|
Концепция морального развития личности Л.КольбергаАвтор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Американская психология, несмотря на некую сохраняющуюся сопротивляемость многих отечественных психологов ее изучать, этакую чванливость и предвзятость: "Дачетамтакого?", представляет собой удивительное, пространное поле для разного рода мыслей, дискуссий, экспериментов. При подготовке лекции по тематике возрастной периодизации личности, мне захотелось именно сделать акцент на концепции морального развития Лоранса Кольберга. И хотя я встречала довольно-таки много язвительных, едких критических замечаний к этой теории (ну куда ж без этого?), тем не менее, концепция Кольберга предполагает наличие универсальных этапов нравственного становления и неразрывно связывает понимание нравственности с когнитивным развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению. Но не буду углубляться в теорию, а раскрою основные стадии морального становления человека. Итак, человек проходит три уровня морального развития, каждый из которых имеет два этапа. 1. Доморальный уровень (здесь доминирует страх наказания и производное от него желание ребенка соответствовать образцу поведения). 1.1. Послушание и наказание 1.2. "Личный интерес" (стремление получить вознаграждение) 2. Конвециональный уровень (уровень общепринятой морали, при которой общественное признание становится важнее личных интересов. Доминирует стыд перед окружающими людьми). 2.1. Возможность оценить поведение с точки зрения морали 2.2.Осознание общепринятых моральных законов 3. Уровень автономной морали (доминирует представление о совести, формируется собственная нравственная парадигма). 3.1.Осознание противоречий между разными нравственными противоречиями 3.2.Индивидуальные принципы совести С учетом нюансов теории нравственного развития, мы можем внести поправки в возрастное соответствие этим стадиям. Так, первый уровень может охватывать возраст до 7-12 лет. Второй - до 13-16 лет. И третий от 15-17 лет. Такие расхождения в периодизации говорят о неравномерности развития личности, о качественных различиях ее формирования и индивидуальных особенностях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|