамостоятельность. Отсутствие мотивации к действию. Ведомый. Нуждается партнере с функцией родителя.

Сравнение ребенка с другими детьми: "А вот Петя уже давно делает это..."

Комплекс "Я недостаточно хорош" Неуверенность,низкая самооценка. Стремление попадать в ожидания окружающих, чтобы заслужить любовь. Нет чувства собственного достоинства.

 

                               

Как перестать обрекать ребенка на жизненный сценарий неудачника?

 1. Что заставляет родителей произносить фразы, заведомо программирующие ребенка на неудачи?

1) Нас самих воспитывали наши родители, поэтому мы живем родительскими посланиями, убеждениями и установками о том, каким должен быть ребенок.

Эти установки и убеждения, нас сильно ограничивают, чтобы быть счастливыми, радостными и здоровыми. И, конечно, если мы сами не являемся счастливыми, то не можем сделать счастливыми ребенка. 

Моя мама любит повторять: "Если у вас все будет хорошо, то и буду довольна". Может это хороший способ переложить на детей ответственность за свое состояние, но нет. Закономерность обратная: "Если я как мама, как женщина, человек счастлива, - я передаю своим детям послание: "Жить - это радостно, это интересно, это здорово!"

Убеждения ограничивают от того, чтобы реализовать свои мечты, чтобы жить той жизнью, которая нравится. От того, чтобы выстраивать хорошие комфортные отношения с любым человеком. 

Примеры негативных убеждений или родительских посланий:

- Ты должен делать то, что говорят!

- Я лучше знаю, что тебе надо!

- Старших нужно уважать!

(А младших? Нарушение личных прав на уважение, на свое мнение, на свою ошибку, на свой опыт, нарушается поисковая активность, прерывается деятельность ребенка. Впоследствии - беспомощность, бездействие, апатия, лень)

- Мужчины не плачут! 

(Нарушается природный механизм разрядки чувств. Отражается на здоровье, копятся психические травмы, чувства могут выходить не в то время, не в том месте, небезопасным образом).

- Меня пороли, и ничего, вырос хорошим человеком!

(Во-первых, мы не знаем, что было бы, если бы не пороли. Утверждение "хороший человек" тоже требует исследования. А физическое наказание ведет к накоплению агрессии и стремлению разрядиться на более слабом. Также нарушаются права на безопасность в первую очередь).

- Хороший мальчик, хорошая девочка так не поступает.

(Развивается комплекс, или как еще говорят дистресс "Я недостаточно хорош". Неуверенность, безинициативность, страх не попасть в ожидания).

Может быть в дошкольном возрасте вы еще не так акцентируете внимание на определенном поведении ребенка, но уже в первом классе родители жалуются:

- он ленивый;

- не хочет учиться;

- агрессивный;

- залипает на гаджетах;

- его ничего не интересует;

- на все реагирует протестом.

А почему? Потому что мы все это уже говорили своим детям и не по одному разу. Нужно понять, в чем корень такого поведения родителей. А корень как раз в наших убеждениях, которыми живем мы, и которыми живут уже и наши дети. 

2) Когда ребенок не соответствует нашим убеждениям о том, как он должен поступать, у нас возникают негативные чувства и пропадает любовь.

Когда на консультации я прошу составить список поведения ребенка, которое раздражает, мамы без промедления, довольно легко строчат несколько страниц. 

Когда задаю вопрос: "Что вы любите в своем ребенке?" - замешательство, пауза. "Ну, не знаю!"

А тогда как ваш ребенок об этом узнает? Где ваша любовь? 

Когда я разговариваю с детьми, они говорят, что мама их не любит:

- Почему? - Спрашиваю я.

- Потому что кричит. Потому что ругает. Потому что не играет. 

Ребенок делает вполне логичные выводы.

А мамы говорят:

- Да, я все понимаю! Я знаю, что нельзя кричать на ребенка! Но я не могу! Не справляюсь с собой!

 2. Как выйти из замкнутого круга ожиданий к ребенку и разочарований от реального поведения?

Если быть честной, - то это большая индивидуальная работа по исследованию собственных родительских посланий, ожиданий ваших родителей по отношению к вам, ожиданий к самой себе и к ребенку.  Это работа по принятию себя, по прощению собственных родителей, по отказу от ожиданий по отношению к своему ребенку.

Тогда ваши дети не станут поступать и заканчивать ВУЗ, для того, чтобы показать вам диплом и уйти в другую профессию. Они будут проявлять интерес ко многим вещам, несмотря на то, что вам не нравятся их увлечения. Они будут самостоятельным и ответственными, потому что вы из-за собственно страха не будете контролировать каждый их шаг своими телефонными звонками.

Как проделать эту работу? Я предлагаю вам свою помощь. Это индивидуальный курс консультирования, план работы, чтобы разобраться с наследием прошлого и освободиться от негативных посланий. Это курс из 5-ти часовых  консультаций. Если вам интересно, то  можете записаться  на консультацию.

Что вы можете сделать самостоятельно?

  1. Запишите основные моменты вашего общения с ребенком на диктофон и проанализируйте их на предмет родительских посланий.
  2. Вспомните, что говорили вам ваши родители, о том, каким должен быть ребенок, т.е. их ожидания по отношению к вам.
  3. Пропишите ваши ожидания по отношению к себе.
  4. Ваши ожидания по отношению к ребенку.
  5. Сравните списки и найдите закономерности.
  6. Сознательно убирайте из лексикона фразы с негативными посланиями.
  7. Придумайте негативным посланиям позитивную альтернативу.

Юлия Данилова, детский и семейный психолог.

 



Просмотров: 542
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • "Мой 2-х летний ребенок меня бьет". Из цикла "Агрессия ребенка"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • "Когда же, наконец, у тебя будет ребенок?"
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Когда "отпускать" ребенка или как не сделать из него "мамсика".
  • "Хочу, чтобы ребенок меня слышал"- что и как говорить?
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Проблемы молодой семьи после рождения ребенка или "Он+Она=Ребенок"
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Разведенная мама-"ребенок" и ее "взрослая" дочь
  • Если родился "особенный" ребенок. 4 родительских позиции.
  • "Что сделать, чтобы ребенок успокоился?" (ответ в статье)
  • Ребенок "связывает", но и "разъединяет" родителей.
  • "Скорая Помощь для Родителей или несколько шагов к близости": НЕДОСТАТОЧНЫЙ РЕБЕНОК
  • Любовный треугольник. Роли "родитель","ребенок", "взрослый".
  • Ребенок не хочет учиться! "Кто виноват?" и "Что делать?"
  • Ребенок не понимает "Нет" и "Нельзя" Вопрос - ответ
  • Родители и дети. Где "взрослый"? Где "ребенок"?
  • Когда ребенок становится "деспотом"?
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Ребенок - "кумир семьи". или Когда взрослеют дети?
  • "Не хочу, чтобы ребенок был похож на отца"
  • Что делать, если ребенок говорит на "тарабарском" языке?
  • На самом ли деле ребенок " не хочет в детский сад"?
  • "Мама, я тебя не люблю" - говорит вам ваш ребенок. Правда ли это?
  • Что делать, если ребенок "психует" из-за гаджетов?
  • Что делать, если поведение ребенка "ни в какие рамки", а наказание не работает?
  • Антикапризин - "Чтобы ребенок вас услышал..."
  • Отрывок из книги Ольги Кавер "Хочу ребенка: как быть, когда малыш не торопится?"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь