|
Установка, как предсознательный уровень развития психикиАвтор статьи: Баклагина Ольга Александровна
Говоря о содержимом Бессознательного, мы имеем в виду весь жизненный опыт человека. В связи с этим хочу выделить особое психологическое состояние, которое закладывается в детстве, и каждый раз получает все новое и новое подкрепление, воспроизводя самое себя, базируясь на предшествующем опыте. Я говорю об установке. Теорию установки великолепно разработал наш выдающийся психолог и философ времен СССР Дмитрий Николаевич Узнадзе. Рассматривая вопрос о связи Сознательного и Бессознательного, Узнадзе отмечает, что «Уровню сознательных психических процессов с необходимостью предшествует активность психики, протекающая без какого либо участия Сознания; существует…досознательный уровень развития психики. Уровнем развития психики, предшествующим сознанию, является установка». Если совсем по-простому, то установка проявляется как готовность человека в определенной ситуации поступать именно так, как он поступает. В этом состоянии есть определённая динамика, так как оно достаточно активно. Например: - человек имеет в своей жизни установку - «Без труда не вынешь рыбку из пруда». Скорее всего в раннем детстве был определенный этап обучения чему-то (труд), за который человек получал впоследствии вознаграждение (рыбка). Проходит достаточно длительный период, ситуации повторяются (поработал – получил вознаграждение), они похожи и, в конце концов, обуславливают принятие данной установки. Этот опыт присваивается человеком, входя в глубинную структуру его психики и, впоследствии, оказывает существенное влияние на его жизнь. Такой человек будет ответственным, исполнительным работником, добросовестно относящимся к своей деятельности. -напротив, человек, который впитал в себя установку – «От работы кони дохнут», или «Работа не волк, в лес не убежит», будет полной противоположностью первому. Опять же все это проходит через многочисленные повторения, подкрепления, и все, как правило, в раннем детстве. Существует безграничное множество установок, которые определяют отношение человека к различным вещам, ситуациям, процессам в различных сферах его жизни. Часто установки, сформированные в глубоком детстве в результате какого-то негативного, возможно травматического опыта, забываются, уходят полностью в Бессознательное. Однако они определяют направленность человека в той или иной ситуации реагировать определенным образом в соответствии со своей глубинной установкой. Например, избегание определенных действий (знакомство с новыми людьми, освоение новых видов деятельности) или навязчивое стремление к чему-то в ущерб всему остальному (зависимости, компульсии и др.). И здесь мы уже затрагиваем патологическое влияние установки (как правило, травматической), создающее проблемы в жизни человека. Таким образом, человек (ребенок) проходит серию повторяющихся ситуаций, что бы, в конце концов, в глубинах психики сложилось простое уравнение. Если из этого уравнения присутствует хотя бы одно слагаемое, то и все уравнение очень легко воспроизводится, как бы само собой. Пример: девочка растет в полной семье с отцом алкоголиком. Все детство сопровождается скандалами, часто слышит ругательства матери по поводу пьянок отца, возможно сопровождающиеся словами: «стоит только водке в рот попасть…», «все мужики пьяницы», «за тобой глаз да глаз нужен». Т.е. эта ситуация периодически повторяется, носит затяжной, хронический и, в то же время, травматический характер. И у женщины (дочери отца алкоголика) складывается соответствующая установка по отношению: а) к мужчинам; б) к алкоголю; в) к взаимодействию мужчин и алкоголя. Отсюда вытекает все ее дальнейшее поведение. И как результат, мужем этой девочки станет алкоголик. Даже если он таковым не является на период их знакомства и первых лет совместного пребывания с ней в браке. Через несколько лет установка этой девочки в соответствующей ситуации сработает, получит подкрепление и сработает вновь. А девочка получит копию отца-алкоголика. Сейчас я хочу поделиться с вами одним случаем из своей практики, который и привел меня к написанию этой статьи. Имена и вся личная информация изменены. На прием записалась молодая девушка, у которой все как-то не клеится в жизни. Личные отношения вроде бы и были, но она разорвала их и теперь боится начинать что-то новое. Нет уверенности в себе, быстро соглашается с чужим мнением, хотя потом злится на себя за это. В любой непонятной ситуации, где чувствует эту неуверенность, автоматически включает ребенка, может повести себя глупо, показать свою беззащитность, уязвимость. Это мешает в жизни. Решаем идти в терапию. Я работаю в гипнозе. И после того, как через несколько первых сеансов вырабатывается способность к стрессоустойчивости, обретению внутреннего спокойствия, я предлагаю идти дальше – в этом случае, заняться техниками гипноанализа. Иногда в этом нет необходимости, а иногда стоит углубиться в прошлое, чтобы возможно найти и проработать причину такого взаимодействия с миром. В гипнозе это может произойти за достаточно короткое время 2-3, иногда 4 сеанса. Это была 5 сессия и первая техника гипноанализа, на которой всплывает установка девушки «Мир – враждебная среда. Нужно опасаться окружающего мира». Всплывает она посредством полностью непроизвольного сигналинга (непроизвольные реакции тела). После сеанса девушка с удивлением рассказывает мне о реакциях своего тела на установку «Мир – враждебная территория» - это утвердительные кивки головой, ощущение пробегающего по телу тока. Результатом сеанса стала выявленная установка, которая мешает ей в жизни. Мы расстаемся до следующего раза, и я предлагаю просто побыть с этим недельку, и позволить этому осознанию побыть с ней. Через неделю, конечно, она ставит цель – найти причину такой установки и, по возможности, внести какие-то изменения. Мы начинаем работу в другой глубокой технике гипноанализа (иногда ее относят к регрессивным техникам) – это «Сомато-аффективный мост». У девушки очень хорошо поставлен непроизвольный сигналинг. Продвигаясь по каким-то событиям ее жизни, ориентируясь на подаваемые Бессознательным разумом сигналы, мы приходим к ситуации, в которой она видит себя в возрасте 5 лет, сидящей на диване в комнате. Перед ней, спиной к ней стоит мужчина, который рассматривает кассеты на полке. Девочка чувствует напряжение, она чего-то боится. И больше ничего. Ничего больше нет в этой ситуации. Приходим к какому-то тупику. И тогда я задаю вопрос: -А есть ли что-то еще в этой ситуации, на что стоит обратить внимание, то, что связано с твоим запросом? -Да, - говорит девушка. – Балкон. Он открыт. И все. Для меня, как для психотерапевта, это ни о чем не говорит, а для клиента – это что-то очень важное. Может быть такое, которое не должно всплывать из глубин Бессознательного, а может и всплыть, если это не приведет к повторной травматизации. И я просто спрашиваю: -Может ли эта информация быть передана сознанию? -Да, - сигналит девушка, и мы завершаем сеанс. И вот по выходу из транса она открывает глаза и говорит, что прямо сейчас вспомнила, как рассказывала ее мама о том, что ее маленькую в возрасте 2,5 лет вытаскивали через открытую дверь балкона со второго этажа горящего дома. Через входную дверь было нельзя, там уже все горело. Благо этаж был невысокий, и все закончилось хорошо. Закончилось хорошо. Но установка «Мир - враждебная среда. Мир опасен» сформировалась и спряталась глубоко и далеко. Чтоб иногда давать знать о себе в каких-то непонятных ситуациях, в которых снова проявлялся напуганный ребенок. Ну и, конечно, еще одна техника – работа с этим ребенком. Защита и поддержка того маленького человечка, который пока еще не знает, что все закончится хорошо, который пока просто боится. А когда там внутри себя чувствуешь эту защиту и поддержку, и действительно вновь ощущаешь крепкие, сильные руки, объятия дорогих людей, зная, что тебе ничего не угрожает, что все будет хорошо, тогда это базовое ощущение безопасности начинает потихонечку просыпаться, проявляясь все больше и больше. И в дальнейшем поведении и характере девушки. Сформировавшаяся в результате травматического опыта (сильный стресс) установка «Мир – враждебная среда» претерпевает изменения «Мир спасает меня. Я дорога этому миру», т.к. для маленького человечка родные люди, которые приняли его в свои объятия, это и есть его мир. Начинает формироваться новая установка «Мир дружелюбен по отношению ко мне». Вот такой случай из практики. Конечно, это просто вырванные пара сеансов из всего процесса психотерапии, и я надеюсь, они не будут восприниматься упрощенно. Так как процесс изменения, получив определенный толчок в нужном направлении, будет продолжаться и дальше, мне верится, приводя нашу героиню к замечательному обретению себя, уверенности, взрослости, налаживанию отношений, ко всему тому хорошему, что являлось целью прохождения этого курса психотерапии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|