Жизненные стремления в структуре личности.

Жизненные стремления – личностная характеристика, которая в современной отечественной психологии находится на этапе становления и встраивания в представления о психологическом функционировании человека. Ее место определяется системой взаимодействия с такими характеристиками личности человека, как жизненные цели, ценности, интересы, личные проекты, задачи –  все это очень близкие категории, которые, однако, не тождественны понятию жизненных стремлений. Категориальная широта и временные границы данных конструктов не позволяют очевидным образом указать рамки каждого из понятий, что неизбежно приводит к необходимости их детального рассмотрения с целью разграничения.

Развитие психологического комплекса знаний в России сопряжено с необходимостью его тесного взаимодействия с зарубежными теориями и подходами. В рамках рассматриваемой нами категории жизненных стремлений полагаем уместным обратиться к одной из наиболее известных в США и Европе теорий мотиваций,  активный интерес к которой сейчас наблюдается в отечественной психологии – это теория самодетерминации (Self-Determination Theory), предложенная английскими психологами Э.Деси (Edward L.Deci) и Р.Райаном (Richard M.Ryan), в которой дается определение понятий жизненных стремлений, а также предлагаются методики их диагностики. Эта теория согласуется со многими психологическими взглядами на функционирование личности, мотивацию и жизненные цели в России. Однако сложность встраивания нового знания в уже сложившуюся систему представлений о человеке отмечается и в отношении рассматриваемой нами категории. Но при этом психология в России как наука на данном этапе своего развития готова к обогащению, а, следовательно, и к структуризации и переструктуризации своей системы. Новые представления и знания, упорядоченный взгляд на психические и психологические процессы и явления дает возможность современным ученым быть свободными и непредвзятыми при анализе проявлений психической жизни человека.

С целью определения места категории жизненных стремлений в психологии необходимо в первую очередь иметь четкое представление о том, что собой представляют стремления человека как таковые. Для этого обратимся к работам Э.Деси и Р.Райана. При этом одной из основных категорий, к которой обращаются авторы и которая заложена в названии данного подхода, - это самодетерминация.

Самодетерминация рассматривается как ощущение свободы по отношению как к силам внешнего окружения, так и к силам внутри личности. Авторы считают, что человек в состоянии ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностых процессов. Данное понятие тесно связано с различными психическими явлениями: мотивацией, потребностями, волей, автономией, самореализацией, целями и ценностями (Kasser T., Williams G. C., Sheldon K. M., Леонтьев Д.А., Донцов А.И., Бюллер Ш.). Рассмотрение поведения человека как самодетерминированного приводит к необходимости разграничения тех сил, которыми человек руководствуется при принятии решения, при осуществлении деятельности, при анализе себя и мира вокруг него. И здесь возникает теория содержания целей, одна из наименее известных российским психологам мини-теорий, основным конструктом которой является категория жизненных стремлений, которая описывается Э.Деси и Р.Райаном как компонент направленности личности, связанный с удовлетворением основных психологических потребностей и являющийся фактором личностного роста и психического здоровья. Данное определение весьма размыто, поэтому жизненные стремления в теории самодетерминации представлены двумя более узкими группами – внешние и внутренние стремления человека. Внутренние жизненные стремления – стремления, обеспечивающие удовлетворение основных (базовых) психологических потребностей, а также способствующие личностному росту и психическому здоровью. Внешние жизненные стремления – являются средствами достижения внешних по отношению к личностному Я целей, они имеют лишь внешние атрибуты благополучия и признания и не ведут к личностному росту. Оценка и достижение их зависят от реакций других людей. К первой группе стремлений авторы относят личностный рост, стремление к любви и привязанности, служение обществу. Ко второй – материальное благополучие, известность, физическая привлекательность (внешность). Стремление к здоровью занимает промежуточное положение между внешними и внутренними жизненными стремлениями, однако исследования показали, что оно, скорее, ближе первой группе.

Категория жизненных стремлений, как видно, описывает как внутреннемотивированное, связанное с глубинным ощущением себя, так и внешнемотивированное поведение, затрагивая как «периферию», так и «центр» личности. Представляя личность как организованную систему, одной из необходимых характеристик которой является иерархичность, необходимо отметить также уровневую организацию личности. Понятие жизненных стремлений нельзя рассматривать как принадлежащее одному из уровней организации человека, оно пронизывает личность, являясь способом и средством выражения врожденных предпосылок побуждений человека, влияя на степень их удовлетворения на всех уровнях, начиная организменным и заканчивая личностным.

Некоторые авторы предполагали, что выделение внешних и внутренних стремлений излишне, поскольку эффекты, которые обнаруживаются в экспериментах с ними можно свести к особенностям регуляции человека, автономной (в случае превалирования внутренних стремлений) или «подконтрольной» с минимальной автономией (в случае превалирования внешних стремлений), то есть непосредственное содержание целей человека не несет существенной нагрузки. Однако актуальность исследования жизненных стремлений была подтверждена в ходе очередных экспериментов посредством обнаружения независимого влияния регулирующих процессов и содержания жизненных стремлений человека на его благополучие.

Теория самодетерминации – это теория мотивации, поэтому анализ следует начать именно с данного конструкта. Мотивация – характеристика, используемая для анализа причин и факторов, которые инициируют, энергетизируют, направляют, поддерживают и приводят к завершению активность субъекта [Чирков В.И.]. Мотивация определяет направленность личности, поэтому ее связь с категорией жизненных стремлений очевидна. Б.Г.Ананьев, рассматривая мотивацию в контексте учебной деятельности, разводил понятия мотива и цели: цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком; мотив - побуждение к достижению цели. Категория жизненных стремлений и их дифференциация возникли из уже ставшего классическим разделения мотивации на внешнюю и внутреннюю. В рамках теории самодетерминации внутренняя мотивация была определена как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления или наказания. Внешняя мотивация стимулирует человека к деятельности в связи с требованиями среды, наградами или наказаниями. Внешние и внутренние жизненные стремления имеют в своей основе внешнюю и внутреннюю мотивацию соответственно, как бы подпитываясь ею. Жизненные стремления обладают большей различительной способностью, чем мотивы; они «индивидуализирую» мотив. Но при этом лишь часть стремлений соотносится с мотивационными системами (достижения, аффилиации-близости, власти), поскольку жизненные стремления не являются просто конкретизированными вариантами общих мотивов, коль скоро стремления включают значительно более широкий спектр проявлений личности человека. Это уже не тот мотив, который придает вектор активности с целью удовлетворения насущной потребности. И не цель, коль скоро жизненное стремление, например, к личностному росту весьма непросто представить в качестве предвидимого результата. Однако рассмотрим связь жизненных стремлений с личными целями более детально, поскольку данные характеристики наиболее близки друг другу.

Личные цели человека также как и  жизненные стремления проявляются в действиях человека, которые могут быть построены как на основе внутренних желаний и потребностей, так и на основе внешних требований среды. Помимо этого, операциональную близость данных понятий можно обнаружить, обращаясь к работам А.Н.Леонтьева и описанному им процессу «сдвига мотива на цель», при котором действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. То есть средство становится самоцелью. Внешние стремления, которые могут рассматриваться как условия, благоприятствующие развитию личности, но не являющиеся высшей точкой ее развития, также могут стать самоценными для людей с внешне ориентированным поведением.

Остин и Ванкувер [Austin, Vancouver, 1996], проанализировав целевые конструкты, выделили в них три описательных составляющих: 1) целевая структура (параметры целей, их свойства и организация), 2) целевые процессы (полагание, планирование, преследование и пересмотр целей) и 3) целевое содержание (категоризация целей согласно таксономии). В данном разделении содержание понятия жизненных стремлений уместно включить во вторую группу, в группу целевых процессов. Клингер [Klinger, 1998] указывает наличие во всех живых системах базовой тенденции стремления к цели, обозначив ее как «императив намерения». При этом указанная тенденция приводит к необходимости разведения понятия непосредственно цели и стремления к данной цели. Стремления позволяют человеку решать жизненные задачи и достигать значимых лично для него целей. МакАдамс [McAdams, 1996] относит данные процессы ко второму из трех указанных им  уровней, описывающих личность – к уровню личных интересов и устремлений (первый уровень – диспозиционные черты, третий уровень – интегративные истории жизни), –  и включает в него, помимо личных стремлений, личные проекты и жизненные задачи, описывая каждый из указанных компонентов как более гибкий, в сравнении с чертами (первый уровень), однако еще не достигший уровня идентичности или жизненного нарратива (третий уровень).

Категории цели и стремления зачастую стоят рядом при описании личностно-мотивационной сферы человека, однако, как мы отмечали выше, категория жизненных стремлений не тождественна понятию личных целей по ряду характеристик, некоторые из которых уже обозначены. При этом личные цели наиболее актуализированы и доступны осознанию, наиболее наглядно движут поведением человека. Они более контекстуальны; это ограниченные идеографические единицы, которые отвечают за человеческую мотивацию и являются отражением аффективно заряженных целей. Личная цель – это способ представления личных стремлений.

Описание жизненных стремлений человека чревато терминологической подменой одной целевой характеристики функционирования личности другой, близкой ей. Поэтому детальный анализ каждой из них поможет лучше понять природу и принципы функционирования жизненных стремлений человека и их место в организации его личности.

Анализ категории жизненных стремлений приводит нас к ряду понятий, описывающих механизмы и пусковые стимулы поведения человека. Одним из таких понятий является категория «текущих интересов» [Klinger, 1998] – гипотетических мотивационных состояний, локализованных между двумя точками во времени: принятием цели и либо достижением цели, либо отказом от нее. Они направляют мысли, поведение человека и его эмоциональные реакции. Текущие интересы нечетко представлены в когнитивных процессах человека, большую часть времени он не отражается, поскольку человеку свойственно иметь одновременно ряд текущих интересов для каждой из своих целей. При этом текущие интересы могут длиться от нескольких секунд до всей жизни, однако имеют четко представленные начало и конец. Пусковым механизмом к запуску данного процесса являются стимулы внешнего окружения, связанные с конкретными текущими интересами.

 

По своей сути текущие интересы – это латентные состояния, лежащие в основе жизненных стремлений человека, позволяя ему двигаться к достижению цели и быть в состоянии возобновлять процесс стремления к ней даже после прерывания целенаправленной активности.

В отличие от текущих интересов, являющими собой гипотетические состояния и отражающие то, чем человек обладает, личные проекты, близкое им понятие, отражают наблюдаемое поведение, связанное с интересом; то, о чем люди думают, что планируют и стремятся довести до конца. Личные проекты есть то, что человек непосредственно делает, то, вокруг чего организуется его повседневная деятельность. Данную характеристику поведения человека следует отнести к группе кратковременных, в отличии от жизненных стремлений, которые считаются довольно долговременными явлениями, и в своей организации затрагивают более глубинные слои личности.

Жизненные задачи, в свою очередь, организуют повседневную деятельность человека, наделяя ее смыслом. Н.Кантор определяет жизненные задачи как проблемы, над которыми люди, как они считают, работают в определенный жизненный период или при смене данных периодов [Cantor, Zirkel, 1990]. Жизненные стремления человека корректируются, преобразуются в течение жизни, однако обладают устойчивостью во всех жизненных периодах. Задачи же, в свою очередь, специфичны для определенной стадии жизненных изменений и имеют место быть именно на данной стадии. Они отражают, скорее, внешние, социально конструированные, культурно регулируемые аспекты, в сравнении со стремлениями человека, которые отражают внутренние аспекты личности, связанные с самоопределением. 

Жизненные задачи представляют собой нормативные возрастные задачи, которые укоренены в контексте жизни в большей степени, чем стремления человека. Это своего рода организаторы целей и стратегий в определенные периоды в специфических условиях существования; они более узко и конкретно описывают индивидуальные различия, чем жизненные стремления. При этом жизненных задач формулируется субъектами меньше в количественном отношении по сравнению с количеством стремлений.

Мы рассматриваем жизненные стремления с точки зрения Э.Деси и Р.Райана, вплотную занимающихся их изучением, но при этом анализ категории «стремления» должен быть дополнен взглядами других авторов на данное понятие. Личные стремления были предложены к рассмотрению Р.Эммонсом, как идиографически согласованные паттерны целенаправленных стремлений, с целью описания того, что человек обычно пытается делать. Каждый человек обладает уникальным набором тенденций «пытаться» что-то делать, вне зависимости от того, достигает ли он успехов в осуществлении данных действий. Ф.Олпорт [Allport F., 1937] обозначил это понятием «телеономические тенденции». В таком понимании стремления могут быть весьма разнообразны: широкие / конкретные, позитивные / негативные, человек может пытаться их достичь / избежать или предотвратить. И здесь мы неизбежно возвращаемся к сравнению понятий цель и стремление, жаркие дискуссии в отношении которых продолжаются и по сей день. Если цель – это «желаемое положение дел, которого некто стремится достичь посредством действия» [Kruglanski, 1996] – иными словами, это «делание» чего-либо, то стремление выражается не только в категориях действия, но также и в категориях существования, способа жизни. Жизненные стремления находятся на более высоком уровне абстракции (особенно это относится к группе внутренних стремлений), объединяя множество целей, упорядочивая их в более общие группы. Данное свойство «роднит» жизненные стремления с понятием «мотивационная диспозиция», с одним важным отличием – комплекс стремлений каждого человека уникален, стремления каждого человека присущи только ему, поскольку данный конструкт объединяет различные цели и действия вокруг одной общей темы. Стремления – это своего рода организующий принцип, который согласует и задает последовательность преследованию человеком своих целей изо дня в день. В таком смысле стремления выступают также индикатором того, насколько успешны действия человека, как он проживает его собственную жизнь.

Об актуальности исследования категории жизненных стремлений говорит тот факт, что некоторые авторы предполагали, что выделение внешних и внутренних стремлений излишне, поскольку эффекты, которые обнаруживаются в экспериментах с ними можно свести к особенностям регуляции человека, автономной (в случае превалирования внутренних стремлений) или «подконтрольной» с минимальной автономией (в случае превалирования внешних стремлений), то есть непосредственное содержание целей человека не несет существенной нагрузки. Однако в ходе очередных экспериментов уникальность жизненных стремлений была подтверждена посредством обнаружения независимого влияния регулирующих процессов и содержания жизненных стремлений человека на его благополучие.

Мы попытались рассмотреть категорию жизненных стремлений с позиции точек соприкосновения и пересечения данного конструкта с мотивационно-целевыми характеристиками личности и поведения человека, и полагаем уместным определить специфические особенности функционирования стремлений человека в более общей картине личностной организации. Поэтому обратимся к основным категориям психологии.

Рассматривая жизненные стремления в качестве элемента направленности личности, в первую очередь необходимо обозначить границы категории направленность личности. Это совокупность устойчивых мотивов, взглядов, убеждений, потребностей и устремлений, ориентирующих человека на определенное поведение и деятельность, достижение относительно сложных жизненных целей. Как свойство личности, проявляющееся в мировоззренческой, профессиональной направленности, в деятельности, связанной с личным увлечением, занятием чем-либо в свободное от основной деятельности время, направленность проявляется в  особенностях интересов личности: целях, которые ставит перед собой человек, потребностях, пристрастиях и установках, осуществляемых во влечениях, желаниях, склонностях, идеалах и др. Именно в данной группе характеристик личности жизненные стремления имеют место быть, однако не сводятся ни к влечению, как недостаточно полному осознанному стремлению к достижению чего-либо (жизненные стремления осознаются не трансформируясь в иные характеристики личности), ни к склонностям, как проявлению потребностно-мотивационной сферы личности, выражающейся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности (эмоциональный компонент жизненных стремлений не является ведущим), ни к идеалам (жизненные стремления включают представления о себе реальном), ни к мировоззрению, как системе взглядов на мир, и т.д. Жизненные стремления близки к категориям убеждения (высшая форма направленности личности, проявляющаяся в осознанной потребности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями на фоне эмоциональных переживаний и волевых устремлений) и ценности. Ценности, как общественные идеалы,  выступающие благодаря этому как эталон должного, наибольшим образом связаны с ориентацией на настоящее, они определяют отношение человека к действительности. В то время как жизненные стремления имеют эмпирически подтвержденные связи со всеми аспектами временной ориентации. При этом жизненные стремления более процессуальны (начало – процесс – завершение; что я есть – чего я хочу – что я уже достиг), чем ценности, являющиеся рефлексивным отражением своей жизненной позиции. Кроме того, в эмпирических исследованиях жизненные стремления оформляются наиболее четко, в то время как список ценностей представляется более широким и дробным [T.Kasser, R.M. Ryan, M.Zax, A. J.Sameroff , 1995].

Рассматривая направленность личности, предложенную С.Л.Рубинштейном, (потребности, интересы, идеалы) можно отметить, что жизненные стремления в данной ситуации отнести к потребностям невозможно, поскольку жизненны стремления скорее относятся к социальному уровню функционирования личности, нежели к физиологическому, которому скорее свойственны потребности. Все конструкты личности упорядочены в иерархию и ее облик существенно определяется уровнем, на котором находятся основные тенденции личности, а также широтой ее интересов. Жизненные стремления, представленные двумя группами, также могут быть соотносимы с уровнями тенденций личности и определять ее облик.  В отношении интересов (специфическая направленность на тот или иной предмет) и идеалов (должное, совокупность норм поведения) необходимо сказать, что внутренние стремления несут на себе отпечаток идеалов С.Л.Рубинштейна, в то время как внешние стремления не поднимаются выше уровня интересов. Таким образом, жизненные стремления пронизывают направленность личности, включая в себя характеристики различных ее уровней. В этом смысле слова В.Н.Мясищева о направленности личности крайне актуальны: «Если суть, ядро, глубина личности заключаются в том, что пронизывает и определяет все ее поведение и жизнь, то для одной структуры, более совершенной, это будут идейные побуждения, а для другой инстинктивные» [Мясищев В.Н., 1957].  При этом, рассматривая каждую из данных структур отдельно, С.Л.Рубинштейн отмечает, что тенденции выступают как стремления, когда намечается их конечный пункт. «Тенденции заключаются в потребностях, интересах и идеалах. Потребности в свою очередь по мере их осознания могут выступать как влечения и как желания. От интереса, как специфической направленности на тот или иной предмет, отчленяется склонность, как направленность на соответствующую деятельность» [Рубинштейн С.Л., 1946]. Как видно, С.Л.Рубинштейн предлагает разветвленную система проявлений личности, в которой непременное место должны занимать жизненные стремления. При этом их место определяется категориальной структурой, предложенной в данном конкретном подходе. Так например, Л.А.Коростылевой, занимающейся вопросами самореализации личности, были выделены четыре уровня самореализации: примитивно-испонительский (где ведущими являются смысловые установки и мотивы), индивидуально-исполнительский (смысловая диспозиция), уровень социальных ролей и норм (смысловой конструкт), смысложизненная и ценностная реализация (личностная ценность). Определяя, вслед за автором, самореализацию как осуществление возможностей развития Я посредством собственных усилий, содеятельности, сотворчества с другими людьми (ближним и дальним окружением), социумом и миром в целом, можно полагать, что внутренние стремления имеют место на уровне смысложизненной и ценностной реализации, внешние же стремления данного уровня не достигают, в связи с чем полная самореализация для людей с более выраженными внешними жизненными целями является проблематичной.

Инстинкт, как врожденная, малоизменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление к типичным условиям жизни, не может стоять в одном ряду с жизненными стремлениями. Здесь, однако, необходимо отметить, что имеет место врожденная склонность к самодетерминации, в связи с чем можно предположить, что человек изначально расположен к преобладанию внутренних жизненных стремлений над внешними, поскольку именно внутренние способствуют так называемой «свободе активности». Однако данный врожденный компонент не является генетической предрасположенностью или врожденным инстинктом, его необходимо рассматривать лишь как некую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия человека с окружающим миром. И уже именно от этого будут зависеть внутренне-внешние соотношения жизненных стремлений.

В результате сравнительного анализа такого личностно-мотивационного показателя как жизненные стремления было определено его уникальное, не сводимое ни к одной другой характеристике, место в системе представлений о психологическом функционировании человека. Данная тенденция также подтверждается исследованиями, проводимыми в рамках данного направления, где выявляется независимое влияние жизненных стремлений на основные параметры функционирования личности и обнаруживаются его связи с уже устоявшимися в отечественной психологии показателями психической жизни человека. Так например, в проведенном нами исследовании [Котельникова Ю.А., Селин А.В., 2009] были получены следующие результаты: ориентация человека на внутренние жизненные стремления положительно связана с осмысленностью жизни, что свидетельствует о том, что высокое осмысление своей жизни связано с глубинными личностными жизненными стремлениями (стремление к личностному росту p = 0,0000001, R = 0,36; стремление к значимым отношениям с другими p = 0,00005, R = 0,29; стремление к обществу p = 0,000008, R = 0,32; стремление к здоровью p = 0,0004, R = 0,26). Взаимосвязь жизненных стремлений с временными ориентациями личности проявляется в том, что люди, ориентированные на внутренние стремления, склонны позитивно воспринимать все аспекты временной перспективы, прошлое, настоящее и будущее (стремление к личностному росту vs гедонистическое настоящее p = 0,0005, R = 0,25; стремление к личностному росту vs позитивное прошлое p = 0,01, R = 0,19; стремление к личностному росту vs прошлое (ШВУ) (p = 0,04, R = 0,15), настоящее (ШВУ) (p = 0,013; R = 0,18) будущее (ШВУ) (p = 0,002; R = 0,23)); в случае преобладания внешних стремлений отмечается ориентация на гедонистическое настоящее (стремление к известности vs гедонистическое настоящее p = 0,00004, R = 0,3; стремление к привлекательной внешности vs гедонистическое настоящее p = 0,0001, R = 0,28), что может быть связано со стремлением людей, имеющих данную ориентацию, к сиюминутным удовольствиям, внешним наградам и удовлетворению возникающих желаний здесь и сейчас. Направленность человека на внутреннее стремление к отношениям связано с высоким уровнем рефлексивности (p = 0,04, R = 0,15), в то время как стремление к богатству, относящееся к группе внешних стремлений, имеет отрицательную корреляцию с рефлексивностью (p = 0,008, R = - 0,19), что свидетельствует о том, что ориентация на данное стремление связана с низким уровнем рефлексивности. Обнаружена связь жизнестойкости и жизненных стремлений личности, характеризующаяся тем, что при ориентации на внутренние стремления отмечается высокая жизнестойкость по всем показателям (вовлеченность, контроль, принятие риска) (стремление к отношениям vs жизнестойкость p = 0,00002; R = 0,31; стремление к обществу vs жизнестойкость p = 0,00003; R = 0,3; стремление к здоровью vs жизнестойкость p = 0,0001; R = 0,36), что говорит о том, что человек, занимающий активную жизненную позицию, готовый действовать, имеет внутренние стремления, которые в свою очередь и обуславливают его вовлеченность в происходящее, борьбу за результат своих действий и обретение опыта. Дальнейшее исследование данного конструкта позволит обогатить, расширить и более детально структурировать представления о поведенческих особенностях человека и его организации личности.

 

УКАЗАТЕЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Ахмеров Р.А., Прыгин Г.С. Психобиографические характеристики субъекта с автономным типом саморегуляции деятельности // Психол. журнал, 2005, Т. 26, №6, с. 25-34;

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М., 1960;

Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Т. О. Гордеева – М. : Смысл : Academia, 2006, 332 с.;

Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее // Психологические исследования, М., 2010, вып. №4;

Дергачева О.Е. Основные положения теории самодетерминации Э.Деси и Р.Райана. / Материалы VIII Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам "Ломоносов - 2001", секция «Психология» (Москва, 2001 г.). – М.: МГУ, 2001;

Журавлева Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2006, 335с.;

Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006 – 384 с.;

Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения               самореализации в профессиональной сфере. – СПб.: изд-во Речь 2005;

Котельникова Ю.А. Личностные корреляты жизненных стремлений. Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века». СПб.: 2009;

Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности - http://mary1982.narod.ru/leontiev.html;

Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени - http://www.follow.ru/article/344;

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2003, 351 с.;

Психология мотивации и эмоций / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. М.: ЧеРо, 2002;

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб: Издательство Питер, 2000;

Современная психология мотивации / Под ред. Д.А. Леонтьева - М.: Смысл, 2002;

ТолменЭ.Ч. «Целевое поведение у животных и человека» (Purposive behavior in animals and men) (New York—London, 1932);

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. 2-е издание. СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003;

Чирков В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, 1996, № 3;

Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Пер. с англ.; Под ред. Д.А.Леонтьева. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.

Kasser, T., & Ryan, R. M. A dark side of the American dream: Correlates of financial success as a central life aspiration. Journal of Personality and Social Psychology, 65, 1993, 410-422.

 

 



Просмотров: 566
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Возможности исследования жизненных стремлений у больных хроническим соматическим заболеванием.
  • Жизненные стремления как личностный конструкт. Методика диагностики.
  • 4 базовых стремления личности
  • Проблематика возникновения и направленности волевых стремлений.
  • Жизненные ценности человека - время переосмысления и поиска новых ориентиров
  • Исследование стремления к виртуальным мирам
  • Как поддержать свои стремления к изменениям
  • Программа по формированию стремления выполнять обязательства
  • Жизненные стадии человека и способ определения их успешного прохождения
  • Взаимосвязь пищевой зависимости и стремления быть "хорошей".
  • Идеальная ловушка. Обратная сторона стремления к идеальному.
  • Пион - архетип уверенности, соперничества, стремления к лидерству и самоутверждению.
  • Жизненные кризисы взрослого человека
  • Они заставляют тебя набирать лишний вес... Почему стремления ПОХУДЕТЬ сложны?
  • «Матрица: перезагрузка» или Четыре жизненные установки человека (о платах и расплатах)
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • Добропорядочные люди: жизненные парадоксы обсессивно-компульсивной личности
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Притча "5 мудрецов" о предназначении и жизненных путях человека
  • Креативное мышление как потенциал роста личности ребёнка. Жизненные возможности и перспективы.
  • Метафорическое описание личности человека
  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Уважение к личности и ценность человека
  • Строение человека, или три кита личности
  • Полярности: маятник личности человека.
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь