В поле зрения психологии эта тема появилась не так давно, в 40-х годах нашего столетия, и стартом этому стала книга Э. Фромма «Бегство от свободы». В результате изучения данной темы, было найдено небольшое противоречие, утверждающее тот факт, что с одной стороны человек ограничен своей судьбой, в виде божественного предназначения, которое не оставляет места для свободы. С другой же стороны, утверждение которое гласит что человек создан по образу и подобию бога, дает ему возможность влиять на свою судьбу, по причине божественной природы человека.
На данный момент этот вопрос не является актуальным в наше время, по той причине, что человек сегодня, имеет возможность выбирать, и вроде бы как он хозяин своей жизни, но все таки, человек свободен если он ответственен. Много ли сейчас действительно ответственных людей, которые живут по совести и имеют ясное самосознание. Необходимо понять тот факт, что свобода и ответственность неразделимы друг от друга.
Свобода - это некое состояние человеческого сознания, и она заключается в первую очередь не в выборе данного действия, поскольку данное действие может быть навязанным, а больше все таки относиться к возможности, возможности выбора в данной ситуации.
Свобода человека много в чем ограничена. Ограничения ему преподносит его же тело, болезни, тот факт, что человеческая жизнь не может продолжаться вечно, и что он умрет, границы его сознания и так дальше. Но даже если телесная свобода человека ограничена, как духовная сущность он свободен.
Если рассматривать свободу с точки зрения индуской культуры, то можно сделать такой вывод, что свободы ми решаемся из-за своей кармы, которая нарабатывается в следствии невежества. Одним из способов приобретения свободы, является избавление от того же невежества.
Наследственность
Человек свободен от наследственности, которая может быть ему передана, он имеет свободу распоряжаться этим материалом как он захочет.
Стивен Кови о свободе выбора рассуждает подобным образом. Человек имеет в своем распоряжении 4 достоинства (фактора) дающие ему свободу выбрать ту реакцию на определенный раздражитель, которая по его мнению является более приемлемой в данной ситуации.
Первое – это самосознание (способность следить и контролировать мысленный процесс).
Второе – совесть (возможность соотношения своих поступков с принципами данного индивида).
Три – это воображение (способность создавать определенную реальность, и пути решения, данной ситуации).
Четвертое – независимая воля (это непосредственно само действие, с опорой на ценности).
Именно они являются основой внутренней свободы.
Свобода человека обладает шириной, а эта характеристика зависит от способности индивида владеть 4 выше описанными компонентами, что в последствии расширяет коридор данной концепции.
По своей природе, жизнь человека не свободна от условий бытия, но все же, он свободен занять позицию к этим же условиям. Обстоятельства не имеют власти над индивидуумом, скорее он имеет власть над ними. У человека можно забрать все, кроме возможности занять ту позицию, которую он желает, и быть ответственным перед ней. Именно это является одним из основ, которые составляют структуру концепции под названием свобода.
Человек свободен всегда в том, что бы найти и осуществить свой смысл, даже если жизненные обстоятельства сложились не лучшим образом.