Дети приходят в школу не только с разным уровнем школьной зрелости, но и с разной коммуникативной готовностью. Одни имели опыт общения со сверстниками в детских дошкольных учреждениях, другие — нет. Не все дети оказываются готовы взаимодействовать с одноклассниками. Это влечёт за собой определённые сложности, проблемы как для самого ребёнка, так и для тех, кто его окружает. Мы считаем, что во избежание такого рода проблем нужно учить ребёнка общаться. Развитию коммуникативных навыков важно уделить внимание именно в младшем школьном возрасте, так как обучение ребёнка основам общения явится залогом успешного, эффективного общения в будущем.
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития. Общаясь, ребёнок составляет образ другого и одновременно познаёт себя, получает представление о себе, о некоторых выявившихся во взаимодействии своих качествах и свойствах.
Система развивающего обучения академика Л.В.Занкова, по которой работает наша школа, направлена не только на обучение ребёнка определённому набору необходимых умений и навыков, но и в целом на его общее развитие, особенно развитие личности и творческого мышления. Процесс обучения строится так, что “качественно преобразует все стороны личности младшего школьника”. И одно из средств развития личности ребёнка — психологический тренинг.
Курт Левин, основатель первых групп тренинга, утверждал, что большинство эффективных изменений в установках и поведении людей происходит в групповом, а не в индивидуальном контексте ; поэтому, чтобы изменить что-то в себе, выработать новые формы поведения, человек должен научиться видеть себя так, как его видят другие. Группа тренинга создаёт возможности для ценных личностных изменений. Занятия в группе могут повысить индивидуальные коммуникативные умения. Наработка детьми в ходе занятий навыков общения ведёт к увеличению чуткости, к самоутверждению, повышению самооценки, развитию собственного достоинства.
Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении — конкретизируется в ряде задач, связанных с приобретением коммуникативных знаний, умений и навыков.
Работа группы тренинга отличается рядом специфических принципов :
1. принцип активности — в тренинге дети вовлекаются в специально разработанные действия : ролевую игру, выполнение упражнений, наблюдение за действиями других и т.п.;
2. принцип исследовательской творческой позиции — в ходе тренинга дети самостоятельно открывают идеи, закономерности, а также свои личностные особенности и возможности ;
3. принцип осознания поведения — психологом создаются условия для эффективной обратной связи, постепенно поведение детей переводится с импульсивного на осознанный уровень, что влечёт за собой развитие рефлексии;
4. принцип партнёрского общения — создаётся атмосфера безопасности, доверия, что позволяет ребёнку экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.
В работе тренинговой группы всегда присутствуют две стороны — содержательная и личностная. Под личностной понимается групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, и состояние каждого участника в отдельности.
Основную задачу группы тренинга мы видим в том, чтобы помочь ребёнку осознать свою индивидуальность, создать условия для его саморазвития через общение с другими людьми, самим собой, окружающим миром. Кроме того, занятия с группой позволяют психологу значительно глубже и всесторонне изучить личность ребёнка, повлиять на отношение детей к миру в целом.
Жизнь в группе соучеников, занятия под руководством психолога, необходимость подчинять своё поведение определённым требованиям приводит к тому, что у ребёнка развивается произвольность как особое качество психических процессов. Решая задачи, выполняя упражнения и задания, ребёнок встаёт перед необходимостью предусмотреть результаты своих действий, спланировать их порядок, наметить средства, которыми можно добиться цели. Это становится возможным с развитием способности к планированию и выполнению действий во внутреннем плане. В ходе занятий постоянно требуется умение анализировать свои действия, оценивать их : успешны ли они были, удалось ли с их помощью достичь цели ? Вместе с тем развивается самооценка ребёнка, которая является важным регулятором его поведения. От неё зависят взаимоотношения с окружающими — взрослыми и детьми, отношение к успехам и неудачам. Таким образом, обучая ребёнка эффективному общению, мы способствуем более быстрому формированию у него вышеперечисленных качеств.
Для нас важно создать такие условия, в которых ребёнок не боялся бы выразить себя : создать оптимальную среду, вызывающую к жизни гибкость, спонтанность мышления и поведения ребёнка, развивающую “способность дать новый ответ на старый запрос и адекватный ответ — на новый”(Я.Морено). Другими словами, основная цель работы психолога — создание развивающей среды.
В качестве эксперимента нами была разработана специальная программа тренинга, которая делилась на две части : первая часть — тренинг общения в течение 1 полугодия — была направлена на развитие коммуникативных умений детей, вторая представляла собой открытие творческого потенциала каждого ребёнка. Сама программа базируется на идеях К.Роджерса, А.Адлера, Т.Гордона, Л.С.Выготского.
Одна из основных идей программы — идея самоактуализации и личностного роста Карла Роджерса, одного из лидеров гуманистической психологии. Он говорил :”Мы не должны мешать развитию и росту природного потенциала”. Проводя группы встреч, он подчёркивал, что общение с другими людьми даёт возможность увидеть свою сущность — общаясь, люди понимают самих себя. В работе с детьми учитывались и три основных условия, необходимых для развития (по К.Роджерсу) : безусловное принятие ребёнка, независимо от его поступков, переживаний и т.д., эмпатия как проникновение в мир эмоций ребёнка, конгруэнтность как адекватное выражение переживаний и чувств в процессе общения.
Не менее важное место занимает и теория Альфреда Адлера, его идеи о компенсации и сверхкомпенсации. “Каждый человек гениален, — считает Адлер, — и только обстоятельства мешают развиться этой гениальности”.
Если в первой части программы как основной аспект рассматривалось развитие навыков и умений общения, то вторая часть по сути своей являлась тренингом креативности[1]. По определению выдающегося психолога современности Эриха Фромма, “Креативность — это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартной ситуации, нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта”.
Все занятия строились таким образом, что психогимнастические упражнения чередовались с интеллектуальными заданиями и играми - разминками. Например, в качестве психогимнастического упражнения мы предлагали детям игру К.Рудестама “Прорвись в круг”[2], творческие задачи типа “27 мая в сарай влетело две мухи. Каждый день количество мух в сарае удваивалось, и 30 июня сарай был полон мух. Какого числа сарай был заполнен наполовину ? (29 июня)”, а в качестве разминки — игру “Путаница” ( Дети стоят в кругу. Водящий выходит за дверь. Стоящие в кругу “запутываются”, не разнимая рук. Водящий должен их “распутать”, также стараясь не разнять их руки.) По ходу занятия часто даются упражнения, по своей сути являющиеся диагностическими либо дающими обратную связь психологу. Например, упражнение, в котором даётся задание описать своё настроение в данный момент как какой - либо цвет, погоду и т.д.; упражнение “Нарисуй портрет психолога” и др. Это позволяет психологу постоянно следить за эмоциональным состоянием ребёнка и по необходимости проводить коррекцию сразу же, в процессе занятия. В этом случае в сценарий занятия включаются психотерапевтические упражнения. Например, упражнение Чистяковой “Я — смелый матрос”[3]. Так может проводиться и коммуникативная коррекция, отработка приёмов общения.
Технически работа с группой велась в классическом тренинговом кругу. В учебном классе на ковре ребята расставляли стулья по кругу. Для проведения разминки в зависимости от упражнения стулья убирались либо дети переходили на свободную площадь класса.
Программа данного тренинга была введена в 1-х классах нашей школы в 1994 - 95 уч. году. Занятия проходили еженедельно в течение всего учебного года, одно занятие длилось 40 мин. (академический час).
Уже на момент завершения третьей четверти можно было видеть изменения через конкретные результаты, полученные при тестировании и в процессе наблюдения за детьми. И к концу обучения в 1 классе можно было говорить
— о более высоком уровне развития рефлексивных процессов, что было подтверждено сравнением результатов при повторном тестировании;
— о большей коммуникативной активности, раскрепощённости детей;
— о возрастании показателей социального статуса каждого ребёнка и коэффициента взаимности классов в целом по результатам социометрии;
— о росте спонтанности поведения, снижении зажатости;
— о повышении личностной автономности;
— о снижении физической и вербальной агрессии.
Согласно современным психологическим исследованиям, в основе успешного освоения ребёнком знаний, способов, норм поведения, форм деятельности лежат именно личностное принятие, активное присвоение, стремление к самостоятельному поиску нового. Творческое отношение является одним из главных личностных оснований успешной учебной, трудовой и любой другой деятельности. Начало младшего школьного возраста оказывается решающим в становлении базовых оснований личности и наиболее благоприятным для их направленного формирования. В дальнейшем мы намерены продолжать работу в данном направлении, разрабатывать новые программы тренинга, способствующие развитию личности каждого ученика нашей школы.
[1] Креативность - способность к творчеству.
[2] К.Рудестам “Групповая психотерапия”. М., 1991.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.