|
Апробация методики "10 ШАГОВ" Цвето-ассоциативная диагностика связи Цвета, Образа, СловаАвтор статьи: Ольга Александровна Бойкова
РАТ ( Ресурсная Арт- Терапия) МЫ ПРОВОДИМ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ИССЛЕДОВАНИЕ нашей МЕТОДИКИ. Приглашаем аудиторию от 40 до 65 лет С дальнейшей Бесплатной консультацией по итогом теста (личной или по скайпу).Тест выслается Вам по электронной почте ( скайп или электронную почту для связи смотрите на личной странице) Буду рада творческому взаимодействию. Тестовая Авторская методика " 10 Шагов" Цвето-ассоциативная диагностика связи Цвета, Образа, Слова В статье представлены результаты авторской методики О.А. Бойковой «10 шагов», направленной на исследование личностных особенностей взрослых людей с помощью цвето-ассоциативной диагностики связи цвета, образа, слова. Существует множество факторов влияющих на развитие личности. С точки зрения многих психологов наиболее сильными инструментами воз-действия на все уровни психики человека являются цвет, образ и слово. Их синтез воздействует также на эмоции и интеллект человека, запуская важные процессы на физиологическом, психоэмоциональном и когнитивном уровнях. Для своего исследования мы выбрали возрастную группу от 18 до 55 лет как период наивысшей трудовой активности человека, именно в этот период происходит окончательное становление личности. В этот период, исходя из понимания своих внутренних цветовыборов, находя свои личные аффирмации позитива, человек способен самореализовываться и достигать поставленных целей. Он лучше справляется со стрессом, способен узнавать свои сильные и слабые стороны, готов помогать себе сам. Наше исследование посвящено разработке и изучению перцептивного соединения цвето–ассоциативных (работа с цветом) и когнитивных (работа со словом) процессов, а также созданию аффирмаций позитива с возможностью дальнейшей самопсихокоррекции личности. Особый акцент сделан на разработке и апробации пилотного варианта авторской цвето-ассоциативной, арт-терапевтической методики «10 шагов». В исследовании приняло участие 86 человек, из них 62 женщины и 24 мужчины. Объектом исследования выступила связь цвета, образа, слова с особенностями личности. Предметом исследования – цвето-ассоциативная диагностика как средство выявления этой связи. Целью исследования стало определение связи цвета, образа, слова с особенностями личности в период наивысшей трудовой активности. В основу исследования положена следующая гипотеза: цвето-ассоциативная диагностика (методика «10 шагов») позволяет выявить связь цвета, образа, слова с особенностями личности в период трудовой активности; психоэмоциональное и когнитивное со-стояние личности определяют выбор цвета, ассоциаций и образов. На основе изучения полученной выборки мы составили: личностный (на основании методики Кеттелла), цвето-эмоциональный (на основании методики Люшера), социально-психологический и цвето-ассоциатиный (на основании методики «10 шагов») портреты людей в период наивысшей тру-довой активности. Авторские разработки в данной области позволяют создавать методику определяющую состояние человека через анализ выбранных им картин и их восприятие через цвет, образ и слово. Цвето-ассоциации – цвет, метод сознательного самовнушения – слово, работа с нашим воображением – образ, то есть, триединство взаимодействия цвета, образа и слова создают предпосылки к саморазвитию и самогармонизации личности в период трудовой активности. Теоретико-методологическую основу исследования составили исследования таких отечественных и зарубежных ученых, как Д. Боулби, Д. Винникота, М. Кляйн, Г. Салливана, А. Фрейда, бихевиористов Дж. Уотсона и Б. Скин-нера (основоположника социального направления), А. Бандуры и Дж. Роттера. В своем исследовании мы опирались на теорию А.Ф. Лазурского об экзо и эндопсихике, теорию отношений В.Н. Мясищева, теорию установки Д.Н. Узнадзе, диспозиционную теорию личности В.Я. Ядова, структуру личности К.К. Платонова, теорию индивидуальности Б.Г. Ананьева, труды П.К. Анохина, А.Н. Леонтьева, a также на труды Л.С Выготского, В.А Аве-рина, А.И. Иванчикова, Т.А. Непомнящей, Л.И. Божовича (понятие лично-сти), С.Л. Рубинштейна (сущность личности), Дж. Келли (когнитивная теории личности), К. Роджерса, А. Маслоу (самоатуализация рост и развитие личности). Кэттелла Р. («Теория черт личности»), работы Лющера М. (исследования психоэмоциональных состояний личности). Для составления авторского теста «10 шагов», в его теоретической части, мы опирались на исследования П.В. Яньшина (эмоции в цвете), опросник Д. Кейрси, (созданный на основе работ К.Г. Юнга, И.Д Майерса и Р. Бриггса), метод сознательного самовнушения Э. Куэ и Ш. Бодуэна, а также труды Н.В Серова (внутренние цвета интеллекта) и Г.Э. Бреслава (цвето медитация; механизмы и техники коррекции). После изучения теоретического материала была разработана компьютерная методика «10 шагов», апробированная на участниках эксперимента. Далее было проведено сравнение полученных результатов с результатами валидных методик Люшера и Кетелла. Полученные результаты представлены во второй главе нашего исследования. На третьем этапе систематизировались и обобщались результаты проведенной экспериментальной работы, оценивалась степень эффективности, разрабатываемой цвето-ассоциатив-ной программы. На основе экспериментального исследования начато изучение эффективности авторской цвето-ассоциативной тестовой программы «10 шагов». Методика «10 шагов» представляет синтез, благодаря которому можно описать, как личностные характеристики, так и психоэмоциональное восприятие личности в период трудовой активности. Мы предполагаем, что отвечая на вопросы авторского цвето-ассоциативного теста «10 шагов» и изучая ассоциативные (авторские) картины испытуемый: 1) Ориентируется на свои ассоциативные и цветовые предпочтения (работа с цветом) входит в резонанс со своей биологической при-родной и психоэмоциональной составляющей; 2) Применяет метод сознательного самовнушения (работа со словом) позитива, вызывая к жизни свои внутренние ресурсы человек, создаёт твердую опору, переводит бессознательные реакции в аффирмации позитива тем самым способствуя гармонизации своего внутреннего физического, эмоционального и психического здоровья и это даёт ему возможность активно проявляться во внешнем мире; 3) Создаёт внутри себя образы, помогающие связать воедино цвет и слово, то есть работает с воображением. Триединство Цвет, Образ, Слово – составляет основу данного теста: 1. Образ – выбор картин – это ассоциативный выбор испытуемого 2. Цвет – психоэмоциональное состояние испытуемого (в нашем исследовании мы рассматриваем три группы цветов): группа № 1 – осознанное ресурсно-психологическое состояние (основные цвета по Люшеру); группа № 2 – цветовой психотип: экстраверт, интроверт, амбиверт (новые цвета); группа № 3 – подсознательное ассоциативно-ресурсное состояние (ассоциативные цвета); 3. Слово – метод сознательного самовнушения испытуемого. Тест позволяет: 1. Проследить динамику изменения цветовых программ при изменении уровня цвето-выбора (исходя из четырёх уровней); 2. Научиться определять актуальные потребности (что хочет личность?); 3. Определить ведущие мотивы (что может личность?); 4. Отыскать имеющиеся резервы (скрытая сила личности?); 5. Исследовать задачи и проблемы личности (то с чем следует работать), как скрытые, так и проявленные в настоящий момент времени; 6. Создавать свои личные аффирмации позитива, (что помогает выходить из стресса и находить ресурсные состояния). Авторская цвето-ассоциативная методик помимо цвето-выбора включает в себя еще выбор четырех картин. Выбор дополняется составлением аффирмаций. Таким образом осуществляется триединство цвета, образа и слова. Согласно данным методики для каждого личностного портреты были определены желаемое, то что личность может себе позволить, ресурсы и проблемы. Таким образом мы объединили психологическое состояние при выборе цвета и в то же время подсознательные импульсы связали с когнитивной оценкой. Выбор из четырёх картин испытуемыми определяется по четырём уровням. Уровни отражают: I уровень – (1 место) актуальные потребности «Я хочу» (внешние проявления). Создавать свои личные аффирмации позитива, (что помогает выходить из стресса и находить ресурсные состояния); II уровень – (2 место) ведущие мотивы «Реальные возможности», «Эмоции», «Я могу» (внутренние проявления «Язык тела»); III уровень – (3 место) «Резерв» – (скрытая сила); IV уровень – (4 место) «Существующая проблема» (задача с чем стоит работать). По уровням создаются личные аффирмации позитива,(что помогает выходить из стресса и находить ресурсные состояния); Цветовой набор теста состоит из трѐх групп цветов. Первая группа: ориентируемся на восемь цветов по Люшеру: четыре основных (синий, зеленый, красный, жёлтый) и четыре дополнительных (серый, чёрный, коричневый) цвета. Вторая группа: вводим новые цвета соотнося их с такими понятиями, как: экстровертность и интровертность и амбивертность. Амбивертность (белый), экстровертность (золотой), интровертность (серебряный) цвета. Третья группа: ассоциативные цвета (по ощущению самого тестируемого), данный выбор может совпадать, а может не совпадать с цветами групп № 1 и № 2. В процессе нашего исследования мы пришли к выводу о том, что особенности личности в период трудовой активности связаны с формированием определённой структуры, которая отражается на общем личностном профиле человека. По данным исследования был составлен общий личностный профиль, а также мужской и женский портрет личности. Выявлено, что личностные особенности мужчины и женщины отличаются по таким показателям, как: эмоциональность, развитие воображения, терпимость к социальным трудностям. Сходства заключаются в уровне интеллекта и переживания агрессивности. По нашим данным в период в период наивысшей трудовой активности личность во всех отношениях является развитой и зрелой. Выбор цвета осуществлялся согласно «закону четырех психологических уровней»: желаемое, телесное состояние как возможности, резервы и проблемы. Эмоциональное состояние является отражением окружающей действительности. Активно взаимодействуя со средой через трудовую деятельность человек пребывает либо в состоянии успеха, либо в ситуации неудачи или неудовлетворения актуальных потребностей. Эмоции, которые связаны с чувством удовлетворения, сил и успеха, так называемые положительные эмоции, будут относится к первой группе. Те, которые связаны с чувством подавленности, неудачи и слабости – отрицательные чувства – будут относиться ко второму случаю. Для того, чтобы удовлетворить собственные потребности человеку необходимо развивать аналитическое мышление, при-обретать научное знание окружающего мира. Кроме того, находясь в трудовом процессе большую часть времени личность оказывается включенную в систему отношений, при этом решает рад задач. Во-первых – включенность предполагает взаимодействие с окружающими, подстройку под имеющиеся в системе законы и правила, а с другой стороны – так или иначе субъект воз-действует на среду, преобразовывая ее с учетом собственных потребностей. Взаимодействие со средой осуществляется благодаря процессу коммуникации. Наличие внутренних ресурсов имеет для личности важно значение для процесса развития, продвижения и карьерного роста, обучения и усовершенствования имеющихся трудовых навыков и знаний. Таким образом, степень удовлетворенности, включенности в социальную систему, мотивационная направленность в процессе трудовой деятельности, успешность или трудности в коммуникации, эмоциональное состояние так или иначе должны были найти свое отражение в результатах психодиагностического исследования. Опросник Кеттелла является вербальным способом исследования и подразумевает активность самого субъекта и интеллектуальную оценку собственного состояния, потребностей и направленности. В то время как методика Люшера является невербальной и позволяет рассмотреть эмоциональное состояние исследуемых исключает при этом их субъективную оценку переживаний. Через методику «10 шагов» мы постарались объединить логическое сознательное от реагирование исследуемых посредством слова, и в то же время бессознательный выбор цвета и изображения. Выявлена направленность личности на отношения с социумом. Благодаря достаточно высокому уровню аналитического мышления и развитой волевой сфере, в период трудоспособного возраста человек способен найти баланс между проявлением собственного «Я», отстоять свои интересы и мнение, сохранить независимость. И в то же время, обладает достаточно высокой чувствительностью, эмпатией, самокритичностью, что позволяет в ситуациях столкновения мотивов и интересов находить конструктивное решение, предотвращать конфликтные процессы и соотносить собственные потребности с требованием ближайшего социума. В стрессовой ситуации личность всегда обращена к внутренним ресурсам. Таковыми у данной категории людей являются самокритичность, высокой требовательности к себе и к окружению, высокий контроль. Исходя из наличия повышенной эмоциональной чувствительности и неустойчивой самооценки можно сделать вывод, что в момент нарастания стрессовой ситуации по длительности и силе воздействия, ресурсы постепенно истощаются, что приводит к нарастанию усталости, утомляемости и снижению контроля за собственным внутренним состоянием. Скрытая проблема проявляется в виде некоторой ригидность мышления, затруднения в решении абстрактных задач, повышается напряжение и уровень возбудимости. В поведении предположительно, согласно данным исследования и результатам корреляции скрытая проблематика проявит себя во внешнем плане через стремление нарушить социальные установки, нечувствительность к деталям и опасности. В данной работе мы смогли выделить основные личностные характеристики в период трудовой активности. А также, благодаря исследованию по авторской методике «10 шагов» появилась возможность определить резервы личности, те качества, которые помогают выстоять в ситуации стресса, и, следовательно, спрогнозировать предположительное поведение в случае их истощения, определить качества, через которые скрытая проблема находить свой выход при неблагоприятных условиях взаимодействия с социумом. Таким образом, мы можем констатировать, что в ходе работы гипотеза была подтверждена. А именно – авторская методика «10 шагов» позволяет выявить связь цвета, образа, слова с особенностями личности в период тру-довой активности. Подтверждение находит свое основание благодаря нали-чию корреляции с результатами исследования по методикам Кеттелла и Люшера. Список литературы: 1. Базыма Б.А. Психология цвета: Теория и практика. – М.: Речь, 2005. 2. Бреслав Г.Е. Цветопсихология и цветолечение. – СПб., 2000. – 214 с. 3. Деребире М. Цвет в деятельности человека / М. Дерибере. – М., 2006. – С. 76-77. 4. Непомнящая Н.И. Целостность или диссоциация личности и рефлек-сивные уровни самосознания / Н.И. Непомнящая// Мир психологии. – 2003. – № 2. – С. 145-155. 5. Серов Н.В «Самоцветовая терапия». Смысл и значение цвета. – СПб., 2001. 6. Собчик Л.Н. МЦВ – метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство. – СПб.: Изд-во «Речь», 2001. – 112 с. 7. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. – Самара: СамГПУ, 1996. – 218 авторы Мысин О.И (Доцент кафедры Психологии развития личности, кандидат психологических наук, доцент. Московский государственный областной университет, г. Москва); Бойкова О.А. (психолог, художник , арт-терапевт, г. Москва). Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|