|
Теоретические аспекты исследования феномена свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелостиАвтор статьи: Екатерина Бирюкова
Статья принята к публикации в сборник конференции XX Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Психология личности: культурно-исторический подход» Аннотация: В статье представлен анализ подходов к рассмотрению феномена свободы выбора, показана связь данной категории с особенностями возраста ранней зрелости. Обоснована актуальность изучения феномена свободы выбора и поиска средств консультативной помощи в ее развитии. На основе анализа психологической литературы сформулировано определение и выделены признаки свободы выбора. Переживание свободы выбора у людей в возрасте ранней зрелости во многом связано с особенностями данного возрастного периода, который ставит для молодого человека ряд задач (иногда достаточно противоречивых для условий нашего общества), побуждающих личность к поиску собственного пути развития и принятию ответственности за выбранный «маршрут». Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островская указывают, что в существующих нестабильных условиях (неустойчивая социально-экономическая ситуация, неясность нравственных принципов, увеличение скорости жизненного ритма) индивидууму сложно найти какой-либо «фундамент» во внешней среде, существенным становится открытие и ощущение сил внутри себя, способности личности к творческому преображению реальности [19]. К основным задачам возраста ранней зрелости Э. Эриксон [22], Г. Шихи [21], Б. Ливехуд [11] и др. относят готовность к вступлению в близкие отношения, создание семьи, самореализацию, получение профессии, развитие профессиональных навыков, обретение самостоятельности, способности к осознанному выбору. Э. Эриксон в качестве главной характеристики и задачи данного возрастного периода обозначает вступление в близкие отношения с Другим без потери собственной идентичности [22]. Данная идея нашла яркое отражение в исследовании феномена свободы выбора современных авторов, Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островской. Исследователи рассматривают свободу выбора через категорию личностной автономии, которую определяют, с одной стороны, как способность к свободному выбору, основанному на внутренних побуждениях, смыслах и желаниях, с другой стороны, как умение осуществлять себя во взаимоотношениях, готовность устанавливать тесную психологическую связь с другими, без потери собственной индивидуальности [19]. Всё вышесказанное подчеркивает актуальность исследования феномена свободы выбора, а также поиска форм консультативной помощи молодым людям в обнаружении и ощущении своей внутренней опоры и совершении осознанного выбора собственного пути развития. Анализ работ зарубежных и отечественных психологов показал многообразие взглядов на феномен свободы выбора. В зарубежной психологии свобода, как возможность делать свободный выбор в ограниченной степени, стала рассматриваться с начала XX века представителями психоанализа [7]. Свобода выбора понималась как высокая степень осознания бессознательных факторов, влияющих на человеческие поступки (К. Юнг, Э. Берн) [7]; способность устанавливать баланс между насыщением своих побуждений и выстраиванием согласованных отношений с другими людьми (Э. Фромм, Э. Эриксон) [20], [22]; возможность делать собственный жизненный выбор с опорой на развитую самоидентичность (Э. Эриксон) [22]. В когнитивно-поведенческом подходе, в рамках теорий принятия решений, понятие свободы выбора практически не рассматривается. Авторы оперируют понятием «верного», с позиции рациональности, выбора, подразумевающим определение альтернативы, в наибольшей степени реализующей поставленную цель, посредством соотнесения и упорядочения существующих возможностей, расчета успешности их исходов (Ю. Козелецкий, Д. Канеман, А. Тверски и др.) [10]. Сами авторы теорий принятия оптимального решения, на основании проведенных исследований, признают ограниченность предложенных моделей влиянием субъективных факторов, уникальностью ситуации, неопределенностью и разнохарактерностью альтернатив (Ю. Козелецкий, Д. Канеман, А. Тверски, В.И. Моросанова и др.) [6], [10]. Свобода выбора в теориях принятия решения рассматривается Ю. Козелецким как возможность целостно воспринимать обстоятельства выбора и получать удовлетворение от принятия решения за счет существования умеренного (не чрезмерного) количества альтернатив [10]. В когнитивно-поведенческом направлении свобода выбора понималась также, напротив, как преобладание широкого перечня вариантов определения собственных поступков (А. Бандура) [1]; как свобода осуществлять выбор в той мере, какую человек сам внутренне для себя устанавливает (Дж. Келли) [7]; как способность индивидуума принимать ответственность за последствия своих действий через осознание зависимости результатов собственной жизни от самого себя (Дж. Роттер) [7]. В экзистенциально-гуманистической психологии и психологическом консультировании, свобода выбора рассматривается как внутреннее свойство человека, особый образ жизни, согласованный с подлинными личностными смыслами, принципами и чувствами, как склонность осуществлять выбор на основе стремления к самореализации, самосовершенствованию и обретению нового опыта. Путь к расширению свободы выбора лежит через оказание доверия собственным переживаниям, принятие человеком неизвестности и личной ответственности за свое отношение и реакцию на существующие условия бытия, проявление смелости (К. Роджерс [18], А. Маслоу [14], Р. Мэй [15], В. Франкл [7], С. Мадди [12], И. Ялом [23] и др.). Специфической характеристикой свободы выбора в гештальт-консультировании является способность к осознаванию текущих процессов и определению своего актуального чувства и ведущей потребности (фигуры), а также возможности её удовлетворения в окружающей среде (с помощью творческого приспособления) и, как следствие сознавания, принятие ответственности за происходящее через присвоение себе собственных реакций (Ф. Перлз [16], Г. Йонтеф [5], Г. Масколье [13], И.А. Погодин [17] и др.). В отечественной психологии одними из первых свободу выбора стали изучать С.Л. Рубинштейн и Л.С. Выготский. С.Л. Рубинштейн рассматривал данный феномен как способность к самостоятельному и осознанному выбору, возможному благодаря развитой мыслительной деятельности и рефлексии, как высокий уровень проявления активности [7]. Л.С. Выготский, как указывает Е.И. Кузьмина, первый из отечественных психологов, кто решился эмпирическим путем исследовать феномен свободы выбора. Психолог исследовал проявление свободного выбора при наличии равнозначных и одинаково возможных вариантов действий в интеллектуально-игровой деятельности детей и подростков. В таких условиях ребенок, по своей инициативе, включал в ситуацию выбора добавочный вспомогательный элемент, игральный кубик, определяя с его помощью дальнейший ход своего поступка [4], [7]. С одной стороны, пишет Л.С. Выготский, такой выбор можно счесть несвободным, т.к. индивидуум, будто бы, перенес ответственность за свое решение на внешний предмет - игральную кость. Т.е. решил действовать определенным образом не из-за внутренних предпочтений, а «послушав» жребий. С другой стороны, свободу такому выбору придает добровольное и самостоятельное нахождение и избрание субъектом способа установления власти над своим актом выбора в условиях имеющейся игровой дилеммы, через проявленные мыслительные и творческие способности. Данный свободный выбор, как отмечал Л.С. Выготский, предполагает действие не по определенным указаниям, а подразумевает их создание, т.е. пробуждение инициативы и ответственности у самого ребенка [4]. В отечественном личностно-ориентированном подходе свобода выбора определяется как способность личности осуществлять ответственный выбор в ситуациях, где конкретные критерии принятия решения и альтернативы не обозначены (в нестандартных, неопределенных ситуациях), посредством самостоятельного поиска возможных вариантов будущего пути и установления индивидуальных ценностей и смысловых признаков. Важными составляющими свободы выбора являются: творческая активность, ответственность, принятие неопределенности, риск. Феномен свободы выбора исследовался как жизненная ориентация на перемены и построение нового будущего (А.Г. Асмолов [2], В.А. Петровский [10], Д.А. Леонтьев [9] и др.). Анализ эмпирических исследований позволил выявить преобладание недирективного подхода в консультативной работе с развитием свободы выбора (исследования Дж. Хелвега, Р. Якобсона, И. Ялома) [23]. В исследовании Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островской была показана эффективность групповой гештальт-терапии (консультирования) в повышении у людей возраста ранней зрелости (25-36 лет) автономии как способности к свободному выбору и автономии как умения реализовывать и выражать себя во взаимоотношениях [19]. Таким образом, анализ психологической литературы позволил уточнить определение и признаки свободы выбора. Свобода выбора - это естественно присущая человеку данность, особый стиль жизни, заключающийся в избрании своего пути и действий исходя из подлинных чувств, устремлений и способностей в гармоничном существовании со средой и принятием ответственности за развитие выбранного хода, которое не может быть определено однозначно. Признаками свободы выбора являются: способность выносить экзистенциальную тревогу (принятие неопределенности, риск, позитивное отношение к опыту), ответственность (интернальность, одиночество как принадлежность самому себе), творческое приспособление, самореализация, осознавание, психологическая целостность, самостоятельность, способность к сотрудничеству, выстраивание здоровых отношений (без изоляции и потери самоидентичности) и т.д. Список литературы 1) Андреев, А. В. Психология свободы личности: анализ научных трудов XX – начала XXI века [Текст] / А. В. Андреев // Молодой ученый. – 2016. – №24. – С. 271-274. 2) Асмолов, А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека [Текст] / Асмолов А. Г. – 3-е изд. – М. : Смысл, Академия, 2007. – 528 с. 3) Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. - М. : Мысль, 1988. – 301 с. 4) Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.3. / Проблемы развития психики [Текст] / Л. С. Выготский; отв. ред. Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1983. – 432 с. 5) Йонтеф, Г. Гештальт-терапия: введение [Текст] / Г. Йонтеф // Сборник материков Московского Гештальт Института. – М.: МГИ, 2001. – С. 11-19. 6) Канеман, Д. Рациональный выбор, ценности и фреймы [Текст] / Д. Канеман, А. Тверски // Психологический журнал. – 2003. – Т. 24. №4. – С. 31-42. 7) Кузьмина, Е. И. Психология свободы: теория и практика [Текст] / Е. И. Кузьмина. - СПб. : Питер, 2007. - 336 с. 8) Леонтьев, Д. А. Моделирование «экзистенциальной дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора [Текст] / Д. А. Леонтьев, Е. Ю. Мандрикова // Вестник Моск. ун-та. – 2005. - Сер. 14. Психология. - № 4. - С. 37-42. 9) Леонтьев, Д. А. Выбор [Текст] / Д.А. Леонтьев // Большая Российская Энциклопедия. - М. : БРЭ, 2006. – Т.6. – С. 103-104. 10) Леонтьев, Д. А. Психология выбора [Текст] / Е. Ю. Овчинникова, Е. И. Рассказова, А. Х. Фам. – М. : Смысл, 2015. – 464 с. 11) Ливехуд, Б. Кризисы жизни - шансы жизни: Развитие человека между детством и старостью [Текст] / Б. Ливехуд – Калуга: Духовное познание, 1994. – 217 с. 12) Мадди, С. Смыслообразование в процессах принятия решения [Текст] / С. Мадди // Психол. журн. – 2005. –Т. 26, №6. – С. 87-101. 13) Масколье, Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой [Текст]: монография / Г. Масколье; пер. Т. Велента. – М.: Боргес, 2010. – 131 с. 14) Маслоу, А. Новые рубежи человеческой природы [Текст] / А. Маслоу. - М. : Смысл, 1999. 15) Мэй, Р. Свобода и судьба [Текст] / Р. Мэй. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. - 288 с. 16) Перлз, Ф. Гештальт-подход, Свидетель терапии [Текст] / Ф. Перлз.; пер. с англ. М. Папуша. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 224 с. 17) Погодин, И. А. Рискуя быть живым: психотерапия присутствием [Текст] / И. А. Погодин. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 366 с. 18) Роджерс, К. О становлении личностью. Психотерапия глазами психотерапевта [Текст] / К. Роджерс – М.: Прогресс, 1994. – 256 с. 19) Федоренко, Е. Ю. Личностная автономия и возможности ее развития средствами групповой гештальт-терапии [Текст] / Федоренко Е.Ю., Островская Е.В. // Международный журнал экспериментального образования. – М, 2017. – № 5. – С. 82-86. 20) Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. – М. : Прогресс, 1990. 21) Шихи, Г. Возрастные кризисы. Ступени личностного роста [Текст] / Г. Шихи. – СПб. : Ювента, 1999. - 436 с. 22) Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон. – 2-е изд. – М. : Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с. 23) Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. – М. : Независимая фирма «Класс», 2014 – 576 с. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|