Концепция морального развития личности Л.Кольберга

Американская психология, несмотря на некую сохраняющуюся сопротивляемость многих отечественных психологов ее изучать, этакую чванливость и предвзятость: "Дачетамтакого?",  представляет собой удивительное,  пространное поле для разного рода мыслей, дискуссий, экспериментов.

При подготовке лекции по тематике возрастной периодизации личности, мне захотелось именно сделать акцент на концепции морального развития Лоранса Кольберга. И хотя я встречала довольно-таки много язвительных, едких критических замечаний к этой теории (ну куда ж без этого?), тем не менее,  концепция Кольберга предполагает наличие универсальных этапов нравственного становления и неразрывно связывает понимание нравственности с когнитивным развитием человека. Исследуя человеческие реакции на ряд моральных дилемм, Кольберг установил, что существенным для нравственного развития является не столько решение дилеммы, сколько ход рассуждений, предшествовавших этому решению. 

Но не буду углубляться в теорию, а раскрою основные стадии морального становления человека.

Итак,  человек проходит три уровня морального развития, каждый из которых имеет два этапа.

1. Доморальный уровень (здесь доминирует страх наказания и производное от него желание ребенка соответствовать образцу поведения).

Концепция морального развития личности Л Кольберга

1.1. Послушание и наказание 

1.2. "Личный интерес" (стремление получить вознаграждение)

2. Конвециональный  уровень (уровень общепринятой морали, при которой общественное признание становится важнее личных интересов. Доминирует стыд перед окружающими людьми). 

2.1. Возможность оценить поведение с точки зрения морали

2.2.Осознание общепринятых моральных законов

3. Уровень автономной морали (доминирует представление о совести, формируется собственная нравственная парадигма).

3.1.Осознание противоречий между разными нравственными противоречиями

3.2.Индивидуальные принципы совести

С учетом нюансов теории нравственного развития, мы можем внести поправки в возрастное соответствие этим стадиям. Так, первый уровень может охватывать возраст до 7-12 лет. Второй - до 13-16 лет. И третий от 15-17 лет. Такие расхождения в периодизации говорят о неравномерности развития личности, о качественных различиях ее формирования и индивидуальных особенностях. 



Просмотров: 536
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Уровень развития личности и психологические границы
  • Установка, как предсознательный уровень развития психики
  • Как понять, что низкий уровень развития не у меня?
  • Жизненные кризисы и выход на другой уровень развития
  • Роль и значение отношений с матерью для становления и развития личности ребенка (к постановке проблемы)
  • Алгоритм работы с сознанием или выход на новый уровень развития.
  • Стадии развития любовных отношений сквозь теорию развития группы
  • Роль "нравственного иммунитета" в процессе конструктивной социализации личности
  • Краткие зарисовки из Бодинамической концепции развития личности.
  • Особенности и стадии психосексуального развития личности по Фрейду
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • Самогипноз. Психология развития личности.
  • Упрямство- этап развития личности ребенка
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 2
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 1
  • Страх смерти, как детерминанта развития личности. Часть 3
  • Семья и ее воспитательное значение для развития личности ребенка.
  • «Специфика развития личности и коррекция поведения детей и подростков, больных эпилепсией»
  • Особенности всестороннего развития и становления незрячих специалистов
  • о фильме "Стыд" ("Shame") с точки зрения психодинамической теории
  • Пограничный уровень организации личности. Быть или бить.
  • Игра "Коробка ощущений и эмоций" для развития эмоционального интеллекта ребенка
  • Метафизика развития личности
  • Пограничный тип развития личности
  • Пограничный тип развития личности
  • Неврозы, неврозоподобные расстройства и невротический уровень организации личности.
  • Закон Развития или подсказки Жизни на пути развития
  • Особенности развития детей, имеющих задержку развития.
  • Кризис личности как путь развития
  • Осознание смертности, как фактор развития



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь