Особенности всестороннего развития и становления незрячих специалистов

Проблема выбора дальнейшего жизненного пути и трудоустройства имеет огромное значение не только для психолого-педагогической реабилитации лиц со зрительной патологии, но и для общества в целом. Данная проблема вытекает из множества взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, влияющих на уровень успешности адаптации незрячего специалиста в обществе.

Сама по себе адаптации в обществе означает в переводе с английского приспособление. Приспособление незрячего человека в обществе зрячих коллег по работе – проблема малоизученная, но представляющая огромный интерес для специалистов педагогов и психологов, работающих с данным контенгентом граждан. Данный интерес специалистов педагогов психологов обусловлен тем, что до недавнего времени не существовало четкого и развитого представления о внутренней сущности незрячего специалиста, занимающегося той или иной деятельностью. В обществе ещё издавна бытовало мнение о том, что незрячие люди – одарённые люди, однако, поступать учиться, они могут только лишь на массажиста и музыкального работника в специализированные учебные заведения, учебная программа которых адаптирована именно для слепых и слабовидящих людей. Однако, на протяжении значительно небольшого отрезка времени, данное убеждение претерпело значительные изменения.

Прежде всего, это связано с практическим распадом первичных организаций ВОС, основная цель которых должна была сводиться и к профориентированию незрячих людей, а также к закрытию многих предприятий для слепых, где изначально их труд оценивался по достоинству. Благодаря этому, сами рабочие люди чувствовали себя полноценными членами общества, так как знали и верили в то, что они приносят пользу людям.

В настоящее время ситуация резко изменилась. Причин для такого глобального изменения масса. Это и наличие ярко выраженных экономических и социальных проблем, сказывающихся на самом обществе в целом, не говоря уже об общественных организациях инвалидов. В настоящее время от незрячего специалиста, как и от любого иного специалиста, имеющего ограниченные возможности здоровья, требуется очень многое.

Прежде всего, человеку необходимо так преодолеть свой дефект зрения, чтобы его слепота не была бы в дальнейшем камнем преткновения в процессе выбора профессии или трудоустройства. На самом деле, данная проблема имеет сложный характер для самих же незрячих людей. Почему же это именно так.?-

Дело в том, что сама по себе адаптация в социуме имеет различные аспекты и уровни для лиц с врождённым и приобретённым дефектом зрения. Если мы говорим о незрячих с рождения или с детства, то нам, специалистам, работающим с данной категорией граждан, необходимо помнить, что основным вторичным дефектом при слепоте и слабовидении с рождения являетя сужение социальных связей. Человек с раннего детства лишон возможности визуально отражать мир и накапливать в подсознании зрительные впечатления. У него изначально отсутствует уровень подражания действиям зрячих людей, занимающихся его воспитанием и созеданием его личности. В школах для слепых, слабовидящих взаимодействие выстраивается не совсем корректно: введена, так называемая система инклюзивного образования, при которой в детские коллективы незрячих и слабовидящих людей внедряются в малых количествах зрячие учащиеся. С одной стороны, это и неплохо, ведь наши дети учатся строить взаимоотношения в коллективе, что в естественной мере должно бы помогать им и в дальнейшем выборе жизненного пути и трудоустройстве, однако, данная проблема имеет и негативные особенности.

Данные особенности сводятся к тому, что педагоги школ – интернатов для слепых, слабовидящих людей упускают из внимания тот момент, что они сами изначально проводят разделение детей на Мы – зрячие и Они – слабовидящие. Из такого рода разделения формируются классы, в которых обычные зрячие дети обучаются со слабовидящими детьми, а незрячих детей просто отделяют в отдельные классы, говоря о том, что незрячим детям трудно успевать за всеми, что они более медлительны и так далее. При этом сама проблема не решается, а в сознании незрячих детей формируется убеждение о том, что они изгои общества, что в дальнейшем они могут поступить лишь в специализированные учебные заведения, адаптированные под их дефект. В такой ситуации, незрячие дети просто не стремятся быть как все на равных, а лишь плывут по течению, потдавшись той жизненной ситуации, в которой они находятся в настоящий момент их жизнидеятельности. В последствии же наличие подобного рода ситуативно обусловленной проблемы приводит к развитию в сознании незрячих абитуриентов, студентов, а затем уже и специалистов массу разнообразных комплексов неполноценности, негативно влияющих на процесс выполнения поставленных руководителем задач уже взрослого и самодостаточного специалиста.

У лиц с приобретённой слепотой наблюдается совершенно иная картина в процессе формирования навыков адаптивного поведения в обществе зрячих людей. Это объясняется тем, что данная категория граждан изначально имеет сформированные навыки адаптивного поведения в коллективе. Они учились в обычной массовой школе с её шалостями и радостями детства, затем поступали в обычные средне-специальные или высшие учебные заведения и имели статус студента и его характерные отличительные особенности (беспечность, весёлость, жизнерадостность), а в дальнейшем работали в коллективе и не задумывались о том, что в их жизни могут произойти драматические события, навсегда изменившие всю сущность их жизнидеятельности. Снижение социального статуса, связанного с приобретением статуса инвалида, отрицательно сказывается на представлении человека о себе, как о специалисте в той или иной сфере деятельности. Зачастую ситуация осложняется ещё и тем, что многие виды выполняемой ранее деятельности (бухгалтерия, экономика) для лиц с приобретённой слепотой становятся просто недоступными, в силу особенностей зрительного дефекта и невозможности выполнения поставленных руководителем задач.

В связи с наличием ситуации подобного плана и возникает, своего рода, приспособление именно к той изменившейся жизненной ситуации, которая возникла здесь и сейчас в данный момент времени, и которую не изменить, если к ней просто не приспособиться самому.

Само по себе приспособление незрячего специалиста в трудовом коллективе имеет несколько уровней:

  1. Уровень низкого приспособления к изменившися условиям выполнения трудовой деятельности (приобретённая слепота), а также к существуюдщей длительное время ситуации (врождённая слепота). К данной группе относятся люди, чья жизненная позиция отличается наличием инфантильного поведения, сочетающегося негативными разнообразными установками на дефект различного происхождения. Данная группа незрячих, как с детства, так и имеющих приобретённый дефект зрения, имеет массу невротических особенностей, которые слагаются в единую неврозоподобную программу. Такого рода «программы» навязчивого поведения имеют стойкий характер. Их отличительная особенность заключается в том, что они сами по себе возникают и сами же исчезают, не потдаваясь медикоментозному воздействию. Это их доминирование объясняется тем, что в их основе лежит не физический аспект, вытекающий из сущентсти самого дефекта, а именно психологический, вытекающий как из негативного влияния дефекта зрения на характерологические и личностные особенности незрячего человека, так и его социального окружения, содействующего закреплению невротической программы. Так, например, незрячий человек может раскачиваться, сидя на стуле, зажимать глаза, что естественно сказывается на отношении к нему со стороны социума и приводит к снижению уровня адаптации в трудовом коллективе. Незрячие, имеющие данный уровень приспособления к условиям раблоты в коллективе, обычно не стремятся занять ведущее место в нем. Это либо домоседы, которых коллектив интересует не в плане работы, а в плане проведения досуга и отдыха, либо люди, работающие на УПП ВОС и имеющие массу разнообразных поведенческих штампов, которые неприемлемы в коллективе зрячих сотрудников и могут ими быть просто непоняты. Данные поведенческие особенности касаются социально значимых навыков общения внутри коллектива.
  2. 2. Средний уровень приспособления внутри коллектива. В процессе трудоустройства и дальнейшей работы, данная группа незрячих людей имеет средне-специальное образование. Сюда относятся массажисты, музыкальные работники, которые могут иметь какие-то поведенческие особенности, связанные с взаимодействием в коллективе (излишняя замкнутость), но эти особенности находят своё снисхождение у зрячих сотрудников коллектива. Так, например, если человек не повернул голову на голос вошедшего в кабинет клиента, сотрудника или пациента, люди списывают это на его дефект зрения, что имеет в своей основе стериотипный характер.
  3. 3. Высокий уровень адаптирвоанности в коллективе. Представители данного уровня отличаются наличием высшего образования, или наличием аспирантуры. При этом, к человеку предъявляются особые требования со стороны зрячих коллег по работе: его не поймут, если он будет неряшливо выглядеть, если его одежда не будет чистой и опрятной, если он не будет уметь общаться с людьми и вести себя естественно, несмотря на дефект зрения.
    К сожалению, даже среди представителей уровня высокой адаптированности в социуме, отмечается очень малый процент лиц, отвечающих выше описанным критериям оценки зрячих коллег по работе. Вся проблема заключается в том, что сама слепота в разной социальной среде неодинакова, и многое в данном аспекте зависит именно от социального окружения незрячего человека, обращающего внимание на его внешний вид, сильные и слабые стороны и так далее. При этом, только лишь малый процент незрячих специалистов, относящихся к высокому уровню адаптирвоанности в трудовом коллективе и в социуме в целом развиваются до такого уровня, когда сама слепота перестает иметь для человека первостепенное значение, а его психический склад полностью соответствует нормально развивающейся личности. Такой человек, как при наличии врожденного, так и при возникновении приобретённого дефекта зрения демонстрирует два плана поведения. С одной стороны, во внешнем плане, это человек всегда демонстрирующий хорошее настроение, несмотря на то, что в определённые моменты жизни ему может быть очень плохо. На его лице всегда сияет добрая и открытая улыбка, он внешне всегда рад своей работе и людям, которые к нему обращаются с той или иной целью. В компании такой человек может быть лидером и иметь успех у коллег по работе: с ним не стыдно сидеть рядом за столом, он не отпускает неуместных шуток, а ведёт себя свободно и естественно.
    С другой же, его внутренний план со всеми имеющимися внутренними проблемами, трудностями и неудачами, обусловленными дефектом зрения, никогда не перетекает во внешний план в процессе взаимодействия с коллегами по работе. Так, например, коллеги по работе могут «плакаться в желетку» такому человеку, рассказывая о свои житейских неудачах, однако, от самого незрячего они услышат только его мнение, совет по тому или иному вопросу, НО Никогда не будут свидетелями его душевной драмы.
    Таким образом, именно такие сильные личности, чаще всего, самостоятельно и целенаправленно могут создать себе своё имя, которое в последствии будет работать именно на них, на решение их трудных жизненных задач, обусловленных тяжестью дефекта зрения. От степени адаптированности незрячего специалиста той или иной профессии зависит многое: то, как сами коллеги по работе примут его, и как в дальнейшем сложится его жизнидеятельность. Работой по формированию социально адаптированной личности в настоящее время не занимаются специалисты, работающие с инвалидами по зрению. Данная дейтельность является чуждой и непонятной и для специалистов высших и средне-специальных учебных заведений. Многое в данном вопросе зависит от социального окружения самого незрячего человека, от его родителей, посвящающих свою жизнь именно возделыванию из недостатков и комплексов нечто светлое и прекрасное, своего рода, эталон, к которому стремятся обычные зрячие люди, а потому основной задачей нас, специалистов, работающих с незрячими людьми, является их всестороннее и гармоничное развитие, приближенное к нормальному типу реагирования человека в различных жизненных ситуациях. Это, в свою очередь, поможет незрячим людям получить профессию и стать полноправным членом общества, несмотря на зрительный дефект.


Просмотров: 437
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Как так получается, что ожидание результата важнее его самого? (техника включения ожидания)
  • Кто такой домашний тиран? Его признаки. Что делать, если оказались в его «лапах»?
  • Значение деятельности тифлопедагога в бытовой адаптации незрячих и слабовидящих на уроках домоводства
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей
  • Почему мужчины мечтают о сексе втроем. Что это значит и чем его заменить, если это твой мужчина!?
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Что для русского хорошо, то немцу - смерть. Или что подходит именно вам.
  • Как понять, что это именно Ваш человек
  • "Ты просто ещё Его не встретила. Подожди" - так ли это?
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • «Мужчина мечты!!!» – почему он так и остаётся в мечтах и что сделать, чтобы его воплотить?
  • Что такое буллинг или как помочь ребенку, если его обижают сверстники
  • Что за зверь такой – любовь к себе? И как его поймать
  • ОКР - что это и как его лечить?
  • Инсайт - что это и как его поймать?
  • Статья для тех, кто чувствует что его жизнь - серая и скучная, и очень хочет новизны
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Как заработать на том, что просто для вас (но сложно для других)
  • Эмоциональное выгорание и его профилактика в работе специалистов социально - реабилитационных центров.
  • Прокрастинация. Что это за зверь, и как его одолеть.
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Игрушки в жизни маленького человека: какие они выполняют функции и почему они так важны?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • "Со мной что-то не так", или что делать с чувствами, которых быть не должно?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь