Теоретические подходы к рассмотрению мотивационной активности личности

Существуют различные подходы к исследованию и определению мотивации. Отечественные и зарубежные психологии выделяют два направления, которые отличаются в зависимости от мировоззрения ученых и их методологической базы. В одном направлении мотивация рассматривается с биологизаторской позиции и определяется как биологическая характеристика человека, которая отражает его инстинкты.
Здесь мотивация – это спонтанное и детерминированное поведение. Социальная среда, согласно данному подходу, не оказывает на нее влияния. Данное направление исследования характерно для западных исследователей, тогда как российские исследователи определяют мотивацию несколько иначе, руководствуясь, в первую очередь, социальным подходом. Они отрицают полную детерминированность мотивации биологическими характеристиками человека и говорят о ее общественной и исторической природе. Отечественные учёные, изучая вопрос мотивации, не отрицают, однако, принципов детерминизма, но также обращают внимание на взаимосвязь социального и биологического человека. Например, Е. В. Шорохова пишет, что ведущую роль в психике человека играет именно социальная среда.

Именно изучение степени соотношения биологического и социального – это одна из самых важных задач современной психологии. Например, Н. П. Дубинин отрицает фатальную детерминированность человеческой психики, критически отзываясь об идее внутренней детерминированности поведения. Он отмечает, что в случае полной детерминированности поведения человека невозможно было бы свободное развитие личности.
В ходе данного исследования были рассмотрены различные определения мотивации. Часть исследователей, например, С. Л. Рубинштейн, рассматривают ее в контексте побуждающих поведение человека явлений. Другие исследователи, например, В. Н. Мясищев, определяют мотивацию как важнейшую составляющую самореализации личности, характеризующейся ее стремлениями и тем, что для нее значимо.
Другие ученые признают детерминированность мотивации человеческого поведения в целом, но указывают при этом на различные виды побуждений, которые также определяют мотивацию. К числу этих побуждений относят цели, ценности, психологические установки, стремления, влечения и мотивы человека.

Мотивация — это совокупность мотивов. Такое определение дает мотивации Л. М. Фридман и К. Н. Волков, причём они в систему мотивов включает только самые сильные и устойчивое.
В понятие мотивации входит несколько составляющих:
потребности и инстинкты, которые являются источниками активности человека,
мотивы, которые детерминируют поведение человека,
эмоции, которые являются регуляторами поведения человека.
Остановимся подробнее на определении мотива. Мотив — это понятие более узкое, нежели мотивация.
Как и в ситуации с мотивацией, ученые пока не пришли к единому определению понятия мотива. Большинство ученых определяют мотив как побуждение к некому действию, которое имеет своей целью удовлетворение человеком своей потребности. Также ученые отмечают, что мотив есть некое множество условий, побуждающее в совокупности активность человека.
Мотивы — это как осознаваемые человеком причины, так и внутренние механизмы, которые побуждают его к активной деятельности, которая приведет к достижению цели. Также мотив может быть охарактеризован как определенная потребность человека или как конкретный объект, который является удовлетворением потребности. ссылка Леонтьев
Многие иностранные психологи называют мотивами инстинкты, влечения, а также аффективные реакции, инстинкт самосохранения, внутренние и внешние раздражители и другое.
В.И. Ковалев выделяет как осознанные, так и не осознанные мотивы, причём они могут переходить из одной категории в другую. Осознанные мотивы играют наиболее важную роль в мотивации, сюда входят убеждения, цели и ценности, намерения, мечты, идеалы, интересы. Неосознанные побуждение также влияют на мотивацию и мотивы человека, сюда входят установки и влечение.
Мотивация к достижению считается устойчивой характеристикой личности, здесь выделяются две мотивационные тенденции: это стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудач. Зависимости от того, какая мотивация является более сильной, человек будет либо склонен к риску (если сильна мотивация достижения) и надеяться на успех и удачу, либо он будет избегать неудачи, довольствоваться меньшим результатом (это бывает связано с тем, что деятельность не соответствует возможностям человека).

Итак, большинство ученых склонно разделять мотивацию на два уровня, первый уровень является врождённым и зависит от биологической структуры организма, второй уровень является приобретенным и формируется в течение жизни человека.
Д. Мерфи рассматривает мотивацию также как систему мотивов и, на его взгляд, она зависит от социальных факторов, например, стремления поддержания престижа, потребности в одобрении, верности группе, боязни ухудшения отношений с группой, причём три наиболее мощных мотива подчиняют себе другие. По мнению Д. Мерфи, это стремление к материальному, стремление к власти и стремление к престижу.
Большинство психологов, например, В. Г. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. Маслоу, считают, что мотив — это центральный и системообразующий фактор деятельности человека.

Г. А. Суворова обобщает результаты исследований и выделяет следующие понятия из области мотивации:
1. Мотив как материальный идеальный предмет, побуждающий и направляющий деятельность человека; источник побудительной силы мотива — это потребность;
2. Мотивы деятельности — это побуждающие к деятельности внутренние причины;
3. Мотивация деятельности — это совокупность причин, которые побуждают и направляют деятельность. Сюда входят установки, идеалы, мировоззрение, направленность личности, потребности и цели.
Можно говорить о том, что личность проявляет себя посредством мотивов; эти мотивы внутренние детерминируют деятельность, являются её побудительным компонентом; задача человека при этом — активно и осознанно управлять своей деятельностью. Проблема мотивации и мотивов личности является ключевой для психологии и её изучение позволяет повышать эффективность психологии в практической деятельности.

Теоретические подходы к рассмотрению мотивационной активности личности



Просмотров: 471
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Социальная мотивация человека и социальное поведение животных. Можно ставить знак равенства.
  • Карма человека. Что это? Как от неё защитится?
  • Что блокирует воздействие феромонов на человека и как это влияет на отношения
  • Ты это я, но я это не ты: как выйти из тени другого человека
  • Психологические границы человека, что это такое?
  • Совместная деятельность детей и взрослых это залог воспитания достойного человека
  • Эффективные способы мотивации человека
  • Фундамент нашего мира – это не что иное, как отражение знаний о нём каждого конкретного человека
  • Инстинкты и потребности человека. Часть 1.
  • Можно ли перевоспитать человека и как это сделать?
  • Два человека, которые не имеют ничего общего: могут ли они быть вместе?
  • Что является самым важным для любого человека?
  • Увидеть за болезнью человека или как человека не превратить в ярлык.
  • Подросток-это результат моего труда! Как вырастить умного человека.
  • Умный и богатый — это два разных человека. Согласны?
  • Как досконально узнать человека, кем является на самом деле?
  • ТИПЫ ГРАНИЦ. [ФИЗИЧЕСКИЕ].П1 «Всё, что отделяет одного человека от другого – это всего лишь кожа...»
  • Взгляд на человека глазами психотерапевта. Биопсихосоциальная модель человека в психотерапии.
  • Психотерапия – это забота человека о себе
  • Душа человека это...
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • Теоретические подходы к пониманию мотивации учащихся к учебной деятельности
  • 7 проблем человека, которые зачастую ведут его к психологу
  • Гиперактивность – это эволюция адаптации человека!
  • Счастьесознание – это сознание Человека счастья
  • Как зависит счастье человека от его склада ума?
  • Делать покупки — это основное предназначение человека
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь