"Благородные" страдания Русалочки - о чём на самом деле говорит нам эта сказка?

Благородные страдания Русалочки  о ч м на самом деле говорит нам эта сказка

Недавно читала дочке сказку Андерсена про Русалочку, которая пожертвовала сначала свой прекрасный голос, а потом и совсем умерла из любви к Принцу.

Возможно, я чего-то не вижу в этой сказке, если вы видите, то поделитесь со мной, пожалуйста. Потому что сказка эта во мне вызвала несколько сильных эмоций, размышлениями о которых я и хочу поделиться.

Во-первых, меня поразило окончание сказки - главная героиня умерла. А герой этого не заметил и не оценил, конечно. Это просто вводит меня в ступор. Хоп - и конец. Хоп - трагедия. А где же так любимый нами Хэппи Энд?

Чему учит такой конец? Если твой любимый мальчик женился на другой, твоя жизнь окончена и все твои жертвы были напрасны! Лучший выход - слиться с пеной морской.

А сама идея женской жертвы как красиво и благородно преподносится - влюбилась в парня, сходи к ведунье, пусть она тебе наколдует его внимание, и заберёт в замен самое лучшее и ценное.

Вот только что стоит за этими образами? Какая пропаганда?

Причём в этой же сказке есть история с хорошим финалом - другая героиня, чьё имя мы не знаем, но которая нашла принца на берегу, вышла за него замуж. Мы не знаем, какая история привела её в тот день на берег, через что она прошла в своей жизни до этого момента. Возможно, она шла на берег, чтобы избавиться от страданий по другому парню. Не знаю. Но есть факт - она стала принцессой, женой принца, и у неё есть все шансы потом стать Королевой.

Только вот эта история проходит мимо детского внимания. Мы не знаем её предыстории, зато автор очень красочно показал нам предысторию Русалочки, причём применил именно красивые образы - любимая бабушка, подружки-сестрички, любящий отец, красивое беззаботное детство, любовь к прекрасному принцу - это то, о чём мечтают многие девочки, и именно с Русалочкой они себя и отождествляют.

И за неё начинают переживать. За ней начинают повторять - влюбляться и жертвовать собой.

И подобная тенденция ведь есть не только в "Русалочке" - большинство мыльных опер "поют" нам о том, как благородно страдать ради любви. Разве что эти оперы заканчиваются красивее - свадьбой во дворце и детишками. А здесь вроде как показана реальность жизни как она есть, как бывает "на самом деле".

То есть страдания возводятся в нечто "правильное, полезное, благородное". Если женщина не страдала, вышла замуж, то она "с*чка, б***дь" и тд. А кому хочется подпадать под эти определения - вот женщины и начинают придумывать себе страдания, чтобы было "справедливым" получение разных приятных бонусов от жизни.

В целом, позиция Русалочки описывает подростковый возраст - именно так в омут с головой, не думая о средствах, о том, что шансы ничтожно малы, подростки бросаются в любовь (точнее бы сказать - в страсть) и в другие авантюры.

И для девушек/юношей 14-18 лет это нормально. Хорошо бы, чтобы в этом возрасте они больше доверяли родителям, а не ведьмам-колдуньям. Но когда "Русалочке" уже далеко за 30, а она продолжает искать страдания, вечерами напролёт упиваясь мыльными операми, а днём пишет подобные же "оперы" из своей жизни...

Пора бы уже Русалочкам взрослеть. Становиться более мудрыми. Я не говорю про отказ от чувств, от любви. Я о том, чтобы проживать любовь по-взрослому. Я о том, чтобы чувствовать ярче, глубже, острее.

Беда взрослых Русалочек не в том, что готовы заплатить некую цену за свои желания, а в том, что они платят эту цену слепо, не просчитывая шаги вперёд, не оценивая шансы.

У Русалочки был шанс? Был. Но микроскопически микроскопический, который после её жертвы стал практически ничтожным. Если в 15 лет можно верить в то, что я же благородно страдала, значит, он меня оценит и женится. То в 30 важно понимать, что благородные страдания - это ни о чём. Важны действия. Конкретные шаги и желательно мудрые.

В конце концов, она могла поделиться своими чувствами с отцом, сёстрами, бабушкой. Проговорить то, что есть. А у неё всё как в песне - "я его слепила из того, что было, а потом, что было, то и полюбила". На эту тему хочется целую статью написать, очень много у нас иллюзий на тему любви и благородных страданий ради неё.

Если кто-то знаком с биографией Андерсена, буду благодарна за ссылку или подсказку - где можно прочитать, что и как происходило в его жизни. Потому что "Русалочка" - это далеко не единственная сказка с таким странным окончанием - "Оловянный солдатик", "Пастушка и трубочист", а "Девочки и спички"?!!!

Я не берусь судить талант или личность автора. Возможно, я действительно чего-то не вижу, что скрыто глубоко-глубоко в его историях. Но тогда важно это знать. Ведь простое прочтение сказки даёт шаблоны поведения. Когда мы становимся взрослыми, мы даже не понимаем, почему мы поступаем так или иначе. А это всего навсего разворачиваются сценарии, которые мы несём из детства - так поступали наши близкие, так поступали любимые нами герои, так поступало большинство взрослых людей в нашем окружении в детстве.

Я не против того, чтобы читать детям сказки. И даже не за то, чтобы читать "правильные" сказки. Я за то, чтобы обсуждать с ними прочитанное, увиденное, помочь им прожить то, что с ними происходит в жизни, прожить эмоции, которые у них возникают, помочь сформировать своё мнение.

На мой взгляд, нет однозначно плохих или однозначно хороших сказок (фильмов, мультфильмов и тд), есть наше отношение к тому, что написано. Либо слепое следование.

Поделитесь, пожалуйста, вашим мнением о сказке про Русалочку и вообще о сказках, которые написал Андерсен. Как, на ваш взгляд, они влияют на неокрепшую детскую психику. Как это потом проявляется в вашей жизни. Можете поделиться своей любимой сказкой и провести аналогию с тем, как это сейчас проявляется в вашей жизни.



Просмотров: 622
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Сказка о жизни "Дар и Любовь". История первая "Зарождение любви".
  • Кто ты: "пассажир" или "творец своей жизни". Анализ фильма "Пассажиры"
  • "Сынок, не делай этого" - "Хочу и буду", чтобы ребенок сотрудничал нужно...
  • "Я хочу чтобы меня любили" или "когда я смотрю на небо"
  • Чтобы ваше "потом" не превратилось в "никогда"
  • Любовь нельзя заесть "Я ем, чтобы жить или живу, чтобы есть"
  • Искать ли "своего" человека или "лепить из того, что есть"?
  • "Замедляться, чтобы чувствовать" или "Что у меня с лицом?"
  • Возможно ли вытащить себя из "болота болезненных эмоций"? Да, если "созрел".
  • "Есть такая "помощь", которая вовсе не помогает..."
  • Важно научиться говорить "нет", даже если вы уже сказали "да"
  • Если есть ради чего жить, то выдержишь любое "КАК"!
  • "Я есть!!!" или как не исчезать из своей жизни.
  • "Мы были бы отличной парой, если бы не ТЫ" или "Почему моя жена стала Ведьмой"
  • Пока есть родитель "страх", всегда будет ребенок "ложь"
  • Как правильно ставить цели, чтобы они достигались. Системы "SMART" и "КОНЭЦ".
  • "Работа с МАК". Расклад "Сказка моей жизни".
  • Баланс "Хочу", "Могу" и "Надо": с чего начать?
  • "Перестать думать" vs "остановиться, чтобы подумать."
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • "Полюби меня такой, какая я есть!.."
  • "Я общаюсь только с высокопоставленными людьми" или "Мама, как ты меня достала".
  • От "Я убегу, чтобы от меня не успели первыми" к независимости и любви
  • Авторская техника "Синематограф" ("Соре", "Персона","Он")
  • Фантазм "Одна жизнь на двоих" или "Все будет потом!"
  • "Все мужчины хотят только секса" или "Мне просто нечего им больше предложить"
  • Как лечить болезни "жара"? Когда "жар" болеет "холодом".
  • Как тренируется любовь или о "врагах", как лучшем "тренажёре" любви
  • Где у человека находится "батарейка" энергии жизни и как она "заряжается"



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь