|
Феномен свободы выбора в теории гештальт-консультированияАвтор статьи: Екатерина Бирюкова
Статья написана в соавторстве с кандидатом психологических наук, доцентом, Богатыревой М.Б. Аннотация. В статье представлен анализ подходов к рассмотрению феномена свободы выбора в гештальт-консультировании. Показано «созвучие» теоретических положений и основных целей гештальт-консультирования потребностям современного индивидуума и условиям его жизни. На основе анализа психологической литературы сформулировано определение и выделены признаки свободы выбора. Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островская описывают особенности современного общества, в котором сегодняшний человек живет и развивается: неустойчивая социально-экономическая ситуация, неясность нравственных принципов, все большее увеличение скорости жизненного ритма. Авторы указывают, что в существующих нестабильных условиях индивидууму сложно найти какой-либо «фундамент» во внешней среде, существенным становится открытие и ощущение сил внутри себя, способности личности к творческому преображению реальности [10]. Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островская пишут, что человеку, с одной стороны, важно осуществлять свободный выбор поступков, основанный на внутренних посылах и желаниях, с другой стороны ему необходимо уметь реализовывать и выражать себя во взаимоотношениях с другими (не изолироваться), в контакте с миром и учетом реальности, что, согласно Э. Эриксону, приобретает особую значимость в возрасте ранней зрелости. Э. Эриксон в качестве основной характеристики и задачи данного возрастного периода обозначает вступление в близкие отношения с Другим. Для этого индивидууму важно, как отмечают Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островская, идти на риск, пробуя различные, в т.ч. непривычные, стратегии действий, беря личную ответственность за их исход, активно и творчески вступать и проявляться в различных событиях [10; 11]. Таким образом, Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островская акцентируют внимание на том, что теоретические положения и основные цели гештальт-консультирования, направленные на возобновление контакта и границ личности с миром, осознавание клиентом собственных переживаний и побуждений в настоящем и при реальных взаимоотношениях с другим человеком, креативное приспособление и принятие ответственности за свою жизнь, очень согласуются с потребностями современного индивидуума, условиями его жизни, и мы также добавим, с задачами возраста ранней зрелости [10]. Согласно основателю гештальт-подхода, Ф. Перлзу, свобода выбора – это данная человеку от природы возможность самостоятельно выбирать как себя реализовать, кем быть, как действовать в той или иной ситуации и т.д., которую, однако, не всегда и не все люди в себе признают, перекладывая ответственность за свою жизнь на внешнее окружение [6; 7]. Высокая степень развития в личности свободы выбора характеризуется по мнению Ф. Перлза её зрелостью, т.е. независимостью от других, нахождением опоры в себе, ответственностью за процесс собственной жизни [7]. Для того, чтобы индивидуум почувствовал и развил свою свободу выбора, как отмечает Ф. Перлз, важно: Во-первых, научиться осознавать свои переживания в событии настоящего, различать собственные надобности и узнавать в них ведущую [6]. Во-вторых, присвоить себе свои проекции и проявления, уподобиться им, став тем, что человек отражает на других. В этом и состоит по Ф. Перлзу механизм принятия ответственности, открывающий путь к свободному выбору в противоположность «стесненному» (построенному на не ассимилированном стремлении к похвале окружающих) [6; 7]. В-третьих, для обретения опоры в себе, как отмечает основатель гештальт-терапии (консультирования), человеку важно распознать наиболее широкий потенциал своих способностей (большинство из которых он в себе не знает) и научиться повелевать ими через преодоление усвоенных стандартов мысли и форм поведения [7]. Один из учеников Ф. Перлза, Г. Йонтеф, размышлял о свободе выбора как самостоятельном образе бытия, выражающемся в возможности осуществлять выбор исходя из собственного истинного восприятия окружающего мира и из своих организмических побуждений с принятием ответственности за обустройство своей жизни, а также проявляющийся в способности быть искренним в контакте с другими. Основой для развития свободы как ответственного выбора, согласно Г. Йонтефу, является высокий уровень осознавания текущих процессов [2]. И. Польстер и М. Польстер характеризуют свободу выбора как независимость от перенятых эталонов. Путь к расширению свободы выбора, по мнению авторов, состоит в различении личностью того, что она усвоила от значимого окружения и того, что является ее личной позицией и ценностью. И. Польстер и М. Польстер отмечают, что свобода выбора все время сопровождается острым внутренним конфликтом – решением противостоять угнетению и стороннему авторитету, действуя из своих предпочтений или оставить все как есть, избегая давления. При этом авторы отмечают важность достижения собственной свободы именно в отношениях (а не в изоляции), через умение выстраивать свои личностные границы [9]. С. Гингер описывал свободу выбора как склонность строить свою жизнь и выбирать, не подчиняя себя наследственным влияниям или истории своего детства, хотя и не отвергая их значение; это способность индивида самому конструировать жизненный путь из того содержания, которое когда-то было в него заложено различными факторами, креативно преобразовывая их под свои стремления и нынешние условия среды [1]. Согласно взглядам М.П. Папуша, способность к свободному выбору определяется мастерством удержания нескольких различных реальностей: сознавания телесных и эмоциональных ощущений в данную секунду, важных и «проходящих» (несущественных) событий жизни, а также самого процесса их различения и осознавания непринимаемых частей себя. В результате такого проживания, по мнению М.П. Папуша, у клиента расширяется свобода выбора через осмысление себя автором тех действий и переживаний, которые он в настоящий момент испытывает или совершает [5]. Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова на основе идей экзистенциализма, которые вошли в сущность гештальт-подхода, характеризуют свободу выбора как наделенную ответственностью, сопровождающуюся тревогой и одиночеством (чувством принадлежности себе) возможность человека самостоятельно определять свою судьбу, как способность к самоосознаванию и проявлению активности. Авторы противопоставляют свободу выбора роли авторитетов и устоев в жизни индивида. Н.М. Лебедева и Е.А. Иванова отмечают, что расширению свободы выбора способствует переход к проявлению себя в действиях с принятием имеющейся экзистенциальной тревоги (неизвестности и своей конечности) и фундаментального одиночества, что позволяет человеку обрести опору в своих ограниченных ресурсах и своем мужестве быть [3]. И.А. Погодин, обозначает свободу выбора как критерий, отличающий человека от всех остальных земных существ [8]. Свобода выбора состоит в нормальной деятельности «Self», которая выражается, как отмечают Г. Масколье и др., в способности человека определять свои ведущие потребности и чувства (функция «Оно/ Id»), а также возможности их удовлетворения в окружающей среде (функция «Личность/ Personality») [4]. Блокируют свободу выбора, как пишут И.А. Погодин и Г. Масколье, нарушения функций «Self», что приводит к утери человеком истиной связи с внешним миром на границе-контакт. Ссылаясь на Ф. Перлза и П. Гудмена, И.А. Погодин говорит о творческом приспособлении как способе восстановления в индивиде искусства выбирать [4; 8]. Основываясь на идеях основателей гештальт-подхода С. Гингер определяет креативное (творческое) приспособление как активную форму гармоничного существования человека с самим собой и окружающей средой; нахождение собственного пути развития с учетом как личностных желаний и позиций, так и нестабильных условий в обществе [1]. Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островская рассматривали свободу выбора через категорию личностной автономии. Авторы определяют личностную автономию, с одной стороны, как способность к свободному выбору, основанному на внутренних побуждениях, значениях и желаниях, с другой стороны, как умение осуществлять себя во взаимоотношениях, готовность устанавливать тесную психологическую связь с другими, без потери собственной идентичности [10]. Е.Ю. Федоренко и Е.В. Островская исследовали развитие автономии как самоопределяемого поведения и автономии во взаимоотношениях средствами групповой гештальт-терапии. В результате был обнаружен более выраженный рост поведенческой автономии и автономии в межличностном сотрудничестве в экспериментальной группе (прошедшей курс групповой гештальт-терапии) нежели в контрольной [10]. Таким образом, на основе анализа психологической литературы нами было уточнено определение и признаки свободы выбора. Свобода выбора – это естественно присущая человеку данность, особый стиль жизни, заключающийся в избрании своего пути и действий исходя из подлинных чувств, устремлений и способностей в гармоничном существовании со средой и принятием ответственности за развитие выбранного хода, которое не может быть определено однозначно. Признаками свободы выбора являются: способность выносить экзистенциальную тревогу (принятие неопределенности, риск, позитивное отношение к опыту), ответственность (интернальность, одиночество как принадлежность самому себе), творческое приспособление, самореализация, осознавание, психологическая целостность, самостоятельность, способность к сотрудничеству, выстраивание здоровых психологических отношений (без изоляции и потери самоидентичности) и т.д. Литература: 1. Гингер, С. Гештальт: искусство контакта [Текст] / С. Гингер.; пер. с англ. Т.А. Ребеко. – 2-е изд. - М.: Академический Проект; Культура, 2010. – 191 с. 2. Йонтеф, Г. Гештальт-терапия: введение [Текст] / Г. Йонтеф // Сборник материков Московского Гештальт Института. – М.: МГИ, 2001. – С. 11-19. 3. Лебедева, Н. М. Путешествие в гештальт: теория и практика [Текст] / Н.М. Лебедева, Е.А. Иванова. – СПб.: Речь, 2004. – 560 с. 4. Масколье, Г. Гештальт-терапия: вчера, сегодня, завтра. Быть собой [Текст]: монография / Г. Масколье; пер. Т. Велента. – М.: Боргес, 2010. – 131 с. 5. Папуш, М. Психотехника экзистенциального выбора [Текст] / М. Папуш. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 6. Перлз, Ф. Гештальт-подход, Свидетель терапии [Текст] / Ф. Перлз.; пер. с англ. 7. Перлз, Ф. Гештальт-семинары [Текст] / Ф. Перлз. – М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. – 352 с. 8. Погодин, И. А. Рискуя быть живым: психотерапия присутствием [Текст] / 9. Польстер, И. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики [Текст] / И. Польстер, М. Польстер. – М.: Независимая фирма "Класс", 1996. – 204 с. 10. Федоренко, Е. Ю. Личностная автономия и возможности ее развития средствами групповой гештальт-терапии [Текст] / Федоренко Е.Ю., Островская Е.В. // Международный журнал экспериментального образования. – М, 2017. – № 5. – С. 82-86. 11. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст]: пер. с англ. / Э. Эриксон; общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – 2-е изд. – М.: Флинта: МПСИ: Прогресс, 2006. – 352 с.
Статья принята к публикации в сборник материалов Международной научной конференции молодых учёных «Наука на благо человечества – 2019». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|