Есть люди, которые считают, что без насилия над собой ничего в жизни не добиться. И они привыкли обращаться с собой жестко, строго и без сантиментов.
Когда такой человек приходит в терапию, он обычно превращает процесс во что-то мучительное. То психолог оказывается кем-то, кто должен принуждать и мучить пациента. То пациент себя ощущает правильным и дисциплинированным, а терапевта тем, кого надо понукать, чтобы «процесс сдвинулся с места».
А все потому, что у пациента только два полюса функционирования. На одном – он тот, кто ничего не хочет, ему ничего не надо, тяжело себя заставить что-то сделать, ему не очень интересна его жизнь, его работа и т.д. Назовем этот полюс условно «лентяй» или «Обломов». И есть другой полюс, где нужно себя принуждать, пинать под зад и «шевелиться». Это условный полюс «достигатор». И вот человек то тут, то там.
Когда он «лентяй», то он расслаблен и получает удовольствие, но при этом ругает себя, чувствует вину, ощущает себя «плохим». А когда «достигатор», тут уже другая крайность, никаких радостей и удовольствий, но можно чувствовать себя «хорошим», «правильным», чего-то добивающимся.
При общении с такими людьми мне представляется ребенок, которого «дергает» взрослый. «Делай то, делай это», «не ленись», «а как ты думал, жизнь – легкая штука», «так ты ничего в жизни не добьешься» и т.д. В этой истории ребенок всегда пассивная фигура, он уже сам не знает, чего хочет, ему и неинтересно, он просто послушно выполняет то, что от него требует строгий родитель. «Чтобы отстали». Или чтобы меньше ругали. Или чтобы не чувствовать себя глупым, ленивым и плохим.
Только потом оказывается, что ребенок вырос, а вообще не знает ничего о себе, о своих желаниях и целях, не способен чувствовать радости жизни (кроме как тогда, когда все от него отстали и ничего не хотят).
Самое печальное, что такие люди совершенно не подозревают, что есть и другие способы действовать. И способы эти совершенно не про насилие над собой.
Приведу некоторые:
1. Игровое отношение к реальности. Если таковое имеется, человек воспринимает многое в жизни как интересный и увлекающий процесс. Ему хочется узнать новое, понять что-то глубже, попробовать разное, включить воображение и фантазию, творчески воспринимать свою работу, отношения, да что угодно. Вспомните, как иногда увлекательно и долго дети могут играть в придуманные ими игры и не уставать. Им это по-настоящему интересно.
С пациентами, о которых я пишу, скорее всего почти не «играли», и у них не сформировалось такое игровое отношение к реальности. Либо тебя заставляют, а тебе ничего не надо, либо тебя оставляют в покое, и тогда ты плохой и ленивый, и тебе ничего не хочется, ты бесполезно проводишь свое время.
Мне представляется такой строгий взрослый, который требует от ребенка правильности, серьезности, не играет с ребенком, не дурачится. Взрослый включается только, чтобы поругать или чему-то поучить, покритиковать. И в этом контакте нет места веселью и непосредственности.
2. Любопытство. Любопытство – огромная сила. Ту же терапию можно воспринимать как самопринуждение или принуждение со стороны терапевта. Но можно, например, чувствовать интерес, любопытство к своему внутреннему миру и погружаться в процесс с терапевтом.
К сожалению, люди с установкой на самомучение мало способны на такое азартное и озорное любопытство. Хотя вот, если подумать, ребенок от природы – существо любопытное. И все эти «почему», и желание что-то узнать, увидеть, куда-то залезть, куда не додумается взрослый.
Но любопытство можно убить, если маленького человека постоянно контролировать. «Это не трогай», «туда не ходи», «это нельзя». Еще бывают насмешки над всякими детскими поступками.
Есть, конечно, адекватные запреты, но очень часто взрослые слишком стараются, чтобы сделать из ребенка кого-то серьезного, послушного, управляемого. И тогда убивается любопытство. Так что потом растет ребенок, а ему ничего неинтересно.
Чтобы добавить оптимизма в статью, скажу, что работа с психологом может помочь таким пациентам научиться «играть», чувствовать больше радости, удовольствия, меньше себя мучить и при этом чего-то добиваться в жизни.