Этапы развития личности. Теория Уайнхолдов.

Автор статьи: Мария Соломатина

Стадии гармоничного развития ребёнка (по Б. и Дж. Уанхолд).
Психологические аспекты развития ребёнка.

Отцовство… Отцовство – это не только исполнение обязательств перед детьми и реализация своих инстинктивных умений и знаний. Это нечто большее.

Давайте попробуем в этом разобраться.
Когда двое молодых людей создают свой союз, перед ними есть два (или по крайней мере видимых два) пути построения своих отношений: повторение родительской модели взаимоотношений в семье и создание своей модели. И как правило, своя модель, при внимательном рассмотрении, всё-равно имеет сходные признаки с моделью родительских отношений. Или вообще противоположный тип построения от родительской.

Как же всё-таки найти свой личный способ построения отношений, и соответственно, воспитания дальнейшего поколения?

Я думаю, что нелишним будет владеть информацией про стадии развития человека.
Про то, как развивается человек, учёные искали вопросы очень давно. И вот, психологи Бэрри и Дженей Уанхолд сделали детальный анализ своих исследований в области изучения психофизиологических стадий развития человека и создали свою психологическую модель стадий развития реденка. Они разделили и назвали их так:
- созависимая стадия;
- контрзависимая стадия;
- независимая стадия;
- взаимозависимая стадия.

А теперь рассмотрим каждую отдельно.

Стадия созависимости (или созависимая стадия развития)
Начинается с периода оплодотворения яйцеклетки. И здесь эмбрион, находящийся в утробе будущей матери уже зависим от её эмоционального, физического и психологического состояния.
Основная задача этой стадии – это развитие зародыша и связь будущей матери с малышом. Конечно же в первую очередь важна связь матери с ребёнком, но обесценивать или забывать про роль отца не стоит.
Отношения между взрослыми (мамой и папой, супругами) уже сейчас ценны для будущего самого малыша.
В медицине, психологии и психотерапии есть уже данные исследований, что на этой стадии развития ребёнка у него формируется сознание.
Атмосфера отношений в семье может повлиять на всю дальнейшую жизнь ребёнка как положительно, так и отрицательно. Даже само появление малыша на свет является само по себе травматичным. Ведь он девять месяцев был в привычной ему температуре, пространстве.
А здесь, может быть холодно, шумно, светло и… страшно малышу. У самих родителей очень много вопросов: как вести себя с малышом ? что делать или чего не делать?
И вот он, малыш появился на свет!

Здесь уместно рассмотреть несколько аспектов, влияющих на успешное прохождение этой стадии.
Учёные рекомендуют родителям первые 12-36 часов от момента появления малыша на свет быть рядом с ним. Малышу сейчас как никогда необходим физический контакт, чтобы установить и активизировать нейропередачу импульсов от центральной нервной системы к периферической и обратно (от головного мозга к кончикам пальцев). Малышу крайне необходимо
чувствовать всё время ласковое отношение к себе: нежные прикосновения, колыбельки на руках, разговоры с ним, важно петь ему песенки и прочее. Это поможет установить тесную психологическую связь малыша с родителями.

Грудное вскармливание так же является очень важным. Оказывается, отсутствие грудного вскармливания и ранее отлучение от груди матери так же негативно влияет на процесс установления близости между малышом и родителями.

Роды посредством кесарева сечения, родовые травмы и тяжелое течение заболевания в первые месяцы после рождения малыша так же неблаготворно могут влиять на установление контакта между ним и родителями. Да и выбор врача, команды медиков при родах крайне важен для благополучия появления малыша на свет.

Стадия созависимости длится до того периода, пока ребёнку не исполнится 1, 5 года. В этот период малыш не чувствует себя отдельной личностью, он ещё зависим от своей матери и оба они находятся в атмосфере единения и близости.
Основная потребность малыша в этот период – чувствовать себя в безопасности, комфорте и постоянном внимании обоих родителей. И если родители по какой-либо причине не могут осуществить эти потребности малыша, это может негативно отразиться на его будущем.

Многие сложности во взрослом возрасте, связанные со страхами, непонятными (беспричинными) тревогами связанны с несвоевременным удовлетворением этих базовых потребностей малыша именно на этой стадии развития ребёнка.

Поэтому только в условиях постоянной заботы, внимания и любви со стороны не только матери, но и всех остальных взрослых ваш малыш вырастет эмоционально уравновешенной и психологично здоровой личностью.

Условным окончанием этой стадии можно обозначить первое условное отделение ребёнка от родителей (ползанье, первые шаги).

Контрзависимая стадия
Эта стадия идёт следом за созависимой стадией. Возрастной период – от 1,5 до 3 лет. Первые шаги, активный интерес к окружающему, первый поиск ответов и знакомство с окружающим миром. Первое: «Я сам/сама».
На этой стадии самому родителю важно обеспечивать безопасную и поддерживающую среду для развития и роста ребёнка, занимаясь своей реализацией потребностей (самостоятельные игры ребёнка, а мама читает книжку, работает за ПК и прочее, наблюдая за малышом).

Ребенка рекомендуется оставлять не дольше чем на полчаса, поскольку контакт для малыша с родителем всё же является базовой потребностью.

Кроме потребности в изучении окружающего мира и знакомства с ним, ребёнок готовится к приобретению следующих навыков:
- понимать запреты родителей (а родителям рекомендуется проговаривать причину запрета, осознавая, что даже в этом возрасте ребёнок всё понимает);
- чувствовать психологическую связь со взрослыми, их близость и свою безопасность;
- научаться доверять окружающим (что в перспективе может стать базовым доверием к миру).

Теперь давайте подытожим всё сказанное ранее. На этой стадии ребёнок имеет две главные задачи для развития.
Задача номер один: отойти от симбиотической связи с матерью, напитавшись там всем вдоволь (едой, теплом, близостью, безопасностью, вниманием, заботой и любовью).
Задача номер два: напитавшись вдоволь связью с матерью в предыдущем периоде развития, приобретать первичные навыки (то, что должно приниматься родителями) самотоятельности. А также знакомство с первыми ограничениями, запретами и границами другого человека (мама устала, ей нужно отдохнуть, но она рядом, а ты можешь сам сейчас поиграть).

Ещё очень важным в этом периоде является знакомство ребёнка с миром чувств и эмоций (как своим, так и другого человека). Родителям стоит проговаривать свои чувства и чувства малыша («я вижу что ты злишься», «мне больно, когда ты так делаешь» и прочее).

Чувств нет «плохих и хороших», они разные, и по-разному нам помогают нам в жизни. Злиться можно, и радоваться можно как родителю, так и малышу. Это целая палитра чувств и их невозможно исключить из жизни ребёнка, как впрочем и из своей, взрослой жизни.

А еслии вы сами считаете что плохие чувства "плохо", то ответьте на следующий вопрос: "Растет Ваш ребенок без «плохих» чувств (злость, обида, раздражение), а на площадке встретится с ними - как ему реагировать?" Что ему, малышу делать с этим неизведанным новым? Просто разрешите ему и себе их (чувства) иметь и проявлять!
Поддерживая отношения с ребёнком, родители помогают ему понимать и осознавать свои импульсивные действия, реагировать и адаптироваться к тому, что с ним происходит. И здесь происходит первое знакомство с навыком выражения, а иногда и контролирования своего состояния в крайнем его проявлении (агрессия, недовольство, прочее).

Стадия независимости
В течении этого периода развития ребёнка (от 3 до 6 лет) он, как правило, старается всё больше стать эмоционально независимым и автономным от родителей, начиная с мелких, бытовых вопросов (сам подмести пол, сам вымыть посуду)
На этом этапе задача родителя – доверить ребёнку самому совершать, пусть даже с нашей взрослой точки зрения не совсем «правильные» поступки, неидеальные. Иначе ребёнок на этой стадии развития, не научившись доверять сам себе, своей автономности, вынужден будет постоянно просить помощи у других, будет искать постоянной поддержки и одобрения-принятия. Это чревато неуверенным, несамостоятельным, постоянно тревожащимся ребенком

("А как я сделал?", "А понравилось (одобрят, примут ли мои действия другие?"). Вырастает такой себе невротик"", постоянно ишущий одобрения, принятия и любви и неумеющий отказывать и настаивать на своем. Удобная "игрушка" для манипуляций другими.

Итак, на этой стадии происходит:
- формирование «я сам/а» , ощущение своего «Я», которое автономно от других людей;
- приобретение навыков ответственности за свои поступки и решения например, (залез на стульчик и не смог сам с него слезть);
- деление мира на «мое и чужое», приобретение навыка делиться своим с другим человеком;
- способность различать свои и чувства другого человека.

Стадия взаимозависимости
Эта стадия самая длительная (от 6 до 18 лет). Только при условии успешного прохождения предыдущих трёх стадий (единение с матерью, сепарация от неё, самостоятельное освоение бызовых навыков) возможно дальнейшее развития ребёнка и становление его самодостаточной и «здоровой» личностью.

В начале этого периода как никогда важны для ребёнка: его окружение сверстников, способность сообща что-либо делать, договариваться и понять своё место в обществе. Поиск ответов на вопросы: какой/ какая я? зачем я? кто я вместе с другими и отдельно?

Задача родителей - поддерживать и принимать своего ребёнка просто таким какой он есть. И это, правда, для родителей тоже навык. А навык, приобетается только на практике. Маленькими, поэтапными шангами.

Знание особенностей и задач стадий развития ребёнка поможет родителям вырастить своих детей не только полноценными, гармонично развитыми личностями, но и помочь им в дальнейшем выстроить счастливые, успешные отношения в их будущей семье.

Надеюсь, что моя статья помогла внести некоторую ясность для родителей в понимании развития и роста ребёнка как гармоничной и целостной личности.

Если появились вопросы про Ваши отношения с ребенком, про свои чувства к себе и к Вашему ребенку при прочтении этой статьи - пишите в личные сообщения. Буду рада помочь своим профессиональным советом и помощью.



Просмотров: 369
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Стадии развития психики ребёнка. Нарциссическая стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Шизоидная стадия.
  • Стадии развития психики ребёнка. Депрессивная стадия.
  • Этапы развития ребёнка и какие последствия это имеет во взрослой жизни
  • Телесный контакт с ребёнком - необходимая ступень для полноценного развития малыша
  • Дочки-матери. Три стадии развития отношений с мамой.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Что нужно знать супругам о динамике отношений? Стадии развития взаимоотношений в паре
  • О значении сказки для развития личности ребёнка
  • Этапы развития ребенка. №2 - Стадия действия, 6-18 месяцев
  • Гаджеты нужны для развития ребёнка!
  • Детская группа тренинга как один из путей развития личности ребёнка
  • Для тех родителей, которые думают, что ребёнок "Перерастёт" или "Всё пройдёт"
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка от 1 года до 2 лет.
  • Как подготовить малыша к появлению ещё одного ребёнка?
  • Когда твоей маме 70. Четыре стадии развития отношений между мамой и дочерью
  • "Я не люблю своего ребёнка.. Что со мной не так?"
  • Уроборос как стадия психического развития
  • Этапы развития ребенка. №4 - Стадия идентичности и силы, от 3 до 6 лет.
  • Этапы развития ребенка. №3 - Стадия мышления, 18 месяцев - 3 года.
  • Стадии развития отношений между мужчиной и женщиной
  • Место для шага вперед: стадии развития предприимчивости
  • Влияние перинатального периода на психику человека. Часть 2- Психоэмоциональная связь матери и ребёнка
  • Критерии гармоничного психического развития ребёнка с рождения до года.
  • Потребности развития ребёнка
  • ГЛАВА 6 "Как РАСПОЗНАТЬ в себе ЭГО-СОСТОЯНИЯ Родителя, Взрослого или Ребёнка"
  • Этапы развития ребенка. №1 - Стадия существования, 0-6 месяцев.
  • Бить своего ребёнка. Что в этом для родителя?
  • "Мы" как тест на симбиотические отношения матери и ребёнка
  • 3 правила, как подготовить малыша к рождению второго ребёнка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь