Стадии гармоничного развития ребёнка (по Б. и Дж. Уанхолд).
Психологические аспекты развития ребёнка.
Отцовство… Отцовство – это не только исполнение обязательств перед детьми и реализация своих инстинктивных умений и знаний. Это нечто большее.
Давайте попробуем в этом разобраться.
Когда двое молодых людей создают свой союз, перед ними есть два (или по крайней мере видимых два) пути построения своих отношений: повторение родительской модели взаимоотношений в семье и создание своей модели. И как правило, своя модель, при внимательном рассмотрении, всё-равно имеет сходные признаки с моделью родительских отношений. Или вообще противоположный тип построения от родительской.
Как же всё-таки найти свой личный способ построения отношений, и соответственно, воспитания дальнейшего поколения?
Я думаю, что нелишним будет владеть информацией про стадии развития человека.
Про то, как развивается человек, учёные искали вопросы очень давно. И вот, психологи Бэрри и Дженей Уанхолд сделали детальный анализ своих исследований в области изучения психофизиологических стадий развития человека и создали свою психологическую модель стадий развития реденка. Они разделили и назвали их так:
- созависимая стадия;
- контрзависимая стадия;
- независимая стадия;
- взаимозависимая стадия.
А теперь рассмотрим каждую отдельно.
Стадия созависимости (или созависимая стадия развития)
Начинается с периода оплодотворения яйцеклетки. И здесь эмбрион, находящийся в утробе будущей матери уже зависим от её эмоционального, физического и психологического состояния.
Основная задача этой стадии – это развитие зародыша и связь будущей матери с малышом. Конечно же в первую очередь важна связь матери с ребёнком, но обесценивать или забывать про роль отца не стоит.
Отношения между взрослыми (мамой и папой, супругами) уже сейчас ценны для будущего самого малыша.
В медицине, психологии и психотерапии есть уже данные исследований, что на этой стадии развития ребёнка у него формируется сознание.
Атмосфера отношений в семье может повлиять на всю дальнейшую жизнь ребёнка как положительно, так и отрицательно. Даже само появление малыша на свет является само по себе травматичным. Ведь он девять месяцев был в привычной ему температуре, пространстве.
А здесь, может быть холодно, шумно, светло и… страшно малышу. У самих родителей очень много вопросов: как вести себя с малышом ? что делать или чего не делать?
И вот он, малыш появился на свет!
Здесь уместно рассмотреть несколько аспектов, влияющих на успешное прохождение этой стадии.
Учёные рекомендуют родителям первые 12-36 часов от момента появления малыша на свет быть рядом с ним. Малышу сейчас как никогда необходим физический контакт, чтобы установить и активизировать нейропередачу импульсов от центральной нервной системы к периферической и обратно (от головного мозга к кончикам пальцев). Малышу крайне необходимо
чувствовать всё время ласковое отношение к себе: нежные прикосновения, колыбельки на руках, разговоры с ним, важно петь ему песенки и прочее. Это поможет установить тесную психологическую связь малыша с родителями.
Грудное вскармливание так же является очень важным. Оказывается, отсутствие грудного вскармливания и ранее отлучение от груди матери так же негативно влияет на процесс установления близости между малышом и родителями.
Роды посредством кесарева сечения, родовые травмы и тяжелое течение заболевания в первые месяцы после рождения малыша так же неблаготворно могут влиять на установление контакта между ним и родителями. Да и выбор врача, команды медиков при родах крайне важен для благополучия появления малыша на свет.
Стадия созависимости длится до того периода, пока ребёнку не исполнится 1, 5 года. В этот период малыш не чувствует себя отдельной личностью, он ещё зависим от своей матери и оба они находятся в атмосфере единения и близости.
Основная потребность малыша в этот период – чувствовать себя в безопасности, комфорте и постоянном внимании обоих родителей. И если родители по какой-либо причине не могут осуществить эти потребности малыша, это может негативно отразиться на его будущем.
Многие сложности во взрослом возрасте, связанные со страхами, непонятными (беспричинными) тревогами связанны с несвоевременным удовлетворением этих базовых потребностей малыша именно на этой стадии развития ребёнка.
Поэтому только в условиях постоянной заботы, внимания и любви со стороны не только матери, но и всех остальных взрослых ваш малыш вырастет эмоционально уравновешенной и психологично здоровой личностью.
Условным окончанием этой стадии можно обозначить первое условное отделение ребёнка от родителей (ползанье, первые шаги).
Контрзависимая стадия
Эта стадия идёт следом за созависимой стадией. Возрастной период – от 1,5 до 3 лет. Первые шаги, активный интерес к окружающему, первый поиск ответов и знакомство с окружающим миром. Первое: «Я сам/сама».
На этой стадии самому родителю важно обеспечивать безопасную и поддерживающую среду для развития и роста ребёнка, занимаясь своей реализацией потребностей (самостоятельные игры ребёнка, а мама читает книжку, работает за ПК и прочее, наблюдая за малышом).
Ребенка рекомендуется оставлять не дольше чем на полчаса, поскольку контакт для малыша с родителем всё же является базовой потребностью.
Кроме потребности в изучении окружающего мира и знакомства с ним, ребёнок готовится к приобретению следующих навыков:
- понимать запреты родителей (а родителям рекомендуется проговаривать причину запрета, осознавая, что даже в этом возрасте ребёнок всё понимает);
- чувствовать психологическую связь со взрослыми, их близость и свою безопасность;
- научаться доверять окружающим (что в перспективе может стать базовым доверием к миру).
Теперь давайте подытожим всё сказанное ранее. На этой стадии ребёнок имеет две главные задачи для развития.
Задача номер один: отойти от симбиотической связи с матерью, напитавшись там всем вдоволь (едой, теплом, близостью, безопасностью, вниманием, заботой и любовью).
Задача номер два: напитавшись вдоволь связью с матерью в предыдущем периоде развития, приобретать первичные навыки (то, что должно приниматься родителями) самотоятельности. А также знакомство с первыми ограничениями, запретами и границами другого человека (мама устала, ей нужно отдохнуть, но она рядом, а ты можешь сам сейчас поиграть).
Ещё очень важным в этом периоде является знакомство ребёнка с миром чувств и эмоций (как своим, так и другого человека). Родителям стоит проговаривать свои чувства и чувства малыша («я вижу что ты злишься», «мне больно, когда ты так делаешь» и прочее).
Чувств нет «плохих и хороших», они разные, и по-разному нам помогают нам в жизни. Злиться можно, и радоваться можно как родителю, так и малышу. Это целая палитра чувств и их невозможно исключить из жизни ребёнка, как впрочем и из своей, взрослой жизни.
А еслии вы сами считаете что плохие чувства "плохо", то ответьте на следующий вопрос: "Растет Ваш ребенок без «плохих» чувств (злость, обида, раздражение), а на площадке встретится с ними - как ему реагировать?" Что ему, малышу делать с этим неизведанным новым? Просто разрешите ему и себе их (чувства) иметь и проявлять!
Поддерживая отношения с ребёнком, родители помогают ему понимать и осознавать свои импульсивные действия, реагировать и адаптироваться к тому, что с ним происходит. И здесь происходит первое знакомство с навыком выражения, а иногда и контролирования своего состояния в крайнем его проявлении (агрессия, недовольство, прочее).
Стадия независимости
В течении этого периода развития ребёнка (от 3 до 6 лет) он, как правило, старается всё больше стать эмоционально независимым и автономным от родителей, начиная с мелких, бытовых вопросов (сам подмести пол, сам вымыть посуду)
На этом этапе задача родителя – доверить ребёнку самому совершать, пусть даже с нашей взрослой точки зрения не совсем «правильные» поступки, неидеальные. Иначе ребёнок на этой стадии развития, не научившись доверять сам себе, своей автономности, вынужден будет постоянно просить помощи у других, будет искать постоянной поддержки и одобрения-принятия. Это чревато неуверенным, несамостоятельным, постоянно тревожащимся ребенком
("А как я сделал?", "А понравилось (одобрят, примут ли мои действия другие?"). Вырастает такой себе невротик"", постоянно ишущий одобрения, принятия и любви и неумеющий отказывать и настаивать на своем. Удобная "игрушка" для манипуляций другими.
Итак, на этой стадии происходит:
- формирование «я сам/а» , ощущение своего «Я», которое автономно от других людей;
- приобретение навыков ответственности за свои поступки и решения например, (залез на стульчик и не смог сам с него слезть);
- деление мира на «мое и чужое», приобретение навыка делиться своим с другим человеком;
- способность различать свои и чувства другого человека.
Стадия взаимозависимости
Эта стадия самая длительная (от 6 до 18 лет). Только при условии успешного прохождения предыдущих трёх стадий (единение с матерью, сепарация от неё, самостоятельное освоение бызовых навыков) возможно дальнейшее развития ребёнка и становление его самодостаточной и «здоровой» личностью.
В начале этого периода как никогда важны для ребёнка: его окружение сверстников, способность сообща что-либо делать, договариваться и понять своё место в обществе. Поиск ответов на вопросы: какой/ какая я? зачем я? кто я вместе с другими и отдельно?
Задача родителей - поддерживать и принимать своего ребёнка просто таким какой он есть. И это, правда, для родителей тоже навык. А навык, приобетается только на практике. Маленькими, поэтапными шангами.
Знание особенностей и задач стадий развития ребёнка поможет родителям вырастить своих детей не только полноценными, гармонично развитыми личностями, но и помочь им в дальнейшем выстроить счастливые, успешные отношения в их будущей семье.
Надеюсь, что моя статья помогла внести некоторую ясность для родителей в понимании развития и роста ребёнка как гармоничной и целостной личности.
Если появились вопросы про Ваши отношения с ребенком, про свои чувства к себе и к Вашему ребенку при прочтении этой статьи - пишите в личные сообщения. Буду рада помочь своим профессиональным советом и помощью.