|
Моральное становление личности ребёнкаАвтор статьи: Попова Надежда Юрьевна
Если обратиться к теории морального или нравственного становления личности ребёнка Л. Кольберга, который вслед за Ж. Пиаже пристально исследует этот процесс, то мы можем увидеть, что автор выделяет три основных уровня или стадий этой составляющей личности. Рассмотрим их. Первая стадия - доморальная или гедонистическая мораль. Иными словами, на этой стадии в осознании того, что хорошо или что плохо, ребёнок руководствуется тем, поругают его за это или нет. Он понимает, что для него хорошо, а что - нет. Эта стадия присутствует у ребёнка примерно до пяти лет. Но иногда, случается так, что некоторые взрослые 'застревают' на этой стадии своего морального развития. Например, человек переходит или проезжает проезжую часть на красный свет, руководствуясь: 'а мне нужно!' Человек открывает дверь в комнату, где общаются двое людей, прежде просившие его не тревожить их. Он руководствуется своим желанием: 'а мне интересно, что вы там делаете...' Человек без очереди пытается получить что-либо, расталкивая других людей, стоящих здесь же, рядом с ним. Он руководствуется: 'а я опаздываю...!'. Массу других примеров можно привести по этому поводу. Это и есть, так называемая, гедонистическая мораль. Вторая стадия - стадия конвенциональной морали. Здесь Колберг выделяет две ступени. На первой ступени ребёнок ориентируется на взрослого человека, как на носителя норм поведения. 'Потому, что мама так говорит' или учительница. Например, взрослый в песочнице говорит ребёнку: 'Возьми совочек, хозяина ведь нет, никто не увидит...'. Ребёнок отвечает: 'Нет, я не возьму, потому, что мама не разрешает мне брать то, что не моё...'. В этом случае оба, и взрослый человек, и ребёнок находятся на одной стадии морального развития - на стадии конвенциональной морали. Как взрослый, предлагающий ребёнку взять чужую вещь, так и ребёнок, ориентирующийся на авторитет взрослого. Ссылка на авторитет не является аргументом, для человека, стоящего на более высокой стадии морального развития. Очень важно, чтобы на этой стадии рядом с детьми находились справедливые и разумные взрослые. На второй ступени конвенциональной морали правила и нормы 'отделяются' от человека, от носителя. Например: 'это не законно, это не по правилам'. Ребёнка в его моральном развитии, нужно выводить на уровень общих правил для всех: 'это - честно, а это - не честно'... И, наконец, третья стадия - стадия истинной морали. Она формируется ближе к подростковому возрасту. На этой стадии моральные регуляторы и законы находятся не 'снаружи', 'внутри' человека. Это происходит тогда, когда сформировано понятийное мышление и когда человек может отделить главное от второстепенного. Человек, у которого истинная мораль сформирована, будет более самостоятельным, справедливым по отношению к другим людям и их мнениям. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|