Формирование навыков сервировки стола и правил поведения за столом у незрячих людей

Умение вести себя за столом, правильно пользоваться столовыми приборами, характеризует общий уровень культуры человека, как в норме, так и при наличии зрительного дефекта. От того, насколько будет адаптирован незрячий человек в обществе, зависит и его дальнейшее развитие в социальном плане. Многие родители, чаще всего, не задумываются о том, что их незрячий ребёнок в силу негативного влияния дефекта зрения, остается один на один с собой, со своими представлениями о чем-либо, которые, в ряде случаев, без специальной помощи претерпевают существенные изменения. В результате, человек, будучи взрослым и зрелым, остается на более низкой стадии психического развития и, буквально, отстает от своих зрячих сверстников.

Это объясняется тем, что семьи, столкнувшиеся с таким несчастьем, как рождение незрячего ребёнка, стараются всячески оградить его от какого-либо воздействия извне. В ряде случаев, данная тенденция возникает спонтанно, в связи с желанием родителей сделать жизнь своего незрячего ребёнка более счастливой и безболезненной. Для этого они пытаются максимально сделать жизнь ребёнка менее напряжённой. Так, например, ещё с раннего детства, в момент наступления возрастного кризиса одного года, они не дают ребёнку в руку ложку и не показывают ему, что нужно с ней делать, как самостоятельно кушать, а в связи с тем, что ребёнок незрячий, самостоятельно данные навыки у него не развиваются, так как ему негде их закрепить. В итоге мы имеем дело с ранней задержкой психического развития нашего ребёнка, которая возникает и самостоятельно без специального воздействия, однако, своим желанием оберегать его родители, чаще всего, закрепляют негативные особенности психики ребёнка, приводящие в дальнейшем к дезадаптации.

Иная картина возникает в школе, когда наш ребёнок попадает в совершенно иную среду. В школе – интернате для слепых, слабовидящих детей все дети равны. Учителя и воспитатели никому не делают исключения, а в случае отсутствия бытовых навыков, необходимых ребёнку в том или ином возрасте, его участь может быть решена совершенно не в его пользу. Так, если Ваш ребёнок не умеет кушать самостоятельно, не может сам одеться, заправить кровать, его могут поместить не в обычный класс, а во вспомогательный, в котором обучаются дети, имеющие умственные отклонения. В процессе обучения в таком классе, о формировании умений правильно вести себя за столом и располагать к себе собеседников речи не идёт.

Однако, в ряде случаев, незрячие с рождения люди просто остаются один на один со своим дефектом. Они изначально лишены социальных контактов со сверстниками, нигде, кроме школы, не обучались, и, в настоящее время, просто сидят дома. В такой ситуации, у них возникает комплекс неполноценности. Они начинают культивировать свой дефект, возводить его в ранг определённого достоинства или же, наоборот, полнейшего несчастья. При этом, можно наблюдать высказывания незрячих с рождения людей двоякого плана. Одни считают, что нормы поведения за столом и этикета в целом для них недоступны, так как они и так обделены, их жизнь осложнена горем. Другие же, наоборот, считают, что дефект зрения является тем основным достоинством, благодаря которому, окружающие люди должны бы сами искать и налаживать контакт с ними. Однако, их заблуждения имеют оттенок утопии, ведь неопрятный незрячий, имеющий отталкивающий вид, отсутствие элементарных навыков приёма гостей, а также поведения за столом, препятствует установлению дружеских и деловых отношений с ним со стороны зрячих людей.

Люди, утратившие зрение во взрослом возрасте, без специально оказанной помощи являются, своего рода, большими детьми, у которых имеющиеся навыки сервировки стола и поведенческие особенности претерпевают существенные изменения. Причиной такого распада уже имеющихся навыков бытового самообслуживания является распад автоматизмов в совершаемых действиях: движения незрячих взрослых людей становятся неуклюжими, неловкими, неуверенными, в связи с чем, они предпочитают просто отсидеться дома один на один со своим дефектом, культивируя его, как самое сложное событие своей жизни даже находясь на завершающих стадиях адаптации к новой жизненной ситуации.

Таким образом, анализируя выше описанные особенности, необходимо подчеркнуть, что своевременно оказанная помощь незрячим людям как с врождённым, так и с приобретённым зрительным дефектом со стороны педагогов Центра Реабилитации Слепых имеет огромное значение для полноценного формирования не только навыков бытового самообслуживания, но и правил поведения за столом. Это объясняется тем, что именно на уроках домоводства и бытового самообслуживания незрячим предоставляется возможность «проиграть» разного рода ситуации, связанные с приёмом гостей. При этом, можно проигрывать ситуации и моделировать их: сейчас к Вам вгости пришли Ваши близкие, которые Вас знают. В дальнейшем данная ситуация может осложняться тем, что педагогом моделируется ситуация посещения незрячим человеком компании мало знакомых людей, в которой на первый план выступают именно его социальные и деловые качества.

Сам по себе урок домоводства и бытового самообслуживания, связанный с формированием навыков сервировки стола и правил поведения незрячих за столом, имеет в свое основе три основных цели, актуальных для каждого реабилитанта: образовательную, коррекционно-развивающую, воспитательную. Каждая из выше перечисленных целей урока имеет огромную важность как для самого педагога, работающего с незрячими людьми, так и для реабилитантов, ведь при невозможности достижения той или иной поставленной цели, актуальность данного урока теряет свою значимость, а сам урок становится мало эффективным.

Образовательная цель урока домоводства, связанного с формированием у незрячих навыков сервировки стола и правил поведения в социуме, сводится к информированию реабилитантов о приёмах и методах сервировки стола, о необходимых поведенческих эталонах, связанных с приёмом гостей, с посещением разноплановых компаний. Коррекционно-развивающая цель позволяет проиграть на практике предлагаемые для усвоения приёмы и навыки, а также смоделировать в сознании реабилитантов эталонов для подражания, которые, находясь в их подсознании, позволяют быть человеку более успешным в сфере бытовой адаптации в целом, не говоря уже о навыках сервировки стола. Воспитательная цель сводится к преодолению в сознании незрячих комплекса неполноценности, негативно влияющего на их психическое и личностное развитие. Опираясь на данные цели, педагогу необходимо так построить свой урок, чтобы предлагаемая для усвоения информация была понятна, адекватно принята реабилитантами, и использовалась ими в повседневной жизни.

Это необходимо делать для того, что некоторые незрячие скованно чувствуют себя в гостях, кафе, ресторане и при этом главной причиной своей скованности называют слепоту. В ходе общения с незрячими людьми выясняется, что причиной стеснения является незнание основных правил поведения за столом и специфических приёмов, обеспечивающих безопасность поведения (не уронить на пол что-либо, не опрокинуть бокал), и так далее.

 

На уроках домоводства, педагогу необходимо рассказать реабилитантам о правилах поведения в кафе, ресторане, дать необходимые советы, пользуясь которыми, реабилитанты смогут посещать подобные заведения и принимать гостей у себя дома.

Итак, для того чтобы свободно и комфортно чувствовать себя в гостях, кафе и ресторане, мы, педагоги и психологи, непосредственно работающие с незрячими людьми, дадим Вам, реабилитантам, ряд советов, пользуясь которыми, Вы сможете расположить к себе собеседника и быть на высоте, невзирая на зрительный дефект. Прежде всего, позаботьтесь о своём внешнем виде, продумайте каждую деталь вашей одежды. Женщинам рекомендуется надеть красивое платье, костюм или джинсы с нарядной блузкой. Золотые или серебряные украшения можно заменить хорошо подобранной бижутерией. Причёска, может быть, простой, но из чистых волос. Слегка подкрасьте губы. Нарядная обувь, сумочка с расчёской и носовым платком дополнят ваш туалет. Запах ваших духов не должен быть резким и навязчивым. Благодаря созданному вами образу, вы почувствуете себя увереннее, что поможет вам общаться более раскрепощенно в малознакомой компании.

Мужчинам лучше надеть костюм, светлую рубашку, галстук (его потом можно снять). Галстук выбирается по обстановке, темпераменту, возрасту. Чтобы вам не промахнуться, лучше предпочесть скромный, сдержанный в мелкий рисунок. Нужно следить за положением галстука, чтобы его концы не расходились. На изнаночной стороне широкого конца галстука часто пришита ленточка - ярлык, под которую можно просунуть узкий конец или обыкновенной английской булавкой прикрепить его к краю рубашки. Галстук должен быть длинным, чтобы достигать пояса брюк. В непринуждённой обстановке узел галстука можно слегка опустить и расстегнуть пуговицу воротника, чтобы чувствовать себя свободнее. Рубашку без галстука не следует застёгивать на все пуговицы - 1-2 верхние нужно оставлять не застёгнутыми.

Носки должны быть чистыми, длинными, натянутыми (строго по размеру ног), тёмными или очень светлыми: серыми, беж, кремово-белыми.

Обувь подбирается в тон костюма. Если костюм тёмный, обувь чёрная или тёмно-коричневая, а со светлым костюмом обувь цветная: ^бежевая, серая, белая. Недопустимы сношенные набойки, невычищенные ботинки. Обувь чистить нужно тогда, когда вы снимаете её, а не перед тем, как надеть,- кремы имеют запахи, нужно время, чтобы он выветрился. Поэтому, уходя, нужно лишь навести блеск сухой щёткой.

В карман пиджака положите чистый носовой платок, слегка брызните на себя туалетной водой, чтобы от вас исходил едва уловимый запах, так, как резкий запах может не всем понравиться. В ряде случаев для мужчины вполне достаточно едва уловимых запахов дезадорантов, пасты для бритья или хорошего мыла, употребляемых ежедневно, а не к специальному случаю.

Спросите у друзей, какую форму одежды они предпочтут. Возможна более простая: джинсы, сорочка. Тогда прогладьте сорочку, джинсы, тщательно побрейтесь, причешитесь. Вот теперь вы, действительно, готовы.

Для посещения кафе или ресторана с вами должен быть сопровождающий, который поможет вам зайти в зал, пройти к укромному столику, разместить длинные трости (рекомендуется брать с собой складные), сводить вас в туалетную комнату. Кафе выбирайте заранее с негромко звучащей музыкой, так как общение при слепоте из-за громкой музыки затруднительно.

В залах кафе и ресторанов столики имеют квадратную или прямоугольную форму (рассчитаны на 4 человека). Посетители рассаживаются за свободные столики и делают заказы по меню подошедшему официанту. Звучит музыка, мелькают огоньки цветомузыки, что создаёт праздничное настроение и располагает к общению. Середина зала свободна от столиков и предназначена для танцев.

Вас подвели к столику. Правой рукой найдите его край, а левой спинку стула и аккуратно сядьте. Эти действия помогут вам не привлекать внимание посторонних зрячих. Осторожно по кромке обследуйте вашу часть стола. После того как принесли ваш заказ (обычно, салаты и второе), не торопитесь сразу есть второе блюдо. Вначале съедается салат или холодные закуски. Не спешите съесть каждое блюдо сразу. Вы пришли не перекусить, а посидеть, пообщаться с друзьями, влиться в радостную атмосферу кафе или ресторана, насладиться музыкой.

Различные поводы приёма гостей требуют разного накрытия стола: стол - фуршет, кофейный или чайный стол, обеденный стол.

Стол - фуршет (шведский стол) устраивается, в основном, на различных презентациях, конференциях. На длинном столе, покрытом скатертью, расставляются холодные закуски (бутерброды, канапе, салаты, фрукты, мясные нарезки). Рядом стопочкой стоят тарелки, лежат вилки. Каждый желающий сам берёт тарелку с вилкой и накладывает себе то, что ему нравится и, стоя, ест. Незрячий человек без помощи сопровождающего в данной ситуации не справится. Сопровождающий должен рассказать о закусках на столе и следить за тем, чтобы ваша тарелка не была пустой,

Кофейный или чайный стол - это стол с приборами для чая или кофе. К ним подаются торты, пирожные, сандвичи, сахар, варенье. Такие столы организуются для встречи официальных лиц в домашней обстановке.

Дома мы принимаем гостей, накрывая обеденный стол. Рассмотрим подробнее сервировку обеденного стола. Праздничность столу придают красивая белоснежная скатерть и салфетки. Для защиты скатерти от пятен её накрывают полиэтиленовой плёнкой или синтетической скатертью. Незрячему человеку лучше иметь синтетическую скатерть, с которой легко смываются пятна от соусов, вина. По средней линии стола, которая определяется ориентиром - перегибом скатерти, расставляются салаты, холодные закуски, специи. Стол накрывается в зависимости от количества гостей. Для каждого гостя ставится большая мелкая тарелка, слева кладётся вилка зубчиками вверх, справа нож (лезвием к тарелке), и ложка. Стаканы и рюмки ставятся по правую сторону тарелки. На большую мелкую тарелку кладётся салфетка и ставится закусочная тарелочка, которая убирается, когда закуска съедена.

Владея навыками ведения домашнего хозяйства, вам не составит труда принять гостей. Стоит только приготовить горячие блюда и нарезать продукты для салатов. Салаты делаются заранее, чтобы они пропитались в холодильнике или делаются только заготовки: варятся овощи, яйца и так далее. Все ингредиенты в салаты нарезаются равными кубиками. Ожидая гостей, готовьте только 2-3 знакомых вам салата. Овощи и фрукты выбирайте только хорошего качества, промойте их под проточной водой. Салаты выглядят аппетитнее, если их украсить дроблёными орешками или разрезанными дольками сваренного вкрутую яйца, разложив их в центре солнышком, дольками помидоров, веточками укропа или петрушки. Можно отдельно подать крупно нарезанные овощи. На плоской тарелке разложить зелёные листья салата, а на них нарезанные дольками помидоры, огурцы. Всё сбрызнуть лимонным соком, посолить, поперчить.

Не забывайте, что многие овощные салаты заправляются майонезом непосредственно перед подачей на стол.

Купите готовые мясные нарезки и разложите в небольшие плоские тарелки. Хлеб купите нарезанный. Яркие и ароматные фрукты (апельсины и яблоки), нарезаются пластиками толщиной 5-7 мм. Мандарины подаются целыми.

Горячие блюда также можно красиво оформить: на блюдо выкладываются сваренные пельмени (голубцы, тушёный картофель с мясом и так далее), по краям горкой кладётся зелёный горошек, мелкие помидорки. Сваренные пельмени можно посыпать клюквой. Блюдо сразу приобретает яркий праздничный вид.

В жаркую летнюю пору можно подать холодную окрошку. Для её приготовления главное красиво нарезать продукты: огурцы потереть на тёрке, картофель, яйца, колбасу нарезать кубиками. Вместо кваса можно использовать кефир, разбавленный холодной кипячоной водой (1 к 4) и добавить сметану. Окрошка готова.

Спиртные напитки ставятся поближе к тому, кто будет их разливать. Обычно, это делает зрячий человек или слабовидящий. Бутылки вина и водки должны быть открытыми, на стол ставится бутылка минеральной воды, а если к столу подаётся шампанское, то его открывают непосредственно за столом и сразу же разливают в фужеры, наполняя их наполовину.

При самостоятельной сервировке стола незрячей хозяйкой движения её рук должны быть плавными. Расставив салатники по средней линии стола (ориентир), накройте одну его половину. Осторожно расставьте тарелки с закусками, фруктами, хлебом. При этом одна рука держит тарелку, а другая осуществляет движения по столу, определяя, таким образом, место для тарелки. На второй половине стола поставьте то же самое, а затем расставьте тарелки для каждого гостя, разложите столовые приборы, поставьте стаканы для напитков и рюмочки. Справа от тарелки кладутся бумажные салфетки, чтобы каждый мог вытереть грязные руки и промокнуть рот, а на закусочной тарелке кладётся свёрнутая полотняная салфетка, которая должна лежать у гостя на коленях, защищая одежду от попадания пищи.

В последнюю очередь вдоль стола расставляются стулья, проверяется наличие прибора возле каждого стула. Зрячие гости всегда окажут помощь вам. За столом незрячие люди рассаживаются вперемешку со зрячими.

Очень важен для незрячего процесс взаимодействия с окружающими его людьми, особенно в малознакомой компании. Поэтому к намечающемуся торжеству необходимо подготовиться дома: найдите подходящее к случаю стихотворение, тост. Подумайте, о чём можно поговорить с гостями, о каких событиях можно начать беседу, как поддержать разговор, не отмалчиваться, благодарить за оказанную помощь. Попадая в различные компании, нужно смело участвовать в различных забавах: в играх за столом, отгадывании загадок, конкурсах, танцах. Совсем неважно, как вы танцуете, главное - участие в общем веселье. Не замыкайтесь и веселитесь от души.

Не злоупотребляйте алкоголем. Если пить совсем не можете или не хотите, не говорите об этом вслух. При очередном тосте поднесите рюмку ко рту, пригубите и поставьте её на стол. Не переедайте: такой гость неинтересен, его тянет в сон.

Попадая в компанию зрячих людей, вы должны помнить, что ваши движения должны быть чёткими, уверенными и бесшумными, чтобы не привлекать к себе повышенного внимания окружающих. Во время приёма пищи, туловище следует слегка наклонять вперёд, локти на стол не класть, держать надо столом только кисти рук.

За обеденным столом, так же как и в кафе, сначала съедаются салаты и закуски, затем горячее блюдо. Несъедобные остатки следует положить на край тарелки - подставки или на закусочную тарелочку. Нужно помнить, что воспитанные люди едят спокойно, не издавая никаких звуков, не чавкая и не фыркая. Не следует разговаривать с набитым ртом. Некультурно делать замечания хозяйке, критиковать еду, если она даже невкусная. Промахи, оплошности, сделанные членами семьи или гостями, не замечаются (пролитое вино, просыпанная соль).

Некоторые блюда нужно есть ножом и вилкой. Вилку держат в левой, а нож в правой руке. Нож играет двойную роль: им режут пищу и накладывают на вилку гарнир. Ножом и вилкой пользуются тогда, когда на второе поданы такие блюда, как жаркое, антрекоты, отбивные котлеты, мясо, приготовленное куском (эскалоп), кулебяки, пироги. Только крылышки птицы и куски мяса, в которых имеется много косточек, при еде можно брать пальцами. Не можете разрезать мясо сами, обратитесь за помощью к зрячему соседу.

Некоторые вторые блюда едят вилкой: котлеты, рулеты, гуляши, паштеты, омлеты, рис, макароны, пельмени, мягкие овощные гарниры, картофель. Жареную рыбу нужно есть вилкой, слегка прижимая рыбу к тарелке кусочком хлеба. Есть нужно очень осторожно и аккуратно, тщательно очищая её от костей.

На десерт подаются фрукты, ягоды, конфеты, пирожные, торты, чай, кофе и так далее. Для каждого гостя ставится десертная тарелка, кладётся десертная ложка, которой едят торт или пирожные. Мягкие ягоды (малина), едят ложкой. Чайные чашки заполняются на три четверти объёма. Сахар размешивается чайной ложечкой беззвучно, затем она вынимается и кладётся на блюдце. Чтобы чувствовать себя комфортно в любой компании, незрячему человеку нужно тренироваться в домашней обстановке в овладении навыками пользования вилкой и ножом, тогда пребывание за любым столом не будет неловким, скованным, а иногда просто мучительным для себя и окружающих, а на первом плане окажется удовольствие от вкусной еды и общение с приятными людьми.



Просмотров: 498
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Иногда то, чего вы так сильно хотите - может быть совсем не тем, что вам действительно нужно
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Что нужно для того, чтобы любить и быть любимым?
  • Как понять кто я для него: мама, дочка или любимая женщина? Что делать чтобы быть любимой женщиной?
  • Не нужно быть финансовым гением, чтобы разбогатеть. Для этого нужно вот что
  • Для чего психологу нужен кабинет? Может быть, принимать клиентов дома? Или в кафе?
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Стараться для мужчины - это не совсем то, что нужно мужчине, чтобы любить Вас
  • Как понять, для чего нам послан этот человек - только для опыта или все же для счастья и любви
  • Ребёнку можно всё? Или как быть с правилами и с тем, что нельзя.
  • Искуство Быть Живым .... или как для других мы создаем правила, а для себя — исключения.
  • Ну почему так просто тебя мужчина не любит, а для этого нужно что-то делать?
  • Что нужно для того, чтобы встретить Своего человека и Взаимную любовь!?
  • Что нужно делать для того, чтобы стать женщиной мечты?
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Что нужно иметь для того чтобы знакомиться с мужчинами
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Что нужно сделать, чтобы всегда быть «при деньгах». Проверено на себе!
  • Чтобы быть с другим, нужно все делать для него
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Выбор партнера. Как можно повернуть ситуацию с пользой для себя, или не все хотят замуж.
  • Можно я буду сам собой? Или почему я должен делать именно так.
  • Это страшное слово НЛП или как легко и просто заставить его работать его на себя!
  • Для того чтобы видеть, нужно быть Здесь!
  • Что нужно для достижения результатов – Цель, Желание или Намерение?
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Я хочу лучшего психолога для себя, или Как выбрать психолога. Как понять, что терапевт вам подходит?
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь