|
О травматизации детской психики в ситуации семейной тайныАвтор статьи: Екатерина Николаевна Ларина
«Тайна всегда становится ядом». Тайна = травма. Наличие тайны (секрета), сохраняемой родными с целью уберечь ребенка от знания, которое, по их мнению, может нанести травму, является травматичным уже само по себе. Очевидно, что психика как взрослого, так и ребенка «умеет» считывать невербальные послания в виде замолканий, недосказанностей, переглядываний, опускания глаз в какой-то момент и проч. Отсутствие ясности порождает напряжение, связанное с утратой ощущения безопасности (вторая ступень пирамиды Маслоу, между прочим). Таким образом, как «свежая» тайна, так и тайна, хранящаяся в памяти предыдущих поколений, порождает напряжение, и оно передается последующим поколениям. Это могут быть факт смерти или усыновления, совершенные преступления, измену и развод, расставание, психические заболевания, материальное состояние и др. На сохранение тайны уходит много энергии. Возникает внутренний конфликт, т.е. психическое напряжение. Это напряжение, в котором пребывает семья, находит выход в различных соматических симптомах, проблемах поведения, возникновении зависимости у ее членов и других сложностях. Тайна не только не спасает от травмы – тяжелых переживаний, но наоборот, приводит к различным патологическим последствиям, проявляющимся затем в нескольких поколениях. Такими последствиями могут быть: низкая самооценка, слабая способность к символизации с помощью слов и частые психосоматические заболевания, асоциальное поведение, обусловленное бессознательной идентификацией с «плохостью» биологических родителей, если, например, речь идет об усыновлении, трудности в установлении близких отношений и другие сложности. Успех терапии зависит от содержания секрета, динамики семьи, характера вмешательств психолога и многих других факторов. Содержание секрета отражается в особенностях контакта семьи со специалистом, в игре ребенка на сессии, его соматических симптомах. Трудности в работе с семейной тайной:
Виды семейных тайн
Текущая или актуальная травма, т.е. свершающаяся или свершившаяся недавно, как правило более остро дает о себе знать в поведении или в виде симптома ребенка.
Неспособность семьи расстаться с тайной зачастую является серьезным препятствием для психологической помощи и может быть угрозой здоровью ребенка. Работа с родителями. Работа с родителями необходима и очевидна. Например, если ребенок своим симптомом удовлетворяет скрытые желания своей матери, то никакая терапия не сможет тягаться с этим удовольствием. Работа с матерью, ее осознания могут дать возможность терапии состояться. Несмотря на то, что Боуэн предупреждал об опасности раскрытия семейных секретов (он говорил о недооценке интенсивности эмоциональных процессов, которые являлись причиной формирования тайн), на сегодняшний день принято считать целесообразным выявление и свободное обсуждение с родителями, а потом в приемлемой форме – с детьми, любых фактов из жизни семьи . Будем иметь ввиду, что речь шла в основном о тайне усыновления. Работая над раскрытием семейных тайн, психологу необходимо быть предельно деликатным, т.к. ему придется соприкоснуться с переживаниями крайне неприятных чувств, которые заставляют удерживать раскрытие информации и хранение ее в виде тайны. Соответственно, становятся актуальными способность терапевта «учуять» наличие тайны (работа с контрпереносом), а также его деликатность. Специалист должен создать специальные условия и выступить в роли «поглотителя» тревоги. Стабильному терапевтическому контакту семьи со специалистом способствует системный подход, включающий в себя деликатную работу с родителями, которая помогает им расстаться с тайной, но не быстрее, чем они будут к этому готовы. Помощь пациенту-ребенку. Пациент – ребенок отличается от взрослого пациента. Взрослое Эго более зрело, т.е. более адаптивно, чем детское. Среди механизмов защит ребенка преобладают примитивные, присутствует вера в волшебство и всемогущество, легко появляется страх, контроль (Суперэго) еще ограничен. Ребенок чаще выдает острые реакции, которые пугают близких и терапевта своей силой и окраской. Речь идет о психосоматических реакциях, об изменении поведения, о появлении ночных страхов, о том, с чем пришли родители к психологу, Ряд авторов считает, что условием успешной работы является обеспечение понимания ребенком происходящего или произошедшего. Естественно, в том объеме и в той форме, которые ребенок способен воспринять согласно своему возрасту. Также важная задача аналитика — декодировать эмоции, которые ребенок пытается диссоциировать или эвакуировать. Игровая психотерапия предоставляет большие возможности в работе с травмой, порожденной семейным секретом.
В нашей работе часто приходится сталкиваться с необходимостью пережить ребенком процесс горевания. Как написал один из аргентинских психоаналитиков (Сантьяго Корбальо): «Если мы говорим о травме, то имеем ввиду, что дети, в отличие от взрослых, не умеют горевать. Для того, чтобы научиться этому, им нужна помощь взрослых. Ребенок чувствует себя беззащитным и растерянным и пытается бороться с этим состоянием, застряв на той стадии горевания, когда беззащитность и растерянность сменяются приступами гнева и отрицанием потери». Я понимаю, о чем это- ребенок горюет по-другому, чем взрослый. Но дети горюют, горюют очень глубоко. Просто надо понимать, что автор вкладывает в слова «не умеют горевать». Это слабость Эго и силы аффектов, это множество фантазий, это молчаливое страдание. Семейный секрет разрушительно действует и на ребенка, и на взрослого. Следующей темой я бы взяла вопрос о том, как правильно говорить с детьми о том, что было скрыто. #детскаятравма Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|