Жизненные кризисы взрослого человека

     Жизненные кризисы взрослого человека

В нашей культуре очень мало источников, которые говорят о закономерностях жизни взрослого человека. Жизнь человека - это развитие от инфантильности к зрелости, которое проходит определенные стадии. На каждой стадии личность должна решить определенные возрастные задачи, которые позволят ей еще на шаг приблизится к зрелости.

Кризис - это время качественного изменения, которое позволяет перейти человеку на новый уровень развития. В момент кризиса меняется и переосмысливается вся предыдущая жизнь: ценности, возможности, желания. Происходит преобразование старого видения мира, отношения к себе и другим людям. При этом, в первую очередь сам человек и окружающие замечают его негативные проявления - старое разрушается, а новое еще не построено, возникают вопросы, на которые пока нет ответов. Именно этот феномен так пугает. И того, кто проходит через кризис и его близких, которые привыкли к определенной модели взаимодействия и сложившемуся укладу жизни. Человек старается не замечать, что ситуация поменялась, не замечать своего состояния, хотя и чувствует себя в этот момент несчастным. Вместо переосмысления, старается "просто переждать" или ограничиться внешними изменениями - сменой работы, страны или семьи, уходом в трудоголизм или алкоголизм. Иногда подобное поведение может затянуть кризис, усложнить переход к созиданию нового. 

Кризисы подразделяются на возрастные - они связаны с возрастными задачами, и ситуативные - которые определяются наступлением определенных жизненных обстоятельств. Такими жизненными обстоятельствами могут быть: профессиональные изменения, травматическая или эмоционально тяжелая ситуация, переход семьи на новую ступень жизненного цикла, духовные искания. 

 

Успешное проживание кризиса характеризуется:

  •  Пониманием, что ощущение неблагополучия - это симптом и нужно искать причину происходящего. 
  • Принятием ответственности за то, что происходит с человеком на себя. Не перекладывать вину на других людей или обстоятельства, не застревать в жалости к себе.
  • Пониманием того, что это переход на новый этап, который требует переосмысления прошлого опыта.
  • Готовностью совершать внутренние и внешние изменения, искать ответы на новые вопросы. 

 Рассмотрим подробнее 2 кризиса, с которыми встречается человек в период с 30 до 50 лет.

 

Кризис 30 лет



 На его возникновение влияют стереотипы, сложившиеся в обществе. 

Мужчина к 30-33 годам должен состоятся профессионально, обрести устойчивое материальное положение и, желательно, статус. 

Женщина должна выйти замуж и родить хотя бы одного ребенка. 

При приближении этого периода человеку свойственно сравнивать себя с окружающими и оценивать свою состоятельность и успех на основании этого сравнения. В результате он сталкивается с тревогой, что жизнь конечна, а время уходит и он может что-то не успеть. Усилить переживания могут старшие родственники, сравнивая успехи молодых мужчины или женщины с успехами их братьев и сестер, одноклассников или своими собственными успехами в их возрасте. Разумеется, не в пользу объекта сравнения. 

 Человек задает себе вопросы:
  • Чего я достиг? И то ли это, что я хочу?
  • Какие у меня есть возможности и перспективы? Чего мне еще ждать от жизни?
  • Кто я по сравнению с другими?

 Попытки сбежать из кризиса: делать вид, что ты все еще молодой человек. Развлечения, частая смена партнеров, неготовность к семейной жизни и к построению карьеры, синдром вечного студента, совместная жизнь с родителями. 

Если семейная и профессиональная жизнь налажена, человек может тяготиться рутиной и однообразием. Подсознательно он может вопрошать: "И это все? Теперь так и будет?" Может появиться страх физического старения, боязнь будущего, страх не найти партнера, тревога, что жизнь "проходит мимо".

 Успешное прохождение этого кризиса дает понимание о ценностях человека, условиях для его личного счастья, а не того счастья, которое диктует социум. Человек осознает и принимает свои ограничения и корректирует свои цели в сторону более реалистичных и индивидуальных (в противовес тем целям, которые опять же, диктует культура). Это время, когда он "отдает долг" родительским установкам и ожиданиям, а также своим ранним детским решениям о том, какой будет его жизнь, когда он вырастет. И может свободно выбирать ту дорогу, которой действительно хочет идти. 

 

Кризис середины жизни

 После 40 лет человек сталкивается с культом молодости, который пропагандирует культура. Ему кажется, что возможностей что-то изменить в своей жизни становится с каждым годом все меньше. Он цепляется за то, что уже наработано, то, что помогало выживать раньше, даже если это перестало быть актуальным. Очень страшно что-то менять. 

 Появляются возрастные ограничения для поведения, одежды, макияжа. То, что можно позволить себе в 20, уже непозволительно в 45.

Происходит развенчание иллюзии, что материальный достаток автоматически приносит счастье. 

 Социальные роли (семейные и профессиональные) освоены и встает вопрос: "А кто я за рамками этих ролей? Что из себя представляю я сам?"

Возможен кризис семейных отношений. Дети подрастают, и уход за ними отходит на второй план. Родители могут обнаружить, что кроме детей у них нет ничего общего, что они стали чужими людьми. 

 Человек чувствует снижение интереса ко всему происходящему. Ему становится сложнее радоваться, настоящее кажется скучным по сравнению с прошлым, а будущее представляется в весьма унылых красках: "ничего хорошего уже не будет". Возникает иллюзия близости старости и смерти. 

На фоне взросления детей остро переживается желание быть нужным как в семейной, так и в профессиональной сфере.

 Главные вопросы этого кризиса:
  • Чего я достиг? Что я еще могу?
  • Зачем я живу? Что я оставлю после себя?
  • Правильно ли я живу? Что еще можно и нужно изменить?
     

Попытки сбежать из кризиса: обвинение в своем неблагополучии внешних причин. Во всем виновата жена/муж, правительство, начальник, кризис в стране и т.д. Что приводит к желанию сменить неподходящее окружение, в надежде, что это изменит ситуацию.

Могут появиться психосоматические болезни, которые позволяют получить от окружающих необходимое внимание. 

Возможен уход в религию, который продиктован не духовными потребностями, а желанием решить накопившиеся проблемы и получить поддержку. 
 



Успешное прохождение кризиса учит радоваться тому, что есть, не придавать определяющее значение деньгам или их отсутствию, уметь ценить то хорошее, что было в жизни. Человек формулирует для себя жизненную философию, которая позволяет ему чувствовать себя счастливым. Он находит деятельность (в профессии или в хобби), которая дает ему ощущение собственного вклада в будущее, в развитие жизни, в молодое поколение. Возможность "оставить свой след" через мастерство и наставничество. Человек, прошедший кризис середины жизни с оптимизмом смотрит в будущее. 

Позитивный выход из кризиса - становление мудрости и творчества, а негативный - отчаяние, апатия и злость на внешние обстоятельства.

 

 Знание о кризисах взрослой жизни позволяет воспользоваться уже наработанным опытом и не повторять чужих ошибок. Не убегать от надвигающихся изменений, а "посмотреть им в лицо" и взять лучшее из того, что они с собой несут. Понимание закономерностей развития позволит вовремя распознать симптомы преобразований и пойти по оптимистичному пути. Попросить помощи и поддержки там, где это необходимо, не оставаться один на один с трудностями, думая, что это исключительно личное переживание, которое не знакомо другим людям.  Все это позволит с успехом пройти кризис и в любом возрасте чувствовать удовлетворение от жизни.

Все мои статьи на сайте www.egoncharuk.ru

Моя книга "Из жертвы обстоятельств в свободную личность", которую вы можете скачать.

 



Просмотров: 410
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Может ли человек сам "вытащить" себя из депрессии?
  • Будущее, которое не пугает, а радует! Или "Как стать хозяином своей жизни?"
  • Мороки в нашей жизни, или "Почему человек так сильно изменился? Он же был совсем другой."
  • "Семейный коучинг. Развод" Кризис семейной жизни
  • Профессионально важные качества работников типа профессии "Человек-Человек"
  • Близкий человек-"пожиратель" жизни.
  • В каком возрасте ребенок может всегда вести себя в соответствии с "хорошо","плохо" ?
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Не живи" - как человек рушит свою жизнь.
  • Кризис: среднего возраста, середины жизни, изменения, которые пугают.
  • Кризис отношений . "Почему я должна что-то менять в себе?"
  • Кризис "40 лет" - начало новой жизни или разрушение старой?
  • "Человек-лукум", или чего ждать от нового знакомства
  • Выход из кризиса в сторону осознания и развития или у каждого своя "йога"
  • Поиск себя настоящего. "Человек-оркестр"
  • "Где человек прощает человеку любую боль, которая бывает..."
  • Урок жизни № 1: "Завтра может и не быть..."
  • Краткий тезаурус по работе Р. Кайуа: "Миф и человек. Человек и сакральное"
  • "Октава жизни или про кризис"
  • "Подводные камни" школьной жизни: как вести себя родителям, если у ребенка проблемы в школе?
  • Тревожный человек , "убивает" себя !
  • "Четыре вкуса того, о чём говорит человек"
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"
  • "Уверенность в себе" или "Что мешает чувствовать себя уверенно?"
  • Человек, который вас не "переносит" без причины. Кто он?
  • "Позволяйте себе быть счастливыми". О жизни и работе психолога, женщины и мамы.
  • "Кризис 3 лет" или "Как найти верный путь к своему ребенку!"
  • "Каждому овощу свое время" - правило, которое сильно облегчает жизнь



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь