|
Уехать или остаться? (Работа с проблемой выбора и принятия решения)Автор статьи: Румянцева Полина Витальевна
Проблема выбора довольно часто приводит клиентов в кабинет психолога. И это довольно мучительная проблема. Причем очень часто клиенты прекрасно справляются с рациональной частью выбора: нередко в буквальном смысле прописывая на бумаге все «плюсы» и «минусы» возможных вариантов. А решение все равно не приходит. Зачастую это бывает связано с тем, что в процесс принятия решения вмешивается множество иных, менее осознаваемых, компонентов, прежде всего не рациональной, а эмоциональной природы. Для того чтобы «вытащить» эти компоненты «на поверхность», помочь клиенту увидеть их и исследовать, мне очень нравится применять метафорические ассоциативные карты, причем используя прием выбора картинки «вслепую». При такой работе с МАК важно подчеркнуть клиенту, что, вытаскивая наугад картинки, мы не занимаемся гаданием и «предсказанием будущего». Наша задача – глубже проникнуть в мысли и чувства, которые существуют, влияют на принятие решения, но недостаточно хорошо осознаются. Оле 26 лет. Она моя коллега, психолог. Закончила бакалавриат и магистратуру, а недавно решила продолжить свое образование и поступила в аспирантуру. Некоторую сумятицу в жизненные планы внесло хорошее, на самом деле, событие – Оля узнала, что у нее есть возможность поучаствовать в конкурсе на стипендиальную программу в одном из европейских университетов и продолжить учебу зарубежом. И здесь-то наша героиня и столкнулась с проблемой выбора. Она говорит о том, что хотела бы использовать эту возможность, более того, мысли о переезде в Европу у нее возникали и раньше, но она не уверена, что это будет правильное решение. Больше всего в этой связи ее волнует то, как возможный выбор скажется на ее муже. Поехать-то с ней он сможет, но вот чем он будет там заниматься, не очень ясно. При разговорах муж вроде бы говорит, что поддержит ее любое решение, что он не против переезда, но в то же время не предпринимает никаких практических шагов в этом направлении: например, ему мы явно стоило «подтянуть» английский, но этого не происходит. Чтобы глубже разобраться в ситуации для начала мы проясняем возможные решения. Оказывается, их три: все остается как есть (Оля продолжает учиться в аспирантуре в России, мысли о переезде откладываются на неопределенный срок), Оля уезжает с мужем в Европу и, третий вариант, который возникает уже по ходу нашего обсуждения: Оля уезжает в аспирантуру одна, они с мужем поддерживают отношения на расстоянии, стараясь как можно чаще приезжать друг к другу. Я записываю эти варианты на стикерах и затем прошу вытащить наугад по две карточки на каждый из них. Первую картинку мы вытаскиваем из портретной колоды «Альтер-Эго». Задача этой картинки – помочь ответить на вопрос «как я буду себя чувствовать при таком варианте развития событий?». А вторую картинку выбираем (также не глядя) из набора «Личные границы», чтобы прояснить вопрос о том, как такой выбор повлияет на отношения Оли с мужем. В конечном итоге у нас получается такая картина. Говоря о первом портрете, Оля отмечает, что женщина на картинке спокойная, красивая, у нее все, вроде бы, хорошо в жизни, но в глазах – грусть и сожаление. Так и Оля думает, что, если она откажется от переезда, она, скорее всего, будет сильно сожалеть об упущенных возможностях, хотя и верит в то, что ее жизнь сложится, в целом, вполне благополучно. И это неизбежно скажется на их отношениях с мужем: ощущение упущенных возможностей приведет к росту напряжения, отдалению от любимого человека. Возможно, она даже начнет его обвинять в том, что не смогла реализовать свои мечты и планы. Перевернув второй портрет (к варианту «мы уезжаем»), Оля нервно рассмеялась. А потом призадумалась. И рассказала о том, что поняла, что, на самом деле, она довольно ощутимо боится учебы в другой стране, боится, что ей будет тяжело адаптироваться, не получится наладить контакт с окружающими людьми, она будет чувствовать тоску и одиночество, не сможет успешно учиться на иностранном языке, разочарует своих преподавателей и своих близких. Тема изолированности, одиночества стала основной и при размышлении над смыслом второй картинки к этому варианту. Кроме того, Оля говорит о том, что опасается, что у мужа возникнет ощущение, что он сам не живет полноценной жизнью, а словно "подглядывает" за ней из-за "забора" языкового барьера и невозможности найти нормальную работу. На третьем портрете (вариант, при котором Оля уезжает одна) клиентка увидела красивую и успешную, немного надменную и холодную женщину, которая, на самом деле, чувствует себя очень одинокой и несчастной. Вторая картинка символизирует для нее глубокий кризис в отношениях, в которых истощились все ресурсы. В результате нашей работы не произошло чуда: решение не было принято. Более того, Оля сказала, что у нее даже возникли новые вопросы и сомнения. Но произошла очень важная вещь: Оля поняла, что подспудно видела именно в муже фактор, мешающий ей принять решение относительно дальнейшей судьбы, неосознанно перекладывала на него ответственность в этой ситуации. На самом же деле, у нее самой существует множество страхов, которые, как оказалось, активно влияют на выбор. А такое осознание – большой шаг вперед. P.S.: как и во всех моих «клиентских историях», образ Оли сугубо собирательный, в значительной степени основанный на моем личном опыте и моих фантазиях. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|