|
Свобода выбора и свобода от выбора.Автор статьи: Филимонова Анна Вячеславовна
Все мы живем в обществе. Кто-то - в обществе потребления, кто-то - духовных ценностей. Некоторые пытаются совмещать то и другое, вырабатывая свой, третий подход. Некоторые выбирают свое общество осознанно. Некоторые «плывут по течению» - «как карта ляжет», так и живут. Первые часто говорят: «у всех всегда есть выбор». Такая позиция зачастую транслируется через СМИ, интернет. Это – позиция удачливого человека, самостоятельно делающего свою жизнь. Для такой позиции характерны лозунги типа «my life - my rules». С этой точки зрения выбор нужно делать всегда самому и всегда его делать. Если не сделаешь – ты неудачник, лузер. Ты – недочеловек. Ведь, согласно данной точке зрения, твоя жизнь дана тебе для того, чтоб ты мог выбирать. И, когда человек начинает свято верить данной теории, он сам загоняет себя в ситуацию ограничения: у него нет выбора о том, делать ему выбор или нет. Он не может отказаться, ведь тогда он – недочеловек. Нет варианта просто позволить себе поплыть по течению не потому, что это твой выбор, а потому, что ты этот выбор не сделал. Вторые обычно говорят, что от человека ничего не зависит. Все уже предрешено и что бы ты не выбрал, есть другие – те, кто выберет за тебя. Если за тебя никто не выберет, это значит, что выбор был сделан задолго до твоего рождения. В такой позиции выбирать просто бессмысленно. Кажется, что не имеет значения, что ты в итоге чувствуешь, с кем ты живешь, чего ты хочешь достичь. Никого не волнуют твои выборы и твои душевные страдания. Нет смысла доказывать кому-то что-то про себя: их это не волнует. И в такой картине мира человек становится совершенно закрыт и отгорожен от окружающего. Зачастую он разучается чувствовать себя и осознавать свои потребности. Он не делает выбор в пользу понимания себя, целеполагания, личной ответственности – за него уже все это сделали когда-то. Все эти позиции объединяет одно – наличие внешнего наблюдателя. В первом случае этот наблюдатель всегда оценивает верно ли живет человек. Вот если он отказался от выбора – он неудачник… Ведь не сам человек выводит эту идею. Он привык к тому, что есть другой, который оценит его, взвесит его усилия, достижения, степень его свободы. Есть тот, перед которым демонстрируется это право выбора и использование данного права. Во втором случае функция другого также оценивающая. Он оценивает потребности и желания, он может разрешить или запретить. Он – тот, что живет внутри человека и контролирует его. Как если бы смотрел снаружи и уже все про него решил и отверг все возможные идеи о том, что можно с этим человеком сделать. Этот третий – он недружелюбен. Он всегда выше человека. Он устанавливает правила. Обнаружить третьего бывает очень непросто. Обычно он поселяется в человеке в период пубертата (раньше, конечно, но ярко себя проявляет именно тогда), когда авторитет родителей с присущими им оценками и знаниями о том, что ребенку нужно, начинает стираться, а их указания вызывают прямой протест. В это время человек вырабатывает в себе своего контролера из тех представлений, которые уже сложились к данному периоду его развития. И дальнейшие действия человека во многом зависят от того, какую оценку даст ему наблюдающий за ним его взрослый. Такое выращивание в себе взрослого – необходимый период человеческого становления. Однако следующий период – это признание собственной взрослости без оглядки на наблюдателя. Даже на внутреннего. Он требует обнаружения наблюдателя и избавление от него. А это не всегда бывает просто: ведь человек привык доверять ему. Если он дожил до того возраста, когда начал задумываться и пытаться брать ответственность за себя, то это – во многом благодаря такому внутреннему наблюдателю. В связи с этим отказ от него – это, своего рода, превозможение себя, отказ от своей значимой части себя. От привычного и безопасного способа бытия. Вот почему так часто как победители, делающие выбор, так и те, кто просто плывет по течению, предпочитают не замечать наличие такого контроллера внутри себя и ничего не делать для его устранения или ослабления. Для этого важно научится понимать и осознавать свои потребности, ценности, ощутить их отличие от того, что было усвоено ранее. Почувствовать их качество и принять осознанное решение (без оглядки на внутреннего взрослого) о том, что они имеют ценность и смысл для самого человека и этого достаточно. Этот смысл – то самое основание, которое дает право для самовыражения и утверждения себя в жизни. Ну и второе необходимое качество для истинной свободы от наблюдателя (помимо осознанности) – это ответственность за свой выбор. Принятие ее, в том числе в виде готовности дать ответ другим людям, отстаивая себя – такого, каким человек является. Общество устроено так, что проверки на готовность отстаивать себя будут проходить постоянно. Поэтому ответственность перед собой (не наблюдателем) становится неотъемлемой частью представлений человека о себе и своей сущности. И вот тогда появляется истинная свобода выбора: можно воплощать себя или нет – в зависимости от ситуации. Можно делать выбор или плыть по течению, если есть нехватка ресурсов или интересно посмотреть, что случится. Основное – это ощущение свободы. Которое бывает так непросто вынести и которое само по себе может проживаться как испытание. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|