Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.

Процесс развития и формирования личности неразрывно связан с условиями социальной среды, в которой личность рождается. Существующие ныне теории описывают внутриличностные и социальные процессы характерные для времени, в котором они были созданы на основе практических наблюдений, богатого терапевтического опыта авторов и имеющихся научных постулатов.

Все течет, все меняется. Конечно, есть процессы, ход которых неподвластен внешним изменениям. Ранние механизмы формирования психики, основанные большей частью на развитии сенсорных систем и психических функций, останутся неизменны, но и здесь социальная среда может вносить свои значимые коррективы, которые, к сожалению, играют роль далеко не всегда прогрессивную. Как цветы не могут распускаться быстрее, чем им положено, так и человеческий мозг не может обогнать естественные темпы развития, а если немного может, то еще неизвестно к какому общему результату это приведет.

Лирическое отступление… Не могу обойти эту тему стороной.

До 8 лет идет очень активное формирование коры головного мозга, хотя дальнейший процесс развития не менее важен и продолжается, вероятно, на протяжении всей жизни. Здесь сложно утверждать, потому как нейропсихология зрелого и пожилого возраста изучена недостаточно, но последние исследования говорят о том, что пик возможностей психических функций человека приходится на возраст от 30 до 40 лет. Мозг ребенка развивается «сверху вниз, от задних отделов к передним, и справа налево», то есть сначала развиваются сенсорные системы, связи кожного, зрительного, слухового анализатора и т.д., затем моторные функции, с их последующим сознательным контролем. Возраст до 6-7 лет - это период активного развития правого полушария и соответствующих им психических функций, главной из которых является эмоциональный интеллект, как залог способности жить и реализовываться в человеческом обществе, это время творчества, игры, общения. 7-8 лет – это время, когда главной внутренней задачей мозга становится развитие левого полушария, его функций, логики и воли, через счет, письмо, структурированную учебную деятельность. Пытаться обмануть или обогнать время бессмысленно и бесполезно. Начиная развивать левополушарные функции раньше времени, уча считать, писать, читать и сидеть за партой 5-6 летних детей, мы упускаем то, что важнее, эмоциональную сферу, в которой содержатся такие вожделенные всеми родителями и педагогами категории как «самодостаточность», «интерес», «устремленность» и т.д. Как следствие своего недальновидного выбора мы получаем в будущем отсутствие мотивации и социальную дезадаптацию. Мотивация к учебной деятельности и жизни в целом не имеет ничего общего с волевыми функциями и функциями контроля. Хотя это совсем другая тема, которой стоит посвятить отдельную статью и даже не одну.

Возвращаясь к теории, во-первых, хочется учесть и структурный, и динамический аспект, отметить на основе практических наблюдений общие тенденции и создать периодизацию развития, отвечающую на проблемы современной личности, во-вторых, учесть социальные условия, являющиеся предопределяющими для тех или иных феноменов.

Структура личности:

4 структурных компонента, как производная 4х базовых стремлений.

  1. Ego. Стремление к комфорту, благополучию, удовольствию.
  2. Self. Стремление к проявлению индивидуальности, выражению себя.
  3. Associate. Стремление к лично-значимым отношениям, близости.
  4. Persona. Стремление к социальной реализации, поиск места в мире.

4 компонента – это не отдельные разрозненные части, это 4 базовых стремления или главные движущие силы. 4 мотивации личности, которые формируются и проявляются в определенные периоды развития - все они в равной степени свойственны каждому, и в норме конфликта между стремлениями не возникает. Только в результате травмирующего опыта одно стремление «видится» несовместимым с другим или нереализуемым. Каждому возрасту свойственно преобладание одной из мотиваций. Развиваясь поочередно, становление базовых стремлений приходится на возраст примерно до 5 лет. Травматические переживания определенного временного этапа искажают мотивы той части, которой этой этап соответствует, создают конфликт стремлений.

Термины заимствованы в ранних психоаналитических теориях, но их значение в контексте описанной идеи отличается от уже предложенных.

Ego. Мы привыкли воспринимать Эго, как ядро личности, главную центральную часть, вокруг которой все строиться и на которой все держится. Так и есть. Хотя 4 стремления равносильны, но без стремления к комфорту, то есть, если находится в постоянно некомфортных и неблагополучных условиях, развитие и реализация других задач будет затруднена. Комфорт, удобство, удовольствие, благополучие физическое и душевное, к которому мы стремимся, является базовой мотивацией здоровой личности. При нарушении функционирования на этом уровне возникают такие искажения, как стремление к безопасности, то есть проявляющаяся тревога, отрицание и непринятие изменений, поиск стабильности, неспособность к риску и инновационной деятельности.

Self. Самость. Стремление к выражению своего я, проявлению индивидуальности, познанию себя, развитию, самореализации и совершенствованию. Взгляд Self устремлен в будущее. Задача этой части - выделение себя из другого мира и постоянное становление «тем, кто я есть», то есть непрекращающийся процесс самоидентификации через созидательную деятельность, раскрытие своих способностей, черт, талантов и умений. Искажения этого уровня выражаются в противопоставлении себя другим, протестном активном или пассивном поведении, излишнем прибегании к внешним атрибутам определения себя, незнании себя, своих желаний и возможностей.

Associate. Стремление к лично-значимым отношениям, формированию близкого окружения, доверию, общности и близости. Способность создавать глубокую эмоциональную привязанность – свойство зрелой личности. Искажения базового стремления в сфере Associate оборачиваются поиском постоянного одобрения и поддержки, эмоциональной зависимостью, необходимостью в наставлении и водительстве, с одной стороны, а с другой, утратой доверия и неспособностью сохранять близкие отношения.

Persona. Стремление к социальной реализации, обретению социальных ролей и функций, отвечающих собственным ценностям, поиск места в обществе и его жизни, основаны на глубинной потребности принадлежать к чему-то большему, чем Я-сам. При искажении мотивации на социальном уровне появляется стремление к власти и превосходству, которые многие авторы относили к невротическим потребностям, и я склонна здесь с ними согласиться, погоня за престижем, статусом и славой.



Просмотров: 627
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • 4 базовых стремления личности
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Неизменное стремление к удовольствию: для тех кто хочет, но не может
  • Юнгианская типология личности. Архетипический аспект функций психики.
  • Стремление к совершенству или как потерять себя
  • Стремление ребенка к развитию, познанию. Что с ним стало и как вернуть?
  • Формирование базовых качеств личности подростка как будущего профессионала в условиях современного мира.
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Социальная панорама личности - карта реальности, в которой мы живем
  • Жизненные стремления в структуре личности.
  • Время перемен: про возрастные и экзистенциальные кризисы развития личности
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Стремление к власти
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • Желание понять рождает стремление к познанию
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Развитие и становление ребенка как личности. Часть 1 - Проблемы в воспитании.
  • Интерес к себе VS стремление к идеалу
  • Стремление к социальному успеху - это погоня за своим хвостом
  • Женское стремление к власти, замаскированное под скромность
  • Что вами движет: страх или стремление к развитию?
  • А есть ли мальчик? Или три уровня личности в экзистенциальном анализе
  • 50+. Старость - это этап развития личности или Универсальный Враг?
  • Этапы развития личности. Теория Уайнхолдов.
  • Теории личности в социальной психологии
  • Стремление к идеалу или проблемы самооценки?
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 2
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 3
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 1
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь