На вопрос: «Что такое счастье?» каждый человек, безусловно, ответит по - своему. Для одних счастье - любимый человек, для других - любимое дело, любимая работа, для третьих - спокойствие, для четвертых - возможность творчества, для пятых - дети.
Некоторые люди затрудняются ответить на этот вопрос, предполагая, что уж когда это счастье наступит, вот тут то они его и опознают.
Что остается делать, когда счастья все нет и нет? Печально и терпеливо ожидать? Принять свою ситуацию как кару небесную и расплату за свои грехи (или грехи предков)? Злиться и завидовать окружающим, которые удовлетворены своей жизнью?
А может быть, можно предпринять активные действия в определении и достижении того, чего не хватает в жизни?
Что такое ПОТРЕБНОСТИ?
Это ощущение или признание факта отсутствия чего-либо, необходимого человеку:
предмета,
условий,
отношений и т. д.
Список потребностей современного человека столь многообразен, что вряд ли кто-то сможет представить его в полном объеме.
На мой взгляд, одна из наиболее удачных попыток - классификация потребностей Абрахама Маслоу - Пирамида Маслоу. Он разбил все потребности на группы и определил их иерархию следующим образом:
Потребность
в самореализации
________________
Личностные потребности
________________________
Социальные потребности
_______________________________
Потребность в безопасности
________________________________________
Физиологические потребности
_________________________________________________
1 уровень - физиологические потребности. Это низший, но самый значимый для человека уровень потребностей (пища, вода, отдых). Если эти потребности актуализированы (т.е возникли), но не удовлетворяются, то и все остальные потребности не имеют значения, поскольку нарушается регуляция работы организма человека.
2 уровень - потребность в безопасности. Сюда входят потребности в защите от лишений, физических угроз и психологических опасностей. Если эти потребности актуализированы, но не удовлетворяются, то нарушается регуляция психики человека.
3 уровень - социальные потребности. К ним относятся потребности в общении и принадлежности к группе, в теплых взаимоотношениях с людьми, во взаимной помощи и поддержке, в любви и дружбе.
4 уровень - личностные потребности. Они носят двойственный характер и чрезвычайно сложны. Во-первых, человек нуждается в самоуважении, которое часто является следствием совершенного овладения какой-либо деятельностью. Так формируется потребность в уверенности в своих силах, возможностях, способностях, знаниях, в независимости от других людей, в успехах и достижениях в работе. Во-вторых, человек нуждается в уважении со стороны других людей, в высокой оценке ими его деятельности, в признании другими его репутации, авторитета, статуса, заслуг.
5 уровень - потребность в самореализации. Это, по выражению Маслоу, «потребность стать тем, кем данный человек способен стать». Это выражается в потребности реализовать свои собственные потенциалы, продолжать саморазвитие, заниматься творчеством.
Что происходит, когда человек не удовлетворяет свои потребности?
Очень большое количество сложностей возникает, когда человек, по тем или иным причинам не слышит свои нужды, не может их удовлетворять.
Потребности подчиняются определенным «законам динамики».
1. Откладывание или недосягаемость жизненно важных и ценных для личности потребностей вызывает апатию, депрессию, неудовлетворение жизнью в целом.
2. При удовлетворении одних потребностей у личности возникают новые потребности
3. При систематическом неудовлетворении происходит свертывание системы потребностей, угасание желаний и стремлений, растет неверие в возможность перемен.
Что мешает чувствовать и удовлетворять потребности?
1. Мифы об эгоизме.
Это когда у вас есть представление о том, что если вы будете следовать своим потребностям и желаниям, если вы будете внимательны и заботливы по отношению к себе - вы эгоист. Чаще всего такие установки возникают в раннем детском возрасте, в семьях, где есть "культ помощи другим", т.е. на первое место выходит ценность заботиться о других. Основной запрет здесь - желать для себя, это «аморально», «эгоистично», «плохо»...
2. «Не понимаю, что хочу...».
У некоторых людей, в силу воспитания, не сформировался навык обозначать для себя свои потребности и желания. Чаще всего это выражается в том, что человек ощущает какую-то нехватку, потребность, но не может определить, что именно ему нужно...
У таких людей рано или поздно может развиваться «замещающее поведение», т.е. различные способы, при помощи которых можно справляться с этим внутренним ощущением нехватки. Чаще всего в таких целях используются такие действия, как еда, покупки, азартные игры, секс, экстремальные виды спорта, употребление алкоголя и наркотиков.
Все эти виды действий как бы «маскируют» этот дискомфорт, который возникает в результате того, что человек не может опознать и удовлетворить свою потребность. Если формы поведения являются суррогатными, или заменяющими истинное удовлетворение потребности, человек рискует попасть от них в зависимость. Такие способы направлены не на удовлетворение конкретной потребности, а на снятие (маскировку) дискомфорта, причиняемого ею. Потребность не удовлетворена - соответственно состояние постоянно требует корректировки.
3. «Понимаю, что хочу, но я не могу достигнуть желаемого...»
Этот пункт, в какой-то мере похож на п.1, но у него есть важные отличия. В данном случае у человека есть хороший контакт со своими потребностями, он хорошо понимает, что ему необходимо в тот или иной момент. Проблемы возникают на этапе удовлетворения этих потребностей. По тем или иным причинам удовлетворение потребностей блокируется. Это может ощущаться как «Руки опускаются», «Все дается невыносимо сложно», «Судьба против меня»... Человек, испытывая сопротивление среды или себя самого, очень быстро сдается. Ощущая при этом сильный внутренний дискомфорт, бессилие.
При ближайшем рассмотрении такого рода поведения оказывается, что работают бессознательные внутренние установки, полученные в том же детстве. Всем известны ситуации, когда ребенок тянет руку или выпрашивает что-то для себя. Как ведут себя некоторые родители? Они без объяснений запрещают это или просто бьют ребенка по рукам, а некоторые говорят: «Если будешь просить, я отдам тебя этому дяде», «Ты больше не будешь моим ребенком...», «Ты будешь плохим..» Что еще остается ребенку в такой ситуации? Конечно, он не перестает хотеть, но он принимает свое внутреннее решение: «Чтобы сохранить любовь мамы, я буду молча хотеть и никогда ничего не буду делать, чтобы получить то, что мне нужно».
Вот с подобными установками некоторые люди приходят во взрослую жизнь. Конечно, такие установки немного переформулировываются и звучат примерно так: «Я понимаю, что мне надо, но не буду добиваться этого, иначе может случиться что-то страшное...»
4. Ориентир не на свои потребности, а на то, что «должны хотеть нормальные люди...»
В этом пункте вступают в конфликт собственные потребности человека и те потребности, которые ему называли как правильные в семье или обществе.
Например, девушка испытывает потребность защитить себя, но ей всегда говорили: «Женщина не должна повышать голос! Не должна ссорится! Должна всегда уступать». Что делать такой женщине? Внутри нее ведут борьбу две тенденции: защитить себя (например. от оскорбления) или просто стерпеть и смириться?
Или еще один пример установок: "Девушка должна создать семью до 20 25 30... лет!" И как вы считаете как будет себя чувствовать девушка не выполнившая это предписания? Один из них - это начнет искать себе мужа не по любви, а по долгу... И потребность в любви так и не будет удовлетворена, уступив место долженстованию.
Кстати, когда вы слышите в себе голос, говорящий слово «Должен (на)!» , задумайтесь хорошенько: а кому? Когда речь идет о внутренних потребностях, там этого слова нет - там есть желание.
В результате следования «идеалу потребностей», так мы его назовем, человек получает двойной дискомфорт: во-первых, не удовлетворяется настоящая потребность; во-вторых, человек не понимает, где нужно себе доверять, а где нет.
Попробуйте провести самостоятельно исследование.
1. Определитесь, к какому типу помех в удовлетворении потребностей вы более склонны. Попробуйте проанализировать источники этих помех в своей жизни (семейные ценности, убеждения, пережитой опыт и т.д.). Помня о своих особенностях в отношении потребностей, перейдите к следующему заданию.
2. Произведите ревизию своих потребностей. Распишите их, используя структуру Пирамиды Маслоу. Учтите как удовлетворенные, так и не удовлетворенные потребности. Будьте честны с собой, ведь в данном случае, определяя нереализованные желания и нужды, вы даете возможность себе изменить жизнь, самостоятельно определить направление, в котором находится ваше счастье. Нарисуйте две пирамиды: одна будет в себе содержать все потребности, которые вы удовлетворяете, и она будет предметом вашей городости и вдохновения (обратите внимание, что нужно выделять даже самые маленькие и незаметные потребности). Вторая пирамида будет содержать те потребности, которые вы пока не могли удовлетворить, и это будет ваша Пирамида Целей. Естественно, что необходимо начинать удовлетворять нужды, начания с базовых. Т.е. если у вас не реализована потребность в отдыхе, не стоит начинать с потребности в общении* .
Начиная исследовать сферу своих потребностей, вы совершаете очень важные шаги на пути к счастью.
* Для тех, кому сложно определять свои потребности, задержитесь на уровне базовых потребностей. Здесь вам будет гораздо проще определять те дефициты, которые необходимо удовлетворять. Например, пытайтесь определять и отмечать, как вы чувствуете голод, опишите его. Когда это удастся, попробуйте ответить на следующий вопрос, когда вы голодны: "А что именно я хочу сейчас покушать?" Так же вы можете экспериментировать с потребностью в отдыхе, тепле и комфорте и т.д. Только после того, как вы четко освоите базовый уровень, поняв саму идею потребностей, двигайтесь выше по пирамиде.