Как я уже писала в эпиграфе цикла (см. здесь), одним из того, что дано человеку в этой жизни, является он сам - человек.
С одной стороны, человек - тот, кто испытывает желания. И в этом процессе он мечтает, любит, страдает и испытывает все многообразие чувств. С другой стороны,он тот, кто обеспечивает себе выполнение этих желаний. Если мы возьмем, к примеру, камень и предположим, что камню плохо от засухи и ему хочется воды, то он - тот, кто хочет. Мы можем полить его водой, дав желаемое, и в этом случае он станет для нас об'ектом , желание которого мы исполняем - тот, кому мы даем желаемое.
Природа всех организмов (живой и неживой природы) так устроена, что каждый из них может обеспечить себя необходимым - под каждое желание природа наградила носителя желания инструментами для получения этого желания.
У дерева, которое нуждается в питательных веществах, есть листья для приема солнечного света и корни для того, чтобы оно могло брать вместе с водой все остальные вещества. Любое животное, чувствующее голод, имеет нужный набор инструментов (например, глаза и лапы), умеет с помощью них добывать себе пищу и насыщаться ею.
Так и у человека есть его инструменты:
1. Тело, состоящее из различных органов, систем и соответствующих ощущений - из вне (слух, зрение, обоняние и т.д.) и изнутри (голод и т.д.). А также из моторно-двигательного аппарата - руки, ноги и другие части тела, которые мы используем, чтобы получить то, что хочется. Кстати, сюда хочу отнести и речевой аппарат - то, с помощью чего мы можем просить, предлагать и, вообще, получать много чего от людей и давать им. 2. Головного мозга, который, естественно, является частью тела, но выделяю отдельно, так как именно благодаря ему у нас есть разум и вместе с ним способность осознавать себя и мир вокруг, делать выбор и так далее. 3. Чувств. Выделяю их отдельно, так как часто слышу разные точки зрения от клиентов - кто-то считает, что чувства в голове, кто-то - что в теле. Я придерживаюсь отношения к ним как к связующему звену между телом, желаниями и разумом.
Причем, у человека, как существа высокоразвитого, существуют не только физиологические, но и психологические потребности. Так сложилось исторически, что с физиологическими потребностями человека неплохо учат справляться - взрослый человек понимает, что он хочет в туалет или проголодался, умеет разобраться в обстановке, чтобы понять, где и что находится для удовлетворения конкретной потребности, может немного потерпеть, если в данный момент в окружающей среде нет необходимого (например, если едет в рейсовом автобусе в другой город и хочет в туалет) и умеет организовать удовлетворение потребностей - находит и готовит еду, умеет жевать и т.д.
Хуже и сложнее обстоит дело с психологическими потребностями. Научить ребенка пользоваться своими инструментами для того, чтобы он умел хорошо ориентироваться в своих психологических потребностях, мог ориентироваться в среде, чтобы их удовлетворять - можно. Но, к сожалению, далеко не у всех родителей есть такие умения. Ребенок пытается это делать самостоятельно, но, подчас, запутывается в своих инструментах или теряется из-за того, что не может найти в среде, которая его окружает, искомых ингредиентов для удовлетворения потребности.
Причем, в человеке вместе с инстинктом выживания заложена так называемая "интенциональность". Это значит, что человек все время куда-то зачем-то стремится.Причем, даже если удовлетворить, кажется, все его потребности, обеспечить всем необходимым до конца жизни, он все равно начнет испытывать через какое-то время неудовлетворенность, чувство, которое будет заставлять его двигаться к удовлетворению каких-то новых желаний, к новому балансу, который может сохраниться лишь на время - а потом - опять новые желания и устремления.
Таким образом, ориентировка в своих психологических потребностях и удовлетворение их:
1. Неизбежно, обязательно, 2. Затруднено тем, что многие люди не очень хорошо умеют использовать свои инструменты для этого, так как не научились.
Также еще один важный фактор осложняет человеку процесс использования своих внутренних и внешних инструментов для удовлетворения психологических потребностей - это прошлый опыт. В нем зачастую много боли, запретов, душевного одиночества. И есть сильное бессознательное (а иногда и сознательное) желание избежать повторения болезненных чувств. Опыт, в котором одни важные психологические потребности вступали в противоборство с другими, и побеждали наиболее важные в тот момент. Либо одна и та же потребность искала одновременно разные способы удовлетворения, и нашла наиболее терпимый, не желая в дальнейшем, во взрослой жизни, пробовать другие, хотя терпимый способ проявил свои недостатки.
Например, ребенок слышит, как ругаются его родители. Он испуган. И в этот момент, скорее всего, с одной стороны, он хочет, чтобы мама и папа перестали ругаться, а с другой стороны, он боится их таких и не решается подойти и попросить их об этом. В обоих случаях - это потребность в безопасности. Но ребенок, решая, что затаиться и замереть будет безопаснее, проводит так долгие годы. Во взрослой жизни он будет так же, замирая, реагировать на злящихся людей. И хоть это ему мешает удовлетворять новые, важные потребности, ему трудно будет изменить свою реакцию и способ поведения без помощи психотерапии.
Итак, удовлетворение психологических потребностей - это непростая, но неизбежная и важная штука.
И я вижу свою роль, роль психолога, психотерапевта в том, чтобы помогать людям налаживать этот процесс.
Для этого:
- я, как и многие психологи, пишу статьи, чтобы человек, прочитав их, мог чуть лучше сориентироваться в том, как и что происходит с ним, в его психологической жизни. Причем, эти статьи могут помочь как в том, чтобы разобраться, что происходит с ним, чего он хочет, так и со средой - с близкими людьми, с миром в целом, и принять важные для себя решения. - консультирую и провожу длительную психотерапию, чтобы человек мог научиться психологической саморегуляции - хорошо ориентироваться в своих психологических (и иногда физиологических) потребностях и удовлетворять их с помощью своих инструментов. Если в процессе мы с клиентом встречаемся с каким-то опытом из прошлого (боль, запрет и т.д), который мешает сейчас, мы используем методы, которые уменьшают это влияние на сегодняшнюю и будущую жизнь клиента. Иногда приходится отказаться от какого-то желания и научиться отгоревать. Но это уже другая статья :-)
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.