Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности

Статья призвана осветить взгляды на природу человека с точки зрения различных психотерапевтических направлений, что, в свою очередь, может помочь с определением «своего» направления (если Ваша позиция совпадет с позицией направления).

Структура статьи: статья состоит из двух частей. Первая часть посвящена общим вопросам методологии и классификации теорий личности (сетка для анализа теорий личности). Вторая часть – распределению по сетке различных теорий личности. Это призвано помочь ответить для себя на вопрос: «какова природа человека»?

Приступим?

 ===================================================

Для начала следует сказать пару слов о понятии «личность».

Все мы, так или иначе, интуитивно понимает значение этого слова, вкладывая в него каждый свое. И это отчасти верно и соответствует реальности, так как на данный момент в академической психологии существует несколько сотен (!) определений «личности». С чем связано такое количество определений? С трудностями в вербализации и описании всей многогранности. При попытке дать исчерпывающее объяснение невольно попадаешь в ловушку «принципа дополнительности», суть которого заключается: чем подробнее мы даем определение какому либо классу явлений и феноменов (чем больше конкретизируем), тем больше урезаем весь класс явлений и феноменов.
Например: давая определение слову «стол», если мы скажем, что это предмет мебели с четырьмя ножками, то автоматически исключим все столы с тремя или более ножками. А это только один критерий! Представьте, если критериев много!?
Так и со словом «личность». Имея дело с таким сложным понятием очень сложно представить  простое и исчерпывающее определение. Определений столько, сколько психологов, которые исследовали данное понятие.

Но персонология (направление в психологии, изучающее теории личности) пошла несколько обходным путем. Она, вместо поиска определения слова «личность», сосредоточила свое внимание на содержательной стороне, или, иначе – из чего складывается личность и какова ее структура.

Каждый теоретик, занимавшийся проблемами личности, основывался на своем понимании и своих взглядах на природу человека (научные выводы, философские и религиозные воззрения, так называемые «точки произвольного выбора» и пр.). Персонологи же, в свою очередь, пытались выделить ключевые положения в разных теориях личности, анализируя теорию во всех деталях и подробностях.

Среди персонологов можно выделить ряд авторитетных ученых, каждый из которых внес свой вклад в типизацию теорий личности: Холл, Линдсей, Мадди, Хьелл, Зиглер, Коржова, Немов и пр. Каждый предлагал свою стройную систему методологии при оценке той или иной теории личности.

Мы не будем освещать принципы каждого из вышеуказанных деятелей. Остановимся лишь на одной, на наш взгляд наиболее интересной схеме, предложенной Л. Хьеллом и Д. Зиглером в книге «Теории личности». Мы считаем ее более интересной, так как в своей основе она рассматривает положения, касающиеся «природы человека», что делает данную схему изысканной и открытой для сравнения и поисков «своего» (близкого) направления для терапии (если Ваши взгляды на природу человека совпадают со взглядами направления, то это увеличивает взаимопонимание с Вашим пси-специалистом).

Итак, какие же компоненты содержит в себе теория личности? Полноценная теория личности должна включать в себя шесть компонентов (и отвечать на важные вопросы):

  • Структура личности. Каковы устойчивые характеристики личности (стабильные и неизменные характеристики личности)? Какова структура и иерархия компонентов структуры? Есть ли вообще структура у личности?;
  • Мотивация. Что движет человеком? Что направляет деятельность?;
  • Развитие личности и ее становление. Как мотивационные аспекты личности развиваются от рождения до смерти? Есть или нет периодизация или этапы развития? Что в них общего (есть ли универсалии)? Каковы факторы личностного роста? Каков вклад генетики и среды?;
  • Формирование психической патологии. Как формируется психическая патология (этипатогенез)? Что брать за основу расстройства: глубинные причины или поведение?;
  • Критерии психического здоровья. Что есть психическое здоровье? Каковы его критерии?;
  • Как изменить личность в ходе психотерапевтического воздействия. Как помогать людям? Как преодолевать неадаптивные факторы поведения? Можно или нет приобретать новые качества? Изменяем ли человек?

Выше мы уже отмечали, что каждый теоретик (как и любой человек) имеют свои аксиоматические представления о природе человека. Хьелл и Зиглер выделили 9 положений о природе человека, которые являются «точками произвольного выбора» (это, на наш взгляд, самая интересная «изюминка» их критериев рассмотрения теорий личности). Эти положения представляют собой 9 полярных пар, своего рода континуумов, на которых различные теоретики размещали свои представления о человеке (Вы также можете попробовать ответить на эти вопросы и сформулировать свое понимание природы человека).

Рассмотрим основные характеристики каждой пары:

  • «Свобода – Детерминизм». Этот континуум отражает насколько у человека представлена внутренняя свобода в действиях и поведении. Свободен ли человек в своем выборе или детерминирован какими-либо событиями (комплексами, травмами, окружающей средой, детством и пр), находящимися вне сознания?;
  • «Рациональность – Иррациональность». Здесь важным вопросом является насколько сила разума оказывает влияние на поведение или же человек в большей степени движим скрытыми бессознательными инстинктами? Человек – это рациональное существо или же он движим иррациональными убеждениями?;
  • «Холизм – Элементаризм». Как изучить человека и кем он является – целостным существом или же совокупностью (набором) отдельных процессов? Личность – это целостное образование или набор отдельных, несвязанных между собой процессов и состояний?;
  • «Конституционализм – Инвайронментализм». Данный континуум призван дать ответ на вопрос: «природа или воспитание»? Каково соотношение генетического и средового в нашем поведении? Доминирует какой-то один полюс, или же личность занимает интеракционистскую позицию (личность – продукт взаимодействия конституции и среды);
  • «Изменяемость – Неизменность». Насколько личность может измениться на протяжении жизни? Способен ли человек меняться (кардинально или относительно) или же личность – это устойчивое и неизменное образование? Являются ли изменения личности важным аспектом ее эволюции в жизненном пути?;
  • «Субъективность – Объективность». Мир личности внутренний (субъективный) или определен объективными факторами? Что оказывает основополагающее влияние на поведение человека – его собственный субъективный мир, или объективная реальность? Психология – наука о человеческом опыте или поведении?;
  • «Проактивность – Реактивность». В чем истинные причины поведения человека? Каков источник активности человека: активность исходит изнутри личности (проактивность) или же вызвана серией ответов на воздействия внешней среды? Способен ли человек преодолевать внешние преграды или же реактивно реагирует на воздействия окружающей реальности?;
  • «Гомеостаз – Гетеростаз». Данный континуум прямо соотнесен с мотивацией человека. Его суть заключается в прояснении, к чему стремиться человек: к снижению напряжения и достижению равновесия (гомеостаз) или же к самореализации, преодолении, развитии (гетеростаз)?;
  • «Познаваемость – Непознаваемость». Познаваем ли человек наукой или в его природе есть нечто, что неподвластно научному описанию и изучению? Данный континуум связан с полюсом детерминизма и объективности.

Данные 9 полюсов во многом пересекаются между собой и связаны, но в то же время и довольно самостоятельны и обособлены по своей сути и смысловой нагрузке.

Рассмотрим четыре основных направления психотерапии через призму данных 9-и положений о природе человека, чтобы помочь найти «свое» близкое направление для психотерапии (или для ознакомительного чтения первоисточников «по интересу»).

Рассмотрим четыре направления (для примера):

    классический психоанализ Фрейда,когнитивное направление Келли,поведенческое направление Скиннера, клиентцентрированное направление Роджерса.

Какова ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА или как строится теория личности

Следует указать, что внутри каждого из направлений есть множество поднаправлений, которые могут иметь довольно отличный взгляд на природу человека по данным 9-и позициям.
Чтобы описать все известные направления потребуется не одна статья, а как минимум книга. Поэтому мы приводим в статье лишь векторы и логику анализа, а далее, имея инструмент для анализа и желание, можно поупражняться в «играх разума», рассмотрев интересующую вас теорию личности или подход через призму 9-и пунктов, а также обратиться к первоисточнику – книге Л.Хьелла и Д.Зиглера «Теории личности».

Надеюсь, что статья оказалась интересной и полезной. Буду рад вопросам и комментариям.

С уважением, Алексей Мосин!



Просмотров: 635
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Какова цена представлений об устойчивости личности для человека?
  • Психическое и психологическое здоровье человека и личности
  • Если у вашего любимого человека пограничное расстройство личности?
  • Истерический тип личности. Часть 1. Портрет человека этого типа.
  • Влияние раннего жизненного опыта, полученного в семье, на формирование личности человека
  • 16 критериев зрелой любви. Способность уважительно относиться к личности другого человека
  • Структура личности. Пограничное расстройство личности.
  • Теория SELF в сравнении психоанализом, по методике Л. Хьелл, Д. Зиглер «Теории личности».
  • Теория личности: 4 базовых стремления личности 21 века. Часть 1.
  • Уважение к личности и ценность человека
  • Строение человека, или три кита личности
  • Самодостаточность и независимость личности человека что это?!
  • Метафорическое описание личности человека
  • Полярности: маятник личности человека.
  • Сходство созревания бабочки и личности человека.
  • О ценности человека, об эффективности аутентичной личности
  • О личности и тени или о фигуре и фоне в субъективной жизни человека.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.2. Поведение ребёнка.
  • Значение личности педагога в развитии личности ребенка
  • Постижение тёмной стороны личности в условиях благополучия цивилизованного бытия современного человека
  • Депрессивный тип личности. Часть 2. Гипоманиакальные личности – альтернативный портрет депрессии
  • Депрессивный тип личности. Часть 1. Портрет депрессивной личности и механизмов ее формирования.
  • Личность и границы личности.
  • Внутренний конфликт шизоидной личности. Отличие от других типов личности
  • Внутренний конфликт истерической личности. Отличие от нарциссической личности
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.3. Воспитание.
  • Типы личности. Демонстративный тип личности. Ч.1. Какие они?
  • Психология личности. Зависть - это ущербность личности.
  • Обсессивно-компульсивная личность. Отличие от других типов личности
  • Личность человека: структура или хаос?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь