Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения

Вопрос о смысле жизни является актуальным как в норме, так и при потере зрения. Потеря зрения — событие драматичное. Оно является тяжелой психической травмой для человека. Психическая травма приводит к тому, что человек долгое время остается центрированным на своих переживаниях. Под влиянием этих переживаний может происходить существенное обесценивание: «Кому я такой нужен? Что я теперь могу?», - что приводит к потере смысла жизни у слепых и слабовидящих.

Смысл жизни — психологическая реальность, независимо от того, в чем человек его видит. Под влиянием дефекта зрения у слепых и слабовидящих возникает своеобразная установка — реакция на дефект, носящая яркий личностный отпечаток. В психологии проблема смысла жизни изучается с точки зрения того, как, под влиянием каких факторов происходит формирование смысла жизни в индивидуальном развитии личности и как сформировавшийся смысл жизни и его отсутствие влияют на жизнедеятельность и сознание человека. При изучении смысла жизни в психологии сложилось много точек зрения по данной проблеме. Тульчинский Г.К. выделил три аспекта смысла жизни:

  1. Смысл жизни как социально-идеологическая модель жизни.
  2. Объективная направленность жизнедеятельности, которая може гне осознаваться.
  3. Субъективно осознанный смысл жизни.


Ведин И.Ф. (1987) выделил следующие компоненты смысла:

  1. Объективное осознание смысла.
  2. Реализация оснований смысла в представлении о смысле.


Франкл В. рассматривает стремление к поиску и реализации смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Отсутствие смысла жизни, по мнению Франкла В., порождает состояние экзистенционального вакуума, приводящего к специфическим ноогенным неврозам. Утверждая уникальность понятия смысла жизни, он ввел представление о ценностях — смысловых универсалиях, кристаллизующихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человек сталкивается. Это позволяет наметить  пути осмысленности жизни:

  1. С помощью того, что мы даем жизни (в смысле творческой работы).
  2. С помощью того, что мы берем от мира (смысла переживания ценностей).
  3. Посредством позиции, которую мы занимаем по отношению к себе и которую мы не в силах изменить (Франкл В., 1969).

Смысловая установка — неосознанное состояние готовности личности, предрасположенности к деятельности, с помощью которого мо-жет быть удовлетворена та или иная потребность. Установка — готовность к восприятию и осмыслению объекта и действия с ним, сформированная в прошлом опыте.

УнадзеД Н. показал, что процесс формирования фиксированных смысловых установок определяет поведение человека. Он выделил три компонента смысловых установок:

  1. когнитивный — образ того, что готов познать и воспринять человек;
  2. эмоционально-оценочный — компонент симпатий и антипатий к объекту установки;
  3. поведенческий — готовность человека определенным образом действовать в отношении объекта установки, осуществлять волевое усилие (Узнадзе Д.Н., 1984).

Бруньери Ф. и Цукерман Дж. (1992) считали, что люди, ориентированные на автономию, отличаются большей целостностью натуры, а люди ориентированные на контроль извне, отличаются слабостью, отрицанием своих возможностей.

На основании данных исследований можно сделать вывод о том, что при нарушениях зрения у человека существует установка на дефект, влияющая на потерю смысла жизни. Данная особенность характеризуется отношением к дефекту: люди становятся беспомощными, у них возникает убеждение достигнуть чего-то существенного в жизни. Таким образом, мы сталкиваемся с двумя взаимоисключающими понятиями инвалидностью и полноценностью.

В тифлопсихологии отмечается, что потерявший зрение человек не может в процессе интеграции восстановить и развить все свои психические возможности (Гулек О.).

Важной проблемой в понимании смысла жизни слепых и слабовидящих является проблема социального статуса человека в обществе. Особенности формирования личности человека с нарушением сенсорного  о развития определяются не только дефектом, но и всем комплексом систем отношений в обществе.

Важным фактором интеграции слепых и формирования на этой основе смысла жизни является адекватное отношение ближайшего окружения (членов семьи) к их дефекту, что является основой и базисом для успешного включения незрячих в жизнь общества.

Целью экспериментального исследования стало выявление особенностей осмысленности жизни, ее насыщенности и преодоления трудностей, возможностей выполнения человеком своих обязанностей, удовлетворенности самореализацией, управляемости жизнью (человек является хозяином своей жизни или он подвластен ей) у слепых и слабовидящих людей.

Экспериментальной базой являлся Центр реабилитации слепых имени Наумова. В исследовании принимали участие 171 человек в возрасте 17 — 70 лет.

Методами исследования являлись методика «СЖО» Леонтьева Д.А., адаптированная для слепых и слабовидящих, методы математической статистики (нахождение средних значений, критерий различий Стьюдента).

Методика «СЖО» имеет 6 шкал, по которым анализировались полученные результаты:

0— общая осмысленность жизни;

1— цели жизни;

2—- процесс жизни;

3— результат жизни;

4— локус контроля «Я»;

5—локус контроля жизни.

Особенностями проведения методики «СЖО» являлось то, что ответы испытуемых регистрировались диктофоном, и работа проводилась с каждым человеком индивидуально с целью создания комфортной атмосферы.

Результаты проведения экспериментального исследования приведены в таблице.

Результаты проведения методики «СЖО» со слепыми и слабовидящими людьми (средние значения)

Осмысленность жизни у людей с нарушениями зрения

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы: 

1. При сравнении с нормативными показателями по всем шкалам, практически все полученные результаты имеют низкие значения. Возможными причинами этого могут быть: понимание и восприятие самого дефектаорения, сужение социальных связей слепых и слабовидящих людей и в связи с этим своеобразие их адаптации в обществе.

2. Наиболее существенные различия (для анализа использовался критерий различий Стьюдента) выявились:

- по шкале «Осмысленность жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.24, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.33, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале наиболее низкие показатели регистрируются у людей с врожденной слепотой (X = 72,45161) и наиболее высокие — у людей с остаточным зрением с детства (Х=82,67742) и приобретенным остаточным зрением (X = 82,75862), то есть они более остальных понимают смысл своей жизни. Такие результаты объясняются тем, что у людей с врожденной слепотой изначально нарушены социальные связи, люди с остаточным зрением с детства aдаптированы к своему дефекту с детства, а у людей с приобретенным остаточным зрением адаптация происходит быстрее в связи с наличием остаточного зрения. Здесь также большое влияние оказывает социальное окружение человека— при благоприятной социальной ситуации влияние дефекта на осмысленность жизни уменьшается;

- по шкале «Цели жизни» — между группой людей с приобретенной и слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.10, а = 0,05), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.97, а=0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.46, а = 0,05), между группой людей с остаточным зрением с детства и группой людей со слепотой с детства (t- Ст= 3.27, а = 0,01), между группой людей с приобретенным остаточным зрением и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.51, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (Х=17,83368), врожденной слепотой (Х=17,64581) и слепотой с детства (Х= 18,39000). Эти люди, возможно, живут только сегодняшним днем и часто думают о прошлом. Такие данные объясняются особенностями взаимодействия с социальным окружением, осознанием дефекта зрения. Наиболее высокие баллы регистрируются у людей с врожденным остаточным зрением (X = 20,76903), остаточным зрением с детства (X = 21,04323), приобретенным остаточным зрением (Х= 20,55241). Эти люди имеют какие-то цели в жизни, устремлены на будущее;

- по шкале «Процесс жизни» — между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст =2.65, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.35. а - 0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 3.22, а = 0,01), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 3.58, а = 0,01), между группой людей с остаточным зрением сдетства и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.27, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 21,75789), с врожденной слепотой (X = 21,30258), с врожденным остаточным зрением (Х = 20,49290). Для них, возможно, характерна неудовлетворенность своей жизнью в настоящем. Люди с врожденной слепотой изначально имеют свой стиль жизни (потому что уже рождаются такими), они отличаются особенностями осознания дефекта и особенностями интеграции. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (X = 24,78710) и с приобретенным остаточным зрением (X = 24,48690). Эти люди отличаются большей стабильностью своей жизни;

- по шкале «Результат жизни» — различия между группами испытуемых не выявились. Такие данные свидетельствуют о том, что практически все слепые и слабовидящие одинаково видят результат своей жизни. Так как средние значения результатов по этой шкале ниже нормативных показателей, то можно сделать вывод, что слепые и слабовидящие люди большей частью не удовлетворены свой жизнью в целом. При нормальной ситуации развития, в процессе адаптации люди с дефектами зрения понимают, для чего они живут, какими будут результаты их жизни;

- по шкале «Локус контроля Я» — между группой людей с приобретенной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.29, а = 0,05), между группой людей с врожденным остаточным зрением и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.10, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с приобретенной слепотой (X = 14,61737). Эти люди, возможно, не верят в свои силы, в свои возможности. Приобретенная слепота является тяжелой психической травмой для человека, что влияет на результаты поданной шкале. Для них пик тросами являются: «Кто я такой?», «Кем я был и каким я стал?», «Каким я буду в будущем?». Наиболее высокие показатели — у людей с приобретенным остаточным зрением (X = 17,71862). Они, возможно обладают достаточной свободой выбора, представляют себя более сильной личностью (по сравнению с другими). До какого-то времени люди с приобретенным остаточным зрением развивались нормально, и потерязрения практически не повлияла на позитивную самооценку;

- по шкале «Локус контроля жизни»—между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с остаточным зрением с детства (t — Ст = 2.88, а = 0,01), между группой людей с врожденной слепотой и группой людей с приобретенным остаточным зрением (t — Ст = 2.41, а=0,05) между группой людей с врожденной слепотой и группой людей со слепотой с детства (t — Ст = 2.40, а = 0,05). Таким образом, по данной шкале низкие показатели регистрируются у людей с врожденной слепотой (X = 25,75613). Эти люди, большей частью, склонны к фатализму. Такие данные объясняются осознанием своего дефекта: люди с врожденной слепотой не видят смысла жизни, цели жизни, неадекватно понимают, что такое вообще жизнь. Наиболее высокие показатели регистрируются у людей с остаточным зрением с детства (Х = 31,10387), с приобретенным остаточным зрением (X = 30,32667) и со слепотой с детства (X = 30,64267). Для них, возможно, более характерна убежденность в том, что жизнь подвластна, что они могут контролировать свою жизнь и сами принимать решения. Такие данные объясняются социальной ситуацией развития этих людей — в школе, в семье, - проведением коррекционной работы.

Наглядно результаты экспериментального исследования представим па диаграмме:

Результаты проведения методики СЖО с разными группами слепых и слабовидящих (средние значения)

Также выявлялись различия результатов проведения методики «СЖО» между слепыми и слабовидящими по шкалам. Значимые различия выявились по шкале «Цели жизни» (t — Ст = 2.85, а = 0,01). Низкие показатели регистрируются у слепых людей (X = 17.97), а высокие — у слабовидящих людей (X = 20.79). Таким образом, для слепых людей характерна ориентация на настоящее и прошлое, а для слабовидящих людей — целеустремленность, нацеленность на будущее. Такие данные объясняются наличием остаточного зрения у слабовидящих людей и полным его отсутствием у слепых, то есть зависят от степени выраженности дефекта, от степени его осознания и от собственных переживаний по этому поводу.

Итак, результаты проведения методики «СЖО» показали, что наиболее осмысленной свою жизнь считают люди с остаточным зрением с детства и люди с приобретенным остаточным зрением. Жизнь для них более насыщена, они легче преодолевают трудности, более удовлетворены самореализацией и управляемостью своей жизни. У людей с врожденной слепотой менее всего выражен смысл жизни личности, смысложизненные ориентации.

Таким образом, благодаря методике «СЖО» Леонтьева Д.А. можно изучать особенности смысловой сферы слепых и слабовидящих, наметить пути их адаптации в обществе.

 

Список литературы     

1.Гудонис В. Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушением зрения //Дефектология. — №2. —1996.

2.Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. — М., 1999.

3.Петровский А.В. Основы общей психологии. — М., 1984.

4.Суворов А.В. Труд души: человечность.—М., 1986.

5.Фобии и тревожные ожидания поздноослетиих: Методическое пособие для работников тифлопедагогики А ПН Института им. Герцена. — М., 2003.

6.Франкл В. Человек в поисках смысла. —М., 1990

7.Шкляев А.В. Слепота и что за ней. — М., 1998.

 

Агавелян O.K., доктор психологических наук, профессор, г. Новосибирск

Криводонова Ю.Е., аспирант кафедры практической и коррекционпой психологии БПГУ

Сапожникова Т.В., аспирант кафедры практической и коррекционпой психологии БПГУ



Просмотров: 572
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • «Страх выступления перед большой группой людей»
  • Сценарии жизни людей
  • 25 принципов жизни успешных людей
  • Почему в моей жизни так много плохих людей?
  • Два типа людей, которых вы встретите в жизни
  • В борьбе за умы людей всегда побеждает та группа людей, в которой разрешается свинство.
  • Убежать от проблем и от жизни: трагедия людей с избегающим поведением
  • Роль стыда в жизни зависимых и склонных к зависимости людей.
  • Кто же я, бесстрашный воин или тварь дрожащая? Про страхи в человеческой жизни людей.
  • Как песчинка становится жемчужиной. О пользе раздражающих людей в нашей жизни
  • Верования детства у взрослых людей перерастают в предрассудки
  • Зачем люди ищут людей?
  • Сомневаетесь в эффективности психотерапии? Результаты работы психолога Фила Тоула с группой «Metallica»
  • Как люди очеловечивают собак и особачивают людей
  • Взаимосвязь между книгой из детства и сценарием взрослой жизни.
  • Как некоторые люди энергетически и психологически «подъедают» других людей
  • Слон и Моська, или Почему люди оскорбляют других людей-2
  • Родовые травмы человека, их степень влияния на жизнь людей и психотерапевтические методы работы с ними
  • Особенности ценностно-смысловой сферы личности молодых людей с разным уровнем выраженности религиозности
  • Смысл в жизни и жизнь без смысла.
  • Что мешает обществу принимать людей с особенностями?
  • Какие причины заставляют человека оскорблять других людей?
  • Поиск смысла жизни как основа для формирования и развития личности
  • 10 особенностей психологии богатых людей.
  • Всегда говори "нет". Часть первая: люди среди людей
  • Поиск пропавших людей. Куда пропала бабушка? Куда и почему пропадают люди, и как их искать?
  • Жизнь на сломе. Что приводит людей в ряды террористов и как этого избежать
  • Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости
  • В психологии не бывает случайных людей...
  • Принимать людей такими, какие они есть?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь