Уехать или остаться? (Работа с проблемой выбора и принятия решения)

Проблема выбора довольно часто приводит клиентов в кабинет психолога. И это довольно мучительная проблема. Причем очень часто клиенты прекрасно справляются с рациональной частью выбора: нередко в буквальном смысле прописывая на бумаге все «плюсы» и «минусы» возможных вариантов. А решение все равно не приходит. Зачастую это бывает связано с тем, что в процесс принятия решения вмешивается множество иных, менее осознаваемых, компонентов, прежде всего не рациональной, а эмоциональной природы.

Для того чтобы «вытащить» эти компоненты «на поверхность», помочь клиенту увидеть их и исследовать, мне очень нравится применять метафорические ассоциативные карты, причем используя прием выбора картинки «вслепую».

При такой работе с МАК важно подчеркнуть клиенту, что, вытаскивая наугад картинки, мы не занимаемся гаданием и «предсказанием будущего». Наша задача – глубже проникнуть в мысли и чувства, которые существуют, влияют на принятие решения, но недостаточно хорошо осознаются.

Оле 26 лет. Она моя коллега, психолог. Закончила бакалавриат и магистратуру, а недавно решила продолжить свое образование и поступила в аспирантуру.

Некоторую сумятицу в жизненные планы внесло хорошее, на самом деле, событие – Оля узнала, что у нее есть возможность поучаствовать в конкурсе на стипендиальную программу в одном из европейских университетов и продолжить учебу зарубежом.

И здесь-то наша героиня и столкнулась с проблемой выбора. Она говорит о том, что хотела бы использовать эту возможность, более того, мысли о переезде в Европу у нее возникали и раньше, но она не уверена, что это будет правильное решение. Больше всего в этой связи ее волнует то, как возможный выбор скажется на ее муже. Поехать-то с ней он сможет, но вот чем он будет там заниматься, не очень ясно. При разговорах муж вроде бы говорит, что поддержит ее любое решение, что он не против переезда, но в то же время не предпринимает никаких практических шагов в этом направлении: например, ему мы явно стоило «подтянуть» английский, но этого не происходит.

Чтобы глубже разобраться в ситуации для начала мы проясняем возможные решения. Оказывается, их три: все остается как есть (Оля продолжает учиться в аспирантуре в России, мысли о переезде откладываются на неопределенный срок), Оля уезжает с мужем в Европу и, третий вариант, который возникает уже по ходу нашего обсуждения: Оля уезжает в аспирантуру одна,  они с мужем поддерживают отношения на расстоянии, стараясь как можно чаще приезжать друг к другу.

Я записываю эти варианты на стикерах и затем прошу вытащить наугад по две карточки на каждый из них. Первую картинку мы вытаскиваем из портретной колоды «Альтер-Эго». Задача этой картинки – помочь ответить на вопрос «как я буду себя чувствовать при таком варианте развития событий?». А вторую картинку выбираем (также не глядя) из набора «Личные границы», чтобы прояснить вопрос о том, как такой выбор повлияет на отношения Оли с мужем.

В конечном итоге у нас получается такая картина.

Уехать или остаться  Работа с проблемой выбора и принятия решения

Говоря о первом портрете, Оля отмечает, что женщина на картинке спокойная, красивая, у нее все, вроде бы, хорошо в жизни, но в глазах – грусть и сожаление. Так и Оля думает, что, если она откажется от переезда, она, скорее всего, будет сильно сожалеть об упущенных возможностях, хотя и верит в то, что ее жизнь сложится, в целом, вполне благополучно. И это неизбежно скажется на их отношениях с мужем: ощущение упущенных возможностей приведет к росту напряжения, отдалению от любимого человека. Возможно, она даже начнет его обвинять в том, что не смогла реализовать свои мечты и планы.

Перевернув второй портрет (к варианту «мы уезжаем»), Оля нервно рассмеялась. А потом призадумалась. И рассказала о том, что поняла, что, на самом деле, она довольно ощутимо боится учебы в другой стране, боится, что ей будет тяжело адаптироваться, не получится наладить контакт с окружающими людьми, она будет чувствовать тоску и одиночество, не сможет успешно учиться на иностранном языке, разочарует своих преподавателей и своих близких. Тема изолированности, одиночества стала основной и при размышлении над смыслом второй картинки к этому варианту. Кроме того, Оля говорит о том, что опасается, что у мужа возникнет ощущение, что он сам не живет полноценной жизнью, а словно "подглядывает" за ней из-за "забора" языкового барьера и невозможности найти нормальную работу. 

На третьем портрете (вариант, при котором Оля уезжает одна) клиентка увидела красивую и успешную, немного надменную и холодную женщину, которая, на самом деле, чувствует себя очень одинокой и несчастной. Вторая картинка символизирует для нее глубокий кризис в отношениях, в которых истощились все ресурсы.

В результате нашей работы не произошло чуда: решение не было принято. Более того, Оля сказала, что у нее даже возникли новые вопросы и сомнения. Но произошла очень важная вещь: Оля поняла, что подспудно видела именно в муже фактор, мешающий ей принять решение относительно дальнейшей судьбы, неосознанно перекладывала на него ответственность в этой ситуации. На самом же деле, у нее самой существует множество страхов, которые, как оказалось, активно влияют на выбор. А такое осознание – большой шаг вперед.

P.S.: как и во всех моих «клиентских историях», образ Оли сугубо собирательный, в значительной степени основанный на моем личном опыте и моих фантазиях.



Просмотров: 368
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Да, мухе не повезло, она влипла во что то что гораздо сильнее чем она сама и сдалась.
  • Что на самом деле означают слова мужчины: "Ты мне очень нравишься, но к отношениям я не готов"
  • Секрет женского счастья или про то как Оля не выносит живого мужчину.
  • Что такое выученная беспомощность, откуда она берётся и что можно с ней сделать
  • Симптом как способ сказать о том, что болит на самом деле.
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Что делать при депрессии, и что делать для того, чтобы её избежать
  • Что бывает, когда девочке говорят, что у нее "кривые ноги"?
  • Что же такое самооценка и что она значит в нашей жизни?
  • Работа или жизнь? О том, что если целиком уйти во что-то одно, можно остаться ни с чем.
  • Самооценка: что же это такое на самом деле и как ее повысить?
  • Как убедить жертву, что она виновница всех неприятностей. Помощь при абьюзе и газлайтинге.
  • Деменция. Стоит ли обращать на нее внимание? И если не обращать, во что она обойтись родным и близким?
  • "Что происходит в мире на самом деле?" или Как работают фильтры восприятия человека
  • Она не делает для меня того что я хочу!
  • Измена, отсутствие любви или доказательство того, что она есть
  • Что на САМОМ ДЕЛЕ нужно знать при поиске работы
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Боязнь темноты: что это такое и как от нее избавиться?
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет
  • Самооценка… Что это такое и как она формируется?
  • Очень коротко об особенностях гештальт-терапии или что она дает.
  • Способность хотеть того, что ты хочешь на самом деле
  • Страшная тайна о том, что на самом деле думают о вас другие люди.
  • Пассивная агрессия, часть 1. Что это такое и как она портит нам жизнь
  • «Делай, что должно и будь, что будет» Или «Как вести себя в трудных жизненных ситуациях».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь