|
Трагедия свободы воли современного человекаАвтор статьи: Мусс Екатерина Андреевна
ТРАГЕДИЯ СВОБОДЫ ВОЛИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА. Слово "свобода" никогда не было и не будет пустым сочетанием букв. Оно заставляет в тысячный раз задаться вопросами: что есть свобода? свободен ли я? Свобода – достаточно широкое понятие. Согласно определению философского энциклопедического словаря свобода – это возможность индивида самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности . И философы, и богословы часто оказываются единодушными в том, что важнейшим качеством человека называют его свободу. Христианская антропология исходит из положения, что Творец создал человека по природе свободным, что дар свободы – свойство сущности человека. По мнению святых отцов, именно в этом состоит Образ Божий, а этот «царственный» дар делает человека господином – как своего внутреннего мира, так и внешних обстоятельств жизни. Свобода есть великий, но вместе с тем и роковой для человечества дар. Мы, люди, грешные существа, находящиеся вне Царства Божия, легко поддаемся всевозможным соблазнам, и тогда случаются различные извращения свободы. Согласно суждению философа Сергея Александровича Левицкого: «свобода есть первозданное свойство личности, столь существенное, что оно связано со всеми сторонами строения личности и мира» [8]. В обыденной жизни, сегодня, свобода понимается людьми как вседозволенность и произвол – «что хочу, то и делаю». Кто-то ставит свободу своей личности превыше всего, считает ее высшей ценностью. Иной ложно считая, что имеет свободу – упивается всевозможными удовольствиями. Это особенно ярко выражено, когда мы говорим о молодежной среде, так как в силу возрастных особенностей молодые люди находятся в периоде становления личности и чувства их обострены. В нашей повседневной жизни мы видим, как по своей свободной воле люди делают такой выбор. Свобода воли человека выражается, прежде всего, в выборе отношений с Богом – в способности не только уверовать в Его существование, но и принять для себя обязательное исполнение Его заповедей – законов духовной жизни. Но, часто происходит, наоборот, по словам Апостола Павла «не понимаю, что делаю; потому что не делаю что хочу, а что ненавижу, то делаю» [1]. В христианской антропологии воля как вожделевательная сила души есть инструмент реализации свободы, данной Богом человеку. Высший уровень развития воли – добровольное подчинение ее Воле Божьей. По словам психолога и богослова Вениамина Алексеевича Снегирева: «Воля есть организованная совокупность потребностей-стремлений, желаний, мотивов, выбора, решения, усилия, предшествующих всякому сознательно целесообразному движению – внешнему или внутреннему. Содержание всех этих состояний свое в каждом случае, но форма, строй – всегда один и тот же» [3]. Понимание воли, к которому подошла современная психология, сводится к следующему определению, которое дал современный психолог Евгений Павлович Ильин: «Воля как самоуправление своим поведением с помощью сознания, которое предполагает самостоятельность человека не только в принятии решения, но и в инициации действий, их осуществлении и контроле» [5]. Мы видим, что это определение не противоречит представлению о воле в христианской антропологии. Несмотря на все понимание проблемы свободы воли духовно-нравственное состояние современного общества выглядит очень тревожным. Об этом можно судить как по данным статистики, опросов, так и по высказываниям современных ученых разных областей. Уровень агрессии и жестокости в обществе достаточно высокий. Действительно справедливо отметил философ Николай Онуфриевич Лосский: «без свободы нет добра» [6]. Об этом можно судить по многим факторам. Количество суицидов, разводов, детских преступлений, абортов и многого другого. Например, суицид, если показатели среди взрослого населения, согласно статистике ВОЗ, постепенно снижаются в сравнении с показателями других стран, то показатели для подростков положительных тенденций не имеют, даже наоборот – среднемировая величина в три раза ниже, чем в нашей стране [12]. Что касается разводов – статистика не утешительна на 100% браков – 80% разводов. И это не учитывая сожительства, ошибочно называемого сегодня гражданским браком. Современный мужчина забыл, что значит быть мужем, отцом, так и женщина забывает своё предназначение. А по-христиански формула проста и дал нам ее Апостол в своем послании к ефесянам. Христианский брак заключается во образ союза Христа и Церкви: «…муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5: 23–25) [1]. На сегодняшний день наша страна занимает одно из первых мест по количеству абортов в процентном отношении к общему числу рожденных детей, официальная цифра – около 1 млн. абортов в год и это не учитывая абортов, проведенных в частных медицинских центрах, а также самостоятельное медикаментозное прерывание беременности. 57% всех беременностей заканчивается абортом. Преступления в детской среде ужасают специалистов не только ростом случаев, но и то с какой жестокостью это совершается и какими изощренными способами. Современный психиатр-криминалист Михаил Виноградов, в частности говоря о причинах такого положения дел, выделяет главной – отсутствие морально-нравственных ценностей в семьях, - «дети стали жестокие, безжалостные, откуда берутся такие дети, это другой вопрос. Это дети жестокой семьи, жестоких родителей. Дети, которым морально-нравственные ценности не прививались» [13]. Здесь же можно привести слова русского философа Николая Александровича Бердяева: « Конфликт жалости и свободы... Жалость может привести к отказу от свободы, свобода может привести к безжалостности» [2]. Ко всему вышесказанному можно добавить и пропаганду садомии, и повальное увлечение оккультизмом, и засилье тоталитарных сект, и неконтролируемая сфера психологических услуг. Люди делают себя рабами страстей. Н.А. Бердяев говорил: «человек раб потому, что свобода трудна, рабство же легко» [2]. Погрязнув в удобстве, человек привыкает довольствоваться искусственной моделью свободы. Свобода для рядового обывателя оборачивается, прежде всего, нежелательной ответственностью, которую она с собой несет. Не хочется быть ответственными за свои неудачи, признавать, что жизнь – это результат собственных решений и поступков. Намного легче винить в этом судьбу, обстоятельства. Мирясь со своими недостатками, истинно веря в то, что не в силах ничего изменить, люди останавливают свои духовные поиски. Как сказал великий русский философ Иван Александрович Ильин - «несчастье современного человека велико: ему не хватает главного - смысла жизни» [5]. Все эти беды от неправильного понимания свободы, от отсутствия смысла жизни, от безверия. Современный человек должен признать необходимость отречения человека от своей греховной воли и подчиниться Воле Божией – это есть высшее проявление свободы личности. По словам философа И.А.Ильина: «Без свободы человеческая жизнь не имеет ни смысла, ни достоинства, и это самое главное. Смысл жизни в том, чтобы любить, творить и молиться. И вот без свободы нельзя ни молиться, ни творить, ни любить» [5].
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|