Действительно ли нужно себя мучить, чтобы что-то получилось?

Автор статьи: Анна Хидирян

 

Действительно ли нужно себя мучить чтобы что то получилось

Есть люди, которые считают, что без насилия над собой ничего в жизни не добиться. И они привыкли обращаться с собой жестко, строго и без сантиментов.


Когда такой человек приходит в терапию, он обычно превращает процесс во что-то мучительное. То психолог оказывается кем-то, кто должен принуждать и мучить пациента. То пациент себя ощущает правильным и дисциплинированным, а терапевта тем, кого надо понукать, чтобы «процесс сдвинулся с места».


А все потому, что у пациента только два полюса функционирования. На одном – он тот, кто ничего не хочет, ему ничего не надо, тяжело себя заставить что-то сделать, ему не очень интересна его жизнь, его работа и т.д. Назовем этот полюс условно «лентяй» или «Обломов». И есть другой полюс, где нужно себя принуждать, пинать под зад и «шевелиться». Это условный полюс «достигатор». И вот человек то тут, то там.


Когда он «лентяй», то он расслаблен и получает удовольствие, но при этом ругает себя, чувствует вину, ощущает себя «плохим». А когда «достигатор», тут уже другая крайность, никаких радостей и удовольствий, но можно чувствовать себя «хорошим», «правильным», чего-то добивающимся.


При общении с такими людьми мне представляется ребенок, которого «дергает» взрослый. «Делай то, делай это», «не ленись», «а как ты думал, жизнь – легкая штука», «так ты ничего в жизни не добьешься» и т.д. В этой истории ребенок всегда пассивная фигура, он уже сам не знает, чего хочет, ему и неинтересно, он просто послушно выполняет то, что от него требует строгий родитель. «Чтобы отстали». Или чтобы меньше ругали. Или чтобы не чувствовать себя глупым, ленивым и плохим.


Только потом оказывается, что ребенок вырос, а вообще не знает ничего о себе, о своих желаниях и целях, не способен чувствовать радости жизни (кроме как тогда, когда все от него отстали и ничего не хотят).


Самое печальное, что такие люди совершенно не подозревают, что есть и другие способы действовать. И способы эти совершенно не про насилие над собой.


Приведу некоторые:


1. Игровое отношение к реальности. Если таковое имеется, человек воспринимает многое в жизни как интересный и увлекающий процесс. Ему хочется узнать новое, понять что-то глубже, попробовать разное, включить воображение и фантазию, творчески воспринимать свою работу, отношения, да что угодно. Вспомните, как иногда увлекательно и долго дети могут играть в придуманные ими игры и не уставать. Им это по-настоящему интересно.


С пациентами, о которых я пишу, скорее всего почти не «играли», и у них не сформировалось такое игровое отношение к реальности. Либо тебя заставляют, а тебе ничего не надо, либо тебя оставляют в покое, и тогда ты плохой и ленивый, и тебе ничего не хочется, ты бесполезно проводишь свое время.


Мне представляется такой строгий взрослый, который требует от ребенка правильности, серьезности, не играет с ребенком, не дурачится. Взрослый включается только, чтобы поругать или чему-то поучить, покритиковать. И в этом контакте нет места веселью и непосредственности.


2. Любопытство. Любопытство – огромная сила. Ту же терапию можно воспринимать как самопринуждение или принуждение со стороны терапевта. Но можно, например, чувствовать интерес, любопытство к своему внутреннему миру и погружаться в процесс с терапевтом.


К сожалению, люди с установкой на самомучение мало способны на такое азартное и озорное любопытство. Хотя вот, если подумать, ребенок от природы – существо любопытное. И все эти «почему», и желание что-то узнать, увидеть, куда-то залезть, куда не додумается взрослый.


Но любопытство можно убить, если маленького человека постоянно контролировать. «Это не трогай», «туда не ходи», «это нельзя». Еще бывают насмешки над всякими детскими поступками.


Есть, конечно, адекватные запреты, но очень часто взрослые слишком стараются, чтобы сделать из ребенка кого-то серьезного, послушного, управляемого. И тогда убивается любопытство. Так что потом растет ребенок, а ему ничего неинтересно.




Чтобы добавить оптимизма в статью, скажу, что работа с психологом может помочь таким пациентам научиться «играть», чувствовать больше радости, удовольствия, меньше себя мучить и при этом чего-то добиваться в жизни.

 

 



Просмотров: 922
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как стать нормальной - по пояс оловянной, чтобы ничего не чувствовать и ни на что не реагировать?
  • Как начать что-то делать и чувствовать себя при этом хорошо: ритуалы радости
  • Как жить если на все 100% знаешь, что не добьешься абсолютно ничего в этой жизни
  • Без чего невозможна любовь к себе или что необходимо знать, чтобы действительно полюбить себя
  • Из гусеницы к новой жизни. Или что происходит, когда уже ничего не помогает.
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Чтобы что-то понять, иногда надо принять, что не все можно понять
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Когда учеба в радость, или что можно сделать уже сегодня, чтобы завтра дети сами захотели пойти в школу
  • Когда обращаться к психологу или что мешает чувствовать себя счастливым
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Что такое поиск себя, и почему у нас ничего не получается?
  • Что стоит за агрессией и раздражением и что можно сделать, чтобы уменьшить эти состояния?
  • Что делать или 5 шагов, чтобы изменить себя и свою жизнь?
  • Что конкретно нужно сделать, чтобы полюбить себя?
  • Когда вам надоест думать, что вы сделали не так и вести себя, как хотят другие, тогда вы и начнете жить
  • Что можно сделать уже сегодня, чтобы изменить свою жизнь к лучшему?
  • Чего нельзя делать, когда близкий человек в депрессии? И что ему сейчас нужно?
  • Мой ребенок ничего не хочет. Что делать?
  • Мой ребенок ничего не хочет. Что делать?
  • Если хотите этого, как можно чаще, делайте вид, что ничего не происходит
  • Дежавю, когда казалось, что уже ничего нет и не может быть!
  • Что делать, когда делать ничего не хочется, или Три способа, как восполнять ресурсы
  • Хочу всего и побольше, и чтобы мне за это ничего не было.
  • Границы и место. Или как я ощущаю себя, когда другие не признают, что для меня это важно
  • Нет ничего, кроме того что есть.
  • Все болит, ничего не помогает или Что такое ипохондрия
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь