Цикл "Как жить?" Статья 2: Кто я? или Психологические потребности человека

 

Как я уже писала в эпиграфе цикла (см. здесь), одним из того, что дано человеку в этой жизни, является он сам - человек.
 
С одной стороны, человек - тот, кто испытывает желания. И в этом процессе  он мечтает, любит, страдает и испытывает все многообразие чувств. С другой стороны, он тот, кто обеспечивает себе выполнение этих желаний.
Если мы возьмем, к примеру, камень и предположим, что камню плохо от засухи и ему хочется воды, то он - тот, кто хочет. Мы можем полить его водой, дав желаемое, и в этом случае он станет для нас об'ектом , желание которого мы исполняем - тот, кому мы даем желаемое.

Природа всех организмов (живой и неживой природы) так устроена, что каждый из них может обеспечить себя необходимым - под каждое желание природа наградила носителя желания инструментами для получения этого желания.

У дерева, которое нуждается в питательных веществах, есть листья для приема солнечного света и корни для того, чтобы оно могло брать вместе с водой все остальные вещества. Любое животное, чувствующее голод, имеет нужный набор инструментов (например, глаза и лапы), умеет с помощью них добывать себе пищу и насыщаться ею.
 
Цикл Как жить Статья 2 Кто я или Психологические потребности человека

 

Так и у человека есть его инструменты:

 
1.  Тело, состоящее из различных органов, систем и соответствующих ощущений - из вне (слух, зрение, обоняние и т.д.) и изнутри (голод и т.д.). А также из моторно-двигательного аппарата - руки, ноги и другие части тела, которые мы используем, чтобы получить то, что хочется. Кстати, сюда хочу отнести и речевой аппарат - то, с помощью чего мы можем просить, предлагать и, вообще, получать много чего от людей и давать им.
2. Головного мозга, который, естественно, является частью тела, но выделяю отдельно, так как именно благодаря ему у нас есть разум и вместе с ним способность осознавать себя и мир вокруг, делать выбор и так далее.
3. Чувств. Выделяю их отдельно, так как часто слышу разные точки зрения от клиентов - кто-то считает, что чувства в голове, кто-то - что в теле. Я придерживаюсь отношения к ним как к связующему звену между телом, желаниями и разумом.
 

 
 
Причем, у человека, как существа высокоразвитого, существуют не только физиологические, но и психологические потребности.
Так сложилось исторически, что с физиологическими потребностями человека неплохо учат справляться - взрослый человек понимает, что он хочет в туалет или проголодался, умеет разобраться в обстановке, чтобы понять, где и что находится для удовлетворения конкретной потребности, может немного потерпеть, если в данный момент в окружающей среде нет необходимого (например, если едет в рейсовом автобусе в другой город и хочет в туалет) и умеет организовать удовлетворение потребностей - находит и готовит еду, умеет жевать и т.д.
 
Хуже и сложнее обстоит дело с психологическими потребностями. Научить ребенка пользоваться своими инструментами для того, чтобы он умел хорошо ориентироваться в своих психологических потребностях, мог ориентироваться в среде, чтобы их удовлетворять - можно. Но, к сожалению, далеко не у всех родителей есть такие умения. Ребенок пытается это делать самостоятельно, но, подчас, запутывается в своих инструментах или теряется из-за того, что не может найти в среде, которая его окружает, искомых ингредиентов для удовлетворения потребности.
 
Причем, в человеке вместе с инстинктом выживания заложена так называемая "интенциональность". Это значит, что человек все время куда-то зачем-то стремится.Причем, даже если удовлетворить, кажется, все его потребности, обеспечить всем необходимым до конца жизни, он все равно начнет испытывать через какое-то время неудовлетворенность, чувство, которое будет заставлять его двигаться к удовлетворению каких-то новых желаний, к новому балансу, который может сохраниться лишь на время - а потом - опять новые желания и устремления.
 
Таким образом, ориентировка в своих психологических потребностях и удовлетворение их:
 
1. Неизбежно, обязательно,
2. Затруднено тем, что многие люди не очень хорошо умеют использовать свои инструменты для этого, так как не научились.
 
Также еще один важный фактор осложняет человеку процесс использования своих внутренних и внешних инструментов для удовлетворения психологических потребностей - это прошлый опыт. В нем зачастую много боли, запретов, душевного одиночества.  И есть сильное бессознательное (а иногда и сознательное) желание избежать повторения болезненных чувств. Опыт, в котором одни важные психологические потребности вступали в противоборство с другими, и побеждали наиболее важные в тот момент.  Либо одна и та же потребность искала одновременно разные способы удовлетворения, и нашла наиболее терпимый, не желая в дальнейшем, во взрослой жизни, пробовать другие, хотя терпимый способ проявил свои недостатки.
 
Например, ребенок слышит, как ругаются его родители. Он испуган. И в этот момент, скорее всего, с одной стороны, он хочет, чтобы мама и папа перестали ругаться, а с другой стороны, он боится их таких и не решается подойти и попросить их об этом. В обоих случаях - это потребность в безопасности. Но ребенок, решая, что затаиться и замереть будет безопаснее, проводит так долгие годы. Во взрослой жизни он будет так же, замирая, реагировать на злящихся людей. И хоть это ему мешает удовлетворять новые, важные потребности, ему трудно будет изменить свою реакцию и способ поведения без помощи психотерапии.
 

Итак, удовлетворение психологических потребностей - это непростая, но неизбежная и важная штука.

 

И я вижу свою роль, роль психолога, психотерапевта в том, чтобы помогать людям налаживать этот процесс.

 
Для этого:
 
- я, как и многие психологи, пишу статьи, чтобы человек, прочитав их, мог чуть лучше сориентироваться в том, как и что происходит с ним, в его психологической жизни. Причем, эти статьи могут помочь как в том, чтобы разобраться, что происходит с ним, чего он хочет, так и со средой - с близкими людьми, с миром в целом, и принять важные для себя решения.
- консультирую и провожу длительную психотерапию, чтобы человек мог научиться психологической саморегуляции - хорошо ориентироваться в своих психологических (и иногда физиологических) потребностях и удовлетворять их с помощью своих инструментов. Если в процессе мы с клиентом встречаемся с каким-то опытом из прошлого (боль, запрет и т.д), который мешает сейчас, мы используем методы, которые уменьшают это влияние на сегодняшнюю и будущую жизнь клиента. Иногда приходится отказаться от какого-то желания и научиться отгоревать. Но это уже другая статья :-)

 

 



Просмотров: 778
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Чтобы научиться жить в этом мире, нужно всего лишь позволить себе иногда злиться
  • «Я ем не для того, чтобы есть, я ем для того, чтобы выжить».
  • Как сделать, чтобы нужный человек появился в жизни?
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Что сделать для того, чтобы даже самые смелые желания казались исполнимыми
  • Чтобы мужчина ценил, женщине важно не забывать о своих интересах и потребностях
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Психоанализ предназначен для тех, кто этого хочет, нуждается в этом и может его принять
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • "Мудрый человек всегда найдет способ, чтобы не начать войну"... О конфликтогенах
  • "Боль хочет, чтобы ее чувствовали". Техника безопасности в моменты горевания.
  • «Готова ли я к тому, чтобы жить одной и одной растить своих детей?»
  • Что делать, если мужчина все никак не может разобраться в своих чувствах к вам
  • Вопросы, для того, чтобы лучше узнать любимого человека
  • Человек, который умеет и любит жить
  • Про мотивацию. Как понять свои истинные желания, чтобы найти свое призвание?
  • Грани жизни. Влюбиться для того, чтобы жить.
  • Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был счастлив, богат, успешен.
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • Зона психологических открытий. Как сделать так, чтобы было то, чего хочу, и мечта сбылась
  • Не смотрите на себя через призму мужчин. Десять ошибок женщин - для того, чтобы испортить себе жизнь
  • Желание! Желания есть – их не может не быть!
  • Мужчинам не нужно уметь читать мысли, чтобы понять чего хочет их женщина
  • Нужно ли ломать себя, чтобы получить новый опыт для изменений в жизни?
  • Что будет, если не развить у ребёнка эстетические потребности?
  • 3 вопроса, чтобы понять, а действительно ли вы любите этого человека
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Счастливый брак! Чего не должен делать муж, но может, если хочет сам…
  • Как рассказать о своих планах, чтобы не "сглазили"?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь